Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе старшего дошкольного

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;

Содержание

Введение 3
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
1.1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8
1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15
1.4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 19
Глава II ИСЛЕДОВАТЕСКое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………… 23
2.1 Характеристика эмоциональной сферы детей. 25
2.2 Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности 45
Выводы 47
Педагогические рекомендации 49
Заключение 50
Литература 51
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.docx

— 104.63 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ                                                         ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Факультет педагогики и психологии детства

    Кафедра дошкольной педагогики и психологии 
 
 
 

    Курсовая работа

Эмоциональная тревожность,                                                          её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе Старшего дошкольного возраста 

     

    
    Выполнил:

      студент 4 курса

    группы 07 – 106 – ДПП – 302

    Александр Игоревич

    Темченко 

     
    Проверил:

    профессор кафедры

    дошкольной  педагогики и

    психологии 

    Светлана  Евгеньевна Царева

    
     
 
 

    НОВОСИБИРСК 2010

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих  сверстников и  его статусное  положение в группе

1.1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5

1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8

1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15

1.4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 19

Глава II ИСЛЕДОВАТЕСКое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………… 23

2.1 Характеристика эмоциональной сферы детей. 25

2.2 Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 39

2.3 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности 45

Выводы 47

Педагогические   рекомендации 49

Заключение 50

Литература 51

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

    Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частности, она предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные события. Лишь на этой основе возможно усиление творческой активности личности, возрастание ее требовательности и критичности по отношению к себе и к своей деятельности, сознательное управление своим поведением, превращение человека из объекта воспитательных воздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность человека не только к познанию внешнего мира, но и к самоосознанию считается неотъемлемой чертой, присущей подлинно интеллигентному человеку.

    Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом   и   во многих других аспектах.

    Надежной  основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.

    Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и  длительный процесс, характеризующий  психическое развитие в целом. Оно  протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

    Цель: изучить влияние эмоциональной  тревожности на статусное положение  ребенка в группе старшего дошкольного  возраста.

    Задачи:

  1. Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
  2. изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
  3. изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;

    Предмет исследования: зависимость статуса  ребенка старшего дошкольного возраста  от разного  уровня тревожности.

    Объект  исследования: группа детей старшего дошкольного возраста.

    Для исследования  эмоционального состояния  каждого ребенка группы мы использовали рисуночный тест Бака “Дом–Дерево–Человек”, методику “Рисунок несуществующего  животного”.

      Также мы проводили диагностику  межличностных отношений детей  по методике изучения детской  группы (социометрия и аутосоциометрия).

  1. . Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
    1. Тревожность, как проявление эмоциональной  сферы

    Эмоции  и чувства представляют собой  отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные  формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти  и др.) образуют в совокупности эмоциональную  сферу человека.

    Выделяют  такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные  и производные. К фундаментальным  относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.

    Остальные – производные. Из соединения фундаментальных  эмоций возникает такое комплексное  эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

    «Тревожность  – это склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции  тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий».

    Определенный  уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого  человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности  – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом  самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности  является субъективным проявление неблагополучия личности.

    Проявления  тревожности в различных ситуациях  не одинаковы. В одних случаях  люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

    Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

    Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

    Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей  самооценке и жизнедеятельности  в обширном диапазоне ситуаций и  реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

    Поведение повышенно тревожных людей в  деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
  2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
  5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
  6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
  7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

    Деятельность  человека в конкретной ситуации зависит  не только от самой ситуации, от наличия  или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

    Воздействие сложившейся ситуации, собственные  потребности, мысли и чувства  человека, особенности его тревожности  как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей  ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация  работы автономной нервной системы  и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо  всем этом через нервные механизмы  обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя  на его мысли, потребности и чувства.

    Та  же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию  организма на угрожающие стимулы, что  приводит к появлению контрмер и  соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей  ситуационной тревожности. Итог всего  этого непосредственно сказывается  на выполняемой деятельности. Эта  деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с  помощью предпринятых ответных реакций  и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации. [14, стр. 415]

    Таким образом, деятельность человека в порождающей  тревожность ситуации непосредственно  зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной  оценки ситуации.

    1.   Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

    Эмоции  играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют  взрослого о том, что ребенку  нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит  к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

Информация о работе Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе старшего дошкольного