Интеллект у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:18, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Содержание

Введение.

I. Понятие интеллекта в психологии.


II. Формирование гибкости мышления у дошкольников


III. Коэффициент интеллекта.


IV. Игре как форма развитие интеллекта у дошкольников

-Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников

- Заключение

-Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 33.58 Кб (Скачать)

Содержание.

-Введение.

I.  Понятие интеллекта в психологии. 

II. Формирование гибкости мышления у дошкольников 

III. Коэффициент интеллекта. 

IV. Игре как форма  развитие интеллекта у дошкольников

-Классификация   игр и их  влияние на развитие  психических процессов  дошкольников

- Заключение 

-Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Актуальность  темы: 

  Одним из важнейших  показателей социально-экономического благополучия общества является состояние  интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший  резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

  В ряду задач, стоящих  перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей  к школе. Одним из основных показателей  готовности ребенка к успешному  обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что  читающий, считающий и пишущий  ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий  на логическое мышление. Поэтому в  дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. 

  Введение 
 

  Специалисты разных стран рассматривают  ранний и дошкольный возраст в качестве важных ступеней интеллектуального  развития ребенка. Не случайно одна из приоритетных задач, поставленная правительством города Москвы перед системой дошкольного образования, связана с интеллектуальным развитием детей.

  Вопрос об интеллектуальном развитии на государственном уровне был впервые поставлен в 1904 г. во Франции, когда министр образования  учредил комитет для выявления  отстающих учащихся. Член этого комитета Альфред Бине разработал инструмент диагностики интеллекта. Под интеллектом он понимал общее свойство (или способность), которое обеспечивает успешность решения познавательных задач. Он предлагал детям решать различные задачи, и те, кто с ними справлялся, обладали, по его мнению, большим интеллектом. Со временем наборы задач и способы обработки результатов изменялись, так возникла диагностика интеллекта.

  Швейцарский психолог Жан Пиаже рассматривал интеллект  как механизм, позволяющий человеку приспосабливаться к различным  ситуациям. В процессе жизни интеллект развивается и проходит ряд стадий. Сначала ребенок адаптируется к условиям среды, перемещаясь в пространстве. Примерно к двум годам ребенок начинает двигаться скоординированно. Например, он понимает, что, переместившись из точки А в точку В, он сможет вернуться обратно.

  На следующем  этапе ребенок начинает решать задачи, опираясь на свои представления об окружающих предметах. Но исследования показали, что очевидные для взрослого  закономерности или свойства предметов  совершенно неочевидны для ребенка, поэтому он допускает «странные» ошибки. Если на глазах у ребенка 5–6 лет перелить подкрашенную воду из узкой пробирки в широкий прозрачный сосуд и спросить, воды стало больше, меньше или осталось столько же, он ответит, что воды стало меньше. Ж. Пиаже объяснял это тем, что  ребенок еще не может мысленно перелить воду обратно в узкий  сосуд и представить, что при  этом получится.

  В отечественной  психологии развивалось иное понимание  интеллекта. Его разрабатывал Л.С. Выготский и его ученики (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Они предположили, что решение любой задачи предполагает применение особых психических средств. Например, чтобы решить задачу на восприятие, нужно освоить «сенсорные эталоны» (эталоны цвета, формы, величины). С их помощью дети учатся отличать красный цвет от синего, квадратное от круглого, и в этом им помогает взрослый. Освоив «наглядную модель», дошкольник сможет построить домик из кубиков, глядя на чертеж этого домика, найти спрятанный в комнате предмет, воспользовавшись планом комнаты, где отмечено заветное место.

  Воспитатели и  родители знают, что дошкольнику  трудно пересказывать события или  истории в нужной последовательности. Но если разделить историю на смысловые  фрагменты и обозначить их с помощью  условных изображений (например, геометрических форм), то ребенок сможет связно изложить содержание. Используя внешние опоры, ребенок учится организовывать собственную  мысль, удерживать ее движение в нужном направлении. Постепенно эти опоры  становятся ненужными – ребенок начинает мыслить самостоятельно.

  Таким образом, в отечественной дошкольной педагогике и психологии были найдены способы  развития интеллекта, а не только его  измерения, разработаны системы  занятий с детьми, игры и соответствующие  методические материалы. Они с успехом  применяются в дошкольном образовании. И оказывается, что залогом эффективности  интеллектуального развития ребенка-дошкольника  становится образовательная работа с детьми. 
 
 
 
 
 
 

Понятие интеллекта в психологии. 
 
 

    Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие  в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. Часто декларируется, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его  измерить беспредметны. Однако говорить так — значит не понимать самой  природы науки. Мы вовсе не стремимся  придать интеллекту материальность и в равной мере не утверждаем, что  он «существует» в том же смысле, что и любой объект нашего окружения. Интеллект — научное понятие, такое же, как гравитация, эфир, электричество, химические связи, — все они не «существуют» в этом смысле, что, однако, не делает их менее ценными в качестве научных концепций. Понятия изобретены человеком с целью привнесения порядка в многоцветную и шумную сумятицу повседневных событий; их содержание не «существует» в общепринятом смысле— психологическое понятие «интеллект» не отличается в этом от концепций физики.

  В качестве довода в дискуссии часто высказывается  обвинение в том, что общепринятой теории интеллекта не существует и  что психологи до сих пор спорят о его природе. Но опять же, психология в этом ничем не отличается от точных наук: в настоящий момент не существует общепринятой теории гравитации и есть две теории поля — одна из них, вслед  за Эйнштейном, объясняет гравитационные эффекты деформациями пространственно-временной  геометрии; другая, квантовая механика, рассматривает взаимодействие частиц и оперирует гипотетическими  гравитонами.

