Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе старшего дошкольного

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем тревожности;

Содержание

Введение 3
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
1.1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8
1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15
1.4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 19
Глава II ИСЛЕДОВАТЕСКое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста…………………… 23
2.1 Характеристика эмоциональной сферы детей. 25
2.2 Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности 45
Выводы 47
Педагогические рекомендации 49
Заключение 50
Литература 51
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.docx

— 104.63 Кб (Скачать)

    По  социометрическим исследованиям Леша К. получил только один выбор, нет  взаимных выборов. Мальчик имеет  неблагоприятный статус в системе  взаимоотношений в группе.

    Изучая  рисунок Александра К. мы увидели  следующие особенности: сильная  линия нажима карандаша при рисовании, неуверенная линия рисунка, в  рисунке человека выделил ноги используя  сильную штриховку, а также прорисовка глаз - признаки тревожности. Видны  элементы агрессии, т.е. изображение  кистей рук в виде кулаков. Изображены непропорционально длинные ноги - возможно у мальчика сильная потребность  в независимости и стремление к ней.

    В рисунке дерева можно сказать  о таких особенностях: ствол изображен  двумя линиями с нажимом, что  говорит о решительности и  активности ребенка. Веток нет. Круглая  крона говорит о эмоциональности  ребенка. В рисунке дома отсутствует  дверь, но ребенок пририсовал лестницу, это может говорить о том, что  ребенок чувствует недостаток в  общении, хотя сам тянется к общению  и взаимодействию с другими детьми.

    Анализируя  рисунок Оли Ж.. Мы также видим некоторые проявления тревожности, а именно это - очень сильный нажим на карандаш при рисовании. В изображении человека: очень сильно затушевала волосы, что можно связать с тревогой, руки у человека очень длинные с невыраженными кистями, что говорит о стремлении  и потребности девочки к самостоятельности, автономности. Руки изображены близко к телу, что может говорить о существующем напряжении. Также в изображении человека есть некоторые элементы демонстративности. В изображении дерева: круглая крона - показывает эмоциональность ребенка.

    Исследования  рисунка Вероники Ш. Мы можем сделать  следующие выводы. Возможно  проявление признаков агрессии, так как в  рисунке человека  мы видим, что  Вероника изобразила мальчика. Об признаках  агрессии может говорить и изображение  пальцев без ладоней. У человека сильно затушеваны волосы и также  видно выделение некоторых деталей, что говорит о повышенном уровне тревожности. (листву дерева ребенок  изобразил также в виде затушевки, но не выразительной).

    В рисунке человека руки очень короткие, это говорит о том, что у  девочки возможно отсутствия стремления вместе с чувством неадекватности. В рисунке дома отсутствует труба  – это говорит о том, что  девочка  возможно чувствует нехватку психологической теплоты дома. Отсутствие двери на рисунке означает то, что  ребенок испытывает трудности при  стремлении раскрыться перед другими (особенно это может быть в домашнем кругу).

    Однако  при социометрическом исследовании мы получили такие результаты: девочка  пользуется популярностью среди  детей, получила большое количество выборов, т.е. имеет благоприятную  статусную категорию и трудностей в общении с детьми не возникало.

    Дима  Д. также из данных социометрического  исследования имеет благоприятную  статусную категорию в системе  взаимоотношений, однако по анализу  рисунка можно сказать о проявлении признаков агрессии, а именно: сильные  руки, одна рука спрятана за спину, что  может говорить о чувстве вины, неуверенности в себе. Другая рука сильно вытянута вперед, пальцы крупные  и длинные, похожи на гвозди, что  говорит о враждебности, открытая агрессия. Для рисунка дерева характерно то, что ствол несколько зачернен, что может указывать на внутреннюю тревогу, боязнь быть покинутым, подозрительность, может быть скрытая агрессия.

