Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе старшего дошкольного

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;

Содержание

Введение 3
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
1.1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8
1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15
1.4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 19
Глава II ИСЛЕДОВАТЕСКое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………… 23
2.1 Характеристика эмоциональной сферы детей. 25
2.2 Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности 45
Выводы 47
Педагогические рекомендации 49
Заключение 50
Литература 51
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.docx

— 104.63 Кб (Скачать)

           Статусные категории каждого  ребенка. В итоге: «звезды» - 6 человек,  «предпочитаемые» - 5 человек, «принятые» - 17 человек и «не принятые»  - 1 человек.  
 
 
 

      

          Уровень благополучия взаимоотношений  (УБВ) - 61% . Мы получили низкий уровень  благополучия взаимоотношений , так как в группе большее  количество детей имеет неблагоприятный  статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными). Низкий УБВ означает неблагополучие  большинства детей группы в  системе межличностных отношений,  их неудовлетворенность в общении,  признании сверстниками.

            Коэффициент взаимности (КВ) - индекс  групповой сплоченности,  выражает  различный характер отношений  , существующих в группе. КВ - 28%, из  чего следует, что данная группа  относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента  взаимности и построение социограммы  на основе вычисленных взаимных  выборов дает нам представление  о характере отношений, существующих  в группе, то есть свидетельствует  о разобщенности группы на  отдельные группировки по 3 - 2 человека. Причем мы заметили, что девочки  и мальчики создают свои группировки  обособлено друг от друга, то  есть наблюдается высокая половая  дифференциация в группе (старший  дошкольный возраст).  

            Коэффициент удовлетворенности  дошкольников своими взаимоотношениями  (КУ) - 46%. Также мы определили КУ  каждого отдельного ребенка группы  и получили следующие результаты: в первую (высшую) группу КУ входят 2 человека, во вторую группу КУ - 7 человек, в третью группу  КУ входят 4 человека и в четвертую  группу - 16 человек.   

             Из условного распределения детей  на группы мы видим, что дети, которых  выбрали все или  почти все сверстники из числа  тех, кого они сами выбирали, имеют почву для  более высокого  эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) - 4%, т.е. данную группу можно считать благополучной, статусную категорию «не принятые» имеет один ребенок.

            Выяснили, каким образом дети  мотивировали свои выборы. Например  дети, у которых были взаимные  выборы с Юлей С. (« 1 » статусная  группа, «звезды») на вопрос «Почему  ты  в первую очередь решил(-а)  подарить картинку Юле», - ответили  следующим образом: девочки: «Она  моя самая хорошая подружка.., с ней интересно играть...»,  мальчики отвечают: « Она хорошая,  нравится.., она красивая...» 

    Тогда детям задавали следующий вопрос: «Если бы у тебя было много картинок ,но одному ребенку из группы не хватило, кому бы ты не дал картинку и почему...»  Дети отвечают, например: «Он(-а) всегда дерется...», «Толкается...», «Жадная...»  и т.д.

    Поэтому, у девочек, например, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес  к совместной деятельности с этим ребенком.  Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения  к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней.

           При исследовании половой дифференциации  межличностных отношений дошкольников  данной группы заметили тенденцию  более благоприятного положения  в группе девочек, чем мальчиков.  По данным социограммы мы  выявили  такой характер связи как взаимная  симпатия (мальчик и девочка находятся  в « 1 » статусной категории,  «звезды»). Также наблюдаются явления   «неразделенной любви» (в большинстве  случаев мальчики выбирают девочек). 

           При проведении аутосоциометрического  исследования мы получили  результаты  по количеству ожидаемых выборов  и по количеству оправдавшихся выборов и получили коэффициент осознанности отношений (КО). Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 27%.  

    

           Таким образом, у детей общее  число ожидаемых выборов значительно  больше, чем оправдавшихся и этот  факт свидетельствует о высоком  уровне притязаний  детей группы, которые имеют неблагоприятный  статус.