  Аналогично, в  объяснении природы теплоты соседствуют  термодинамика и кинетическая теория, вовсе друг с другом не совпадающие.

  Еще одно возражение связано с определением интеллекта: принято считать, что не существует общепринятого определения этого  термина, а поэтому он неприемлем как научное понятие.  

  Американские  психологи последние 50 лет все  более склонны к определению  интеллекта в терминах социального  и приспособительного его компонентов, выделяя, таким образом, не теоретические  взгляды на его природу, а скорее его проявления, такие, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде. Ясно, что это не особенно многообещающий метод, поскольку проявления интеллекта, как и различия в нем, весьма разнообразны, следствием чего окажутся бесконечные дискуссии на тему о том, какой из параметров наиболее репрезентативен. Такой подход можно было бы сравнить с определением тяготения по его следствиям: падению яблока на голову Ньютона, движению планет, приливным волнам, форме планет, движению Луны, существованию «черных дыр», траекториям комет и астероидов и т.д. Принятое в физике определение гравитации формулируется в терминах фундаментальных свойств материи, следствием которых и являются все перечисленные феномены: знаменитое уравнение Ньютона устанавливает зависимость тяготения от массы тел и квадратов расстояний между ними. Эта формула, как известно, описывает законы тяготения, но не объясняет его природы, так что, как уже говорилось выше,   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Формирование гибкости мышления у дошкольников 
 

  Зарубежные  психологи, исследуя продуктивное и  творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в  качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий. Д. Гилфорд описывает гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если испытуемый скажет, что "с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру", он получает высокий балл по гибкости мышления. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что гибкость мышления является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать проблему.  
 
В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому.  
 
Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания.  
 
Если в работах Л.С. Выготского в качестве универсального средства рассматривалось слово (знак), то в дальнейшем были изучены не только понятийные, но и образные средства. Овладение ими в дошкольном возрасте дает возможность ребенку решать мыслительные задачи, требующие отражения довольно сложных скрытых связей и отношений между объектами.  
 
В наших предыдущих работах изучались образные средства гибкого мышления дошкольников - комплексные представления. К ним мы относили такие образы объектов, в которых они отражаются в совокупности своих свойств. В рамках одного такого представления субъект может переходить от анализа одних свойств объекта к другим его свойствам, проявляя гибкость мышления. В комплексном представлении различные свойства объекта не игнорируются даже в том случае, когда ситуация задает определенный контекст интерпретации объекта, выдвигая на передний план одни свойства и затеняя другие. Таким образом, комплексные представления позволяют увидеть признак не сам по себе, а в системе свойств и связей объекта и, при необходимости, произвести переориентировку признаков, их обобщение по другому основанию.  
 
В работах Н.Е. Вераксы обозначен подход к пониманию гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. Механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности. Автор выделяет:  
 
- действие диалектического превращения, цель которого заключается в рассмотрении объекта как противоположного самому себе;  
 
- действие диалектического опосредствования, направленное на поиск таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей;  
 
- действие диалектического объединения, направленное на установление в анализируемой целостности отношений противоречивости, на утверждение правомерности обоих взаимоисключающих отношений при характеристике объекта;  
 
- действие диалектического обращения, которое позволяет перейти от исходного отношения между объектами к противоположному;  
 
- действие смены альтернативы, позволяющее выйти за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым, часто противоречивым углом зрения.  
 
Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте.  
 
В исследовании В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова показано, что при решении проблемы, где требуется раскрыть потенциальные свойства знакомой вещи в новых условиях, не деформируя целостности этой вещи, дошкольники могут улавливать принцип структурирования противоречия как проблемного целого. С этим противоречием дети связывают источник целостного развития ситуации. Такое развитие протекает в форме образного разрешения данного противоречия. В результате исходная целостность не разрушается, а преобразовывается в целостность более высокого порядка. Таким образом, дошкольники способны создавать и использовать образные средства мышления, отражающие наличие в объекте противоположных свойств: оставаясь самой собой, чернильница должна в то же время по-новому проявить свою "самость" - расплескать чернила, чтобы прогнать разбойника - быть одновременно и чернильницей, и сторожем.  
 
Следовательно, можно полагать, что гибкое мышление на определенном уровне развития оперирует отношениями противоположности. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в психологической литературе гибкость рассматривается как свойство продуктивного, творческого мышления, основу которого составляет продуктивное преобразование проблемных ситуаций. В умении ребенка гибко совмещать идеальный и реальный, условный и действительный планы ситуации психологи видят творческий потенциал дошкольника. Исследования показывают, что у дошкольников существует механизм мышления, позволяющий описывать развитие и преобразование объекта при решении задачи с помощью отношений противоположности. Тем самым продуктивное преобразование объектов заключается в их диалектическом преобразовании, которое осуществляется с помощью диалектических действий с теми средствами, которые отражают отношения противоположности. Гибкость мышления, включающую оперирование противоположными свойствами и отношениями объектов, мы определили как диалектическую гибкость.
 
 
 
 
 
 
 
 

Коэффициент интеллекта. 

Коэффициент интеллекта или IQ - аббревиатура английских слов intelligence quotient, означающих количественное нахождение вашего развития применительно к среднестатистическому человеку вашего возраста. Этот коэффициент находится с помощью серии тестовых вопросов. IQ определяет мыслительные способности любого человека, но отнюдь не запас его знаний. В этом смысле коэффициент интеллекта обозначается как способность к приобретению и выработке человеком новых знаний, его творческие способности. 

Тесты IQ созданы с  таким расчетом, что средний человек  должен набрать 100 баллов с разбросом  