Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:43, курсовая работа
Музыка присутствует в жизни каждого человека. С ней могут быть связаны как негативные, так и позитивные воспоминания. Различные музыкальные композиции влияют на эмоциональное состояние человека Данная проблема мало изучена на территории нашей страны и поэтому она является актуальной.
В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах .
Введение
Глава 1.Психофизеологические аспекты восприятия звука...……………...5
1.1.Слуховая система человека…………………………….……….….......….5
1.2.Психология восприятия музыки……………………….………………....11
Глава 2.Эмоции. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности. Экспериментальное исследование………………….…..……..……………...16
2.1.Влияние музыки на эмоции……………………….………………………16
2.2.Эксперементальное исследование влияния музыки на эмоциональное состояние личности……………………………………….…………………....26
Заключение…………………………………………………………………..….28
Список литературы…………………………………………………………..…29
Приложение
Титульный лист)
Содержание
Введение
Глава 1.Психофизеологические аспекты восприятия звука...……………...5
1.1.Слуховая система человека…………………………….……….….....
1.2.Психология восприятия музыки……………………….………………....11
Глава 2.Эмоции. Влияние музыки на эмоциональную
сферу личности. Экспериментальное исследование………………….…..……..………
2.1.Влияние музыки на эмоции……
2.2.Эксперементальное исследование влияния
музыки на эмоциональное состояние личности……………………………………….………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Музыка присутствует в жизни каждого человека. С ней могут быть связаны как негативные, так и позитивные воспоминания. Различные музыкальные композиции влияют на эмоциональное состояние человека Данная проблема мало изучена на территории нашей страны и поэтому она является актуальной.
В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах .
В настоящее время в музыкальной психологии неисследованных проблем гораздо больше, чем изученных.
Таким образом, данная работа, несомненно, актуальна, так как психология восприятия музыки предоставляет широкое поле для исследовательской деятельности.
Для анализа используется описание музыки и её восприятия, цитаты музыкантов, тексты музыковедческих работ. Для выяснения некоторых вопросов психологии восприятия музыки, мы прибегаем также к сравнительному анализу музыки и речи. Акцентируются вопросы психологии, которые связаны с влиянием предшествующего опыта на восприятие – с апперцепцией и многое другое.
Одним из центральных является вопрос об отношении эмоций к содержанию произведения, о специфике музыкально-эстетического отклика слушателя на музыку. В виду этого нами рассматриваются эмоции и их функции, моделирование эмоций в музыке и т.д.
В первом пункте основной части данной исследовательской работы нами ставится задача осветить область вопросов, связанную с психофизиологией восприятия звука, так как музыкальное произведение, состоящее из множества звуков, адресовано, строго говоря, непосредственно слуховому анализатору.
В восприятии музыки ухо, следовательно, играет роль «входного устройства» одновременно для рецензии высоты, тембра, ритма и других сторон целого, причем речь идёт в данном случае не об одном анализаторе, а о нескольких скоординированных друг с другом анализаторных системах, содержащих в своем составе один и тот же вход, но отличающихся комплексом других элементов.
Вместе с тем целый ряд проблем восприятия музыки выходит за рамки науки о слухе, хотя её материал и методика могут быть частично использованы и при их решении.
Цель исследования: Изучить влияние музыки на эмоциональное состояние личности.
Объект исследования: эмоциональное состояние.
Предмет исследования: эмоциональное состояние личности под влиянием музыки
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ литературы на тему «Эмоции», «Влияние музыкальных произведений на эмоции»
2.Провести методику по выявлению эмоционального состояния личности
3. Провести методику по выявлению эмоциональных изменений личности под влиянием музыки
4.Провести методики по выявлению эмоциональных изменений личности под влиянием различных музыкальных композиций
Гипотеза: Музыкальные композиции влияют на эмоциональное состояние личности.
База исследования: Университет «Туран» город «Алматы»,студенты 2 курса специальность «Психология»
Глава 1. Психофизиологические аспекты восприятия звука
1.1.Психофизиология восприятия звука.
Ухо человека имеет поразительно сложное устройство. На первый взгляд кажется, что это по существу лишь трубка, связывающая внешний мир с маленькой внутренней мембраной – барабанной перепонкой. Колебания воздуха заставляют барабанную перепонку колебаться. Однако наружные части уха – ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка – имеют наименьшее значение для его успешного функционирования. Колебания барабанной перепонки в ответ на изменения давления воздуха – всего лишь начало длинной цепи событий, которые, в конечном счете, приводят к восприятию звука.
Стимулы, вызывающие слуховые ощущения, представляют собой волны, которые образуются в результате колебаний частиц воздуха. Вибрации какого-либо предмета вызывают поочередное образование уплотненных и разряженных зон воздуха, которые затем в виде последовательных волн распространяются в пространстве со скоростью около 330 метров в секунду.
Функция уха заключается в преобразовании этих колебаний в нервные импульсы. Слуховое ощущение зависит главным образом от характеристик звуковой волны. Так, громкость звука определяется амплитудой волны, а его высота – частотой колебаний; тембр звука, который характеризует издающий инструмент, зависит от числа и интенсивности образующихся гармоник (обертонов).
Известно, что человеческое ухо может безболезненно воспринимать звук, интенсивность которого в тысячу миллиардов (10 ) раз выше интенсивности едва слышимого звука. В логарифмическом масштабе эта разница составляет 12 бел или 120 децибел (децибел –десятая часть бела), а это значит, что, например, звук интенсивностью 100 децибел в 10 раз сильнее звука в 90 децибел и в 1000 раз сильнее звука в 70 децибел.