    1. Статусное положение детей  с различными уровнями тревожности

    Сопоставляя статусное положение каждого  ребенка группы с  присущим ему  уровнем тревожности, мы получили следующие  результаты:  из общего количества детей I статуса («звезды») 17% детей имеют  низкий уровень тревожности и 3,5% - средний уровень тревожности; из всех детей группы, находящихся во II  статусе («предпочитаемые») 14% детей  имеют низкий уровень тревожности  и 3,5% имеют средний уровень тревожности; из всех детей III статуса («принятые») 3,5% детей имеют высокий уровень  тревожности, 10% детей имеют средний  уровень тревожности и 45% детей  имеют низкий уровень тревожности; 1 ребенок , находящийся в IV статусе («не принятые»), имеет высокий  уровень тревожности.

    Таблица 3: Статусное положение детей с различным уровнем тревожности

    
Уровень тревожности Количество  детей, имеющих статус
I II III IV
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Высокий - - - - 1 3.5% 1 3.5%
Средний 1 3.5% 1 3.5% 3 10% - -
Низкий 5 17% 4 14% 13 45% - -
 

    Теперь рассмотрим процентное соотношение детей с  разным статусом для каждого уровня тревожности (процент берется от общего числа детей для данного  уровня тревожности). 

    
Уровень тревожности Количество  детей, имеющих статус
I - II III - IV
чел. % чел. %
Высокий - - 2 100%
Средний 2 40% 3 60%
Низкий 9 41% 13 59%
 

    Из  полученных соотношений видно, что  чем выше уровень тревожности, тем  больший процент детей имеет  неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей  с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети.

ВЫВОДЫ

    1.   В данной группе детей старшего  возраста большинство детей имеют  низкий уровень тревожности, несколько  детей имеют средний уровень  тревожности и  два ребенка  имеет высокий уровень тревожности,  а также небольшая часть детей  имеют средний уровень выраженности  враждебности, конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, чувства неполноценности, трудностей  общения, остальные дети имеют  низкий уровень выраженности.

    Сопоставляя полученные результаты двух рисовальных  тестов – “Дом – дерево - человек” и “Несуществующее животное”  можно сделать вывод, что в  рисунках обоих тестов мы видим проявление  повышенной тревожности в рисунках  одних и тех же детей. Также  в большинстве рисунков детей  отражаются признаки агрессии.

    2. В исследуемой группе большинство  детей имеет неблагоприятный  статус. Низкий уровень благополучия  взаимоотношений означает неблагополучие  большинства детей группы в  системе межличностных отношений,  их неудовлетворенность в общении,  признании сверстниками. Значение  коэффициента взаимности и построение  социограммы на основе вычисленных  взаимных выборов дает нам  представление о характере отношений,  существующих в группе, то есть  свидетельствует о разобщенности  группы на отдельные группировки  по 3 - 2 человека. Наблюдается высокая  половая дифференциация в группе (старший дошкольный возраст). Коэффициент  удовлетворенности дошкольников  своими взаимоотношениями 46%. Определив  КУ каждого  ребенка группы, мы можно сделать вывод, что   дети, которых  выбрали все  или почти все сверстники из  числа тех, кого они сами  выбирали, имеют почву для   более высокого эмоционального  самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности 4%, данную группу можно считать благополучной. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола  находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. Мальчики выбирают девочек, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию. В данной группе  положение девочек более благоприятно, чем мальчиков. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия,  наблюдаются явления  «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).

      Для данной группы средний  показатель коэффициента осознанности  отношений равен 27% -  у детей  общее число ожидаемых выборов  значительно больше, чем оправдавшихся  и этот факт свидетельствует  о высоком уровне притязаний  детей группы, которые имеют неблагоприятный  статус.

    3. Сопоставляя статусное положение  каждого ребенка группы с   присущим ему уровнем тревожности,  мы получили следующие результаты: из детей группы, находящихся  на III и IV статусах, большинство имеет низкий уровень тревожности, несколько детей имеет средний уровень тревожности и два ребенка имеет высокий уровень тревожности. Из  детей группы, находящиеся на I и II  статусах, большинство детей имеет низкий уровень тревожности и два ребенка имеет средний уровень тревожности.   

     

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Чтобы существенно  снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим  ребенка, обеспечить реальный успех  ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и  больше хвалить, причем  не сравнивая  его с другими, а только с ним  самим, оценивая улучшение его собственных  результатов (сегодня нарисовал  лучше чем вчера; быстрее убрал  игрушки и т.д.);
  2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;
  3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
  4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
  5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе старшего дошкольного