      Для рисунка дерева характерна  размашистая штриховка, особенно  выделены ветки деревьев, которые  направлены вверх – проявление  тревожности и одновременно –  порыв, стремление к власти.  В рисунке дома – окна сильно  открыты, может быть ребенок  ведет себя несколько развязно  и прямолинейно, отсутствие двери,  т.е. возможны трудности в общении.  Из трубы показана тоненькая  струйка дыма , что указывает на  чувство недостатка эмоциональной  теплоты дома, что скорее всего  и является причиной агрессии  ребенка. 

    Возможно  Дима Д. – агрессивный лидер, так  как прорисовывается при изучении рисунка стремление к власти. Мальчик  находится в центре отношений, получил  много выборов детей, но он предпочитает общаться только с двумя детьми (это  взаимные выборы) с группы, которые  имеют одинаковую с ним статусную  категорию «звезды». У ребят образовался  как бы свой круг общения, который  не хочет принимать других детей. 

    Павел П. Расположил все три рисунка  в самом низу листа бумаги, рисунки  очень маленькие, что может говорить о незащищенности ребенка, о неуверенности  в себе, чувство неполноценности. На всех трех рисунках ребенок интенсивно выделял некоторые детали – это  показывает тревожность ребенка. В рисунке человека – ноги широко расставлены – возможно пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность) ребенка. Ступни непропорционально длинные – потребность ребенка в безопасности, а может потребность демонстрировать мужественность. В рисунке дерева ветви нарисованы в разные стороны, что показывает поиск контактов с окружающим, чувствительность к окружающему.

      Домик маленький, расположен с  самого края листа бумаги, что  говорит о зависимости ребенка  от других, неуверенности в себе. Отсутствие двери показывает  на замкнутость, неудовлетворенность  потребности в общении. 

    Настя Т. на рисунке изобразила линию земли  – это показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающее его реальное положение в системе  взаимоотношений с другими. По данным социометрического исследования мы знаем, что Настя находится в  статусе «принятые» и имеет мало выборов. (может быть причина в  том, что девочка совсем недавно  появилась в группе и возможно еще не установлен контакт с детьми).

    На  рисунке девочка штриховкой выделила волосы, платье человека, листву дерева – это также говорит о признаках  тревожности. Руки изображены короткими, кисти не выделены, что говорит  о сниженной практике общения. Потребность  в общении есть, но не удовлетворена. Штриховка рук также свидетельствует  о трудностях в социальных контактах, с которыми у Насти связано  чрезмерное эмоциональное напряжение. Во время рисования Настя вела себя спокойно, прикрывала рукой рисунок  от других детей.  
 

     

      2. Методика  «Рисунок несуществующего животного»

    Для изучения эмоциональной сферы  детей  мы провели также методику “Рисунок несуществующего животного”. В результате проведенного эксперимента мы имеем  следующие показатели, например: 

    Анализируя  рисунок Ярослава Ч., мы видим элементы агрессии, которые проявляются в таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Мы можем говорить о агрессии по названию рисунка. Мальчик назвал свое животное динозавр - острозуб. Также в рисунке мы видим признаки тревожности: мальчик много раз стирал рисунок, не знал, где его разместить. При рисовании спрашивал, правильно ли он рисует, прикрывал рукой рисунок. При рисовании очень сильно нажимал на карандаш. Рисунок получился очень крупный, также можно сказать, что рисунок как бы “запачканный”, что говорит о легкой напряженности и повышенном уровне тревожности.

    Анализируя  рисунок Юли К. также можно  сказать о существующих элементах  агрессии, так как на рисунке животного  Юля изобразила длинный пальцы с  острыми когтями. Несколько раз  стирала рисунок, не знала как  расположить. При рисовании девочка  немного была напряжена, что говорит  о повышенном уровне тревожности. Повышение  положения рисунка на листе бумаги говорит о  стремлении соответствовать  высокому социальному стандарту, стремлением  к эмоциональному принятию со стороны  окружения. У девочки возможно есть потребность в общении с детьми, но она не удовлетворяется (Юля имеет  неблагоприятную статусную категорию).

    Наташа  Б. назвала свое животное кобра. Такое  название говорит о некоторых  признаках агрессии. При рисовании  Наташа вела себя тихо,  прикрывала рукой рисунок, чтобы другие дети не могли увидеть, что она рисует. На рисунке виден сильный нажим на карандаш, несколько раз стирала рисунок – эти признаки говорят о проявлении повышенной тревожности. Рисунок расположен чуть ниже от центра листа, возможна некоторая неуверенность в себе.

    А вот, например Настя Т. изобразила свой рисунок в левом нижнем углу листа, рисунок очень маленький. Анализируя рисунок по данным признакам можно сказать о том, что девочка испытывает чувство неуверенности в себе, возможна низкая самооценка, подавленность, нерешительность, она не заинтересована в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Вместо животного девочка изобразила человека- инопланетянина, так как девочка была не совсем внимательна. Также на рисунке мы видим некоторые признаки тревожности – сильный нажим на карандаш во время рисования.

      Настя С. назвала свой рисунок  человек- конь. Рисунок изображен  немного ниже от средней линии  листа, что возможно связано  с отрицательными эмоциями ребенка  в этот день, так как девочка  до рисования целый день капризничала, не хотела играть с детьми. Рисунок имеет “запачканный”  вид, что говорит о некотором  напряжении во время рисования,  повышенном уровне тревожности.  Сильно затушевала туловище животного  и неуверенная линия рисунка,  что также говорит о повышенной  тревожности. Также можно сказать  по анализу рисунка о некоторых  признаках агрессии, так как для  агрессии характерно большое  количество острых углов, глаза  – пустые глазницы.

    Андрей  К. назвал свое нарисованное животное динозавр. Заметны на рисунке признаки агрессии: острые когти, длинные пальцы, зубы, оскал, агрессивная поза животного. Видны признаки повышенной тревожности, так как мальчик сильно затушевал туловище животного, много раз стирал. Животное расположил в верхней части листа. Такое  положения рисунка на листе бумаги может сказать о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Во время рисования вел себя спокойно и сосредоточено рисовал.

    Сопоставляя полученные результаты двух рисовальных  тестов – “Дом – дерево - человек” и “Несуществующее животное”  мы можем сделать вывод, что в  рисунках обоих тестов мы видим проявление  повышенной тревожности в рисунках  одних и тех же детей. Также  в большинстве рисунков детей  отражаются признаки агрессии, рисуют животных очень крупными, что говорит  о характерном для детей этого  возраста эгоцентризме (старшая подготовительная группа, 6-7 лет).

    1.   Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
Методика  исследования межличностных  отношений  в группе детей старшего дошкольного  возраста
  1. Социометрическое исследование

    На  основании данного показателя можно  судить, насколько дети удовлетворены  своими отношениями в конкретной группе, что осуществляется на основе сравнения с нормативными показателями: 1 - КУ = 33% и ниже, 2 - КУ = 34-49%, 3 - КУ = 50-65%, 4 - КУ = 66% и выше.  
 
 
 

    КУ  каждого отдельного ребенка показывает, насколько удовлетворен своими отношениями  каждый ребенок группы, для этого  можно отнести ребенка в одну из 4-ех групп: 1 - высшая входят дети, КУ которых равен 45 - 100%, 2 -  50-75%, 3 -  25-50%, 4-  0-25%;  

    д) индекс изолированности (ИИ).

      Группу можно считать благополучной,  если в ней нет изолированных,  или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

    е) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в  основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

      ж) половая дифференциация взаимоотношений.

2) Аутосоциометрический эксперимент

    После проведения выше описанного социометрического  эксперимента ребенку задаем вопрос: «А как ты думаешь (называем имя ребенка), кто тебе уже положил или положит  открытку.» Предполагаемые выборы фиксируем, затем сопоставляем с результатами социометрического эксперимента.

    Фиксируем в таблице число ожидаемых  выборов, число оправдавшихся выборов.

    В результате проведенного  социометрического  исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с целью  изучения межличностных отношений  мы определили следующие диагностические  показатели:

Информация о работе Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе старшего дошкольного