Что касается частоты звуковых колебаний, то воспринимаемый человеческим ухом диапазон простирается от 20 колебаний в секунду (20 Гц)
до 20 тысяч колебаний в секунду (20000 Гц).
Ухо состоит из трех отделов. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода длиной 25мм, упирающегося в барабанную перепонку – мембрану, вибрирующую под воздействием звуковых волн. В среднем ухе имеются три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремя, обеспечивающие передачу вибраций овальному окну на границе внутреннего уха. Во внутреннем ухе находится лабиринт, в состав которого входят улитка – трубка длиною 34 мм, спирально свернутая в 2,5 оборота наподобие раковины виноградной улитки. Улитка внутреннего уха заполнена жидкостью которая приходит в движение под влиянием звуковых волн, передаваемых косточками среднего уха. Движение жидкости вызывает пригибание и смещение базилярной мембраны, проходящей вдоль всей улитки. Эта деформация базилярной мембраны сильнее всего выражена у основания улитки при воздействии высоких звуков, а у вершины – при воздействии низких. В месте максимальной деформации базилярной мембраны в результате возбуждения её чувствительных клеток, волоски которых соприкасаются с нависающей над ними векториальной мембраной, происходит преобразование вибраций в нервные импульсы. Таким образом, частота звука различается в соответствии с тем участком базилярной мембраны, где происходит её деформация, а его громкость – в зависимости от числа клеток, вовлеченных в деформацию. Затем информация передается в головной мозг по слуховому нерву, образованному отростками чувствительных волосковых клеток.
Звук (так же как и свет) обусловлен колебаниями и может, поэтому передаваться в виде волн, позволяющих судить о свойствах источника этих колебаний.
Присущая волне синусоидальная форма определяется гребнями и впадинами, которые следуют друг за другом как отклонения от базисной прямой, представляющей среднюю (равновесную) величину.
Гребень и следующая за ним впадина составляют цикл, исходя, из которого можно провести различные изменения и определить характеристики данной волны. Время, необходимое для совершения цикла, называется периодом.
Волна описывается двумя основными характеристиками. Первая из них, амплитуда, отражает мощность или интенсивность колебания. Вторая, частота, даёт представление о том, что происходит колебание во времени.
Амплитуда волны соответствует расстоянию между базисной прямой и вершиной гребня. Это расстояние тем больше, чем интенсивнее (мощнее) волновой сигнал.
Частоту чаще всего оценивают по числу циклов, совершаемых за одну секунду, и выражают в герцах (1Гц = 1 цикл в секунду). Частота определяет высоту звука.
Звук представляет собой движение молекул воздуха, вызываемое колеблющимся физическим телом (например, струной гитары, камертоном или мембраной громкоговорителя). Воздушная среда совершенно необходима для распределения звука в пространстве; её возвратно – поступательные движения во время колебаний сопровождаются последовательными волнами сжатия и разрежения воздуха, которые распространяются в вакууме, в котором, стало быть, всегда царит абсолютная тишина. Если нет отражателя или резонатора, звук распространяется главным образом в направлении колебаний физического тела. Амплитуда звуковой волны определяет интенсивность звука. Чем больше молекулы воздуха отклоняются от их среднего положения, тем больше амплитуда волны.
От частоты звуковой волны зависит высота слышимого звука, т.е. будет ли данный звук восприниматься как высокий (если число колебаний в секунду велико) или (в противном случае) как низкий.
Как бы не
были совершенны механические структуры
улитки, преобразующие частоту внешнего
звукового воздействия в
Уже на уровне рецепторных клеток внутреннего уха выделяются две системы: одна – преобразующая поступающие из внешней среды акустические сигналы в формы активности, присущие нервной системе, а именно в медленные электрические потенциалы и в короткие импульсы; вторая – передающая уже преобразованную информацию о свойствах внешнего звукового источника к разным отделам мозга. Обе эти системы составлены из рецепторных и нервных клеток.
Функции, связанные с организацией сложных форм акустического поведения, регуляцией и компенсацией слуха, требуют включения в их осуществление сложных механизмов мозга.
Вся информация о звуковом потоке,
попадающем в диапазон возможностей
рецепторной части органа слуха,
по отросткам (аксонам) нервных клеток,
подходящих к рецепторным клеткам,
передается в слуховой центр продолговатого
мозга- кохлеарные ядра в форме коротких
электрических импульсов. Последние
распространяются вдоль аксонов
со скоростью от 0,5 до 100 м/сек. И имеют
одинаковую амплитуду. Изменения свойств
стимуляции передаются не амплитудой,
а частотой импульсов, количеством
активированных волокон, пространственно-временным
узором, активности и местом расположения
возбужденного волокна в
Аксоны нейронов слухового нерва
заканчиваются на телах и дендритах
нервных клеток продолговатого мозга,
где переданный по ним частотно-импульсный
поток трансформируется в активность
клеток кохлеарных ядер. Электрические
импульсы, возникающие в этих ядрах,
не являются копией импульсов волокон
слухового нерва, а суть носители
преобразованного частотного кода. Они
возникают в области
В синапсах осуществляется передача и переработка информации, поступающей от предыдущего уровня слуховой системы. Характер преобразованного сигнала в значительной мере зависит от того, какова природа синапса, какие окончания – возбуждающие или тормозные – сходятся на данной клетке, каково количество и пространственное распределение этих окончаний.
Информация о работе Влияние музыки на эмоциональное состояние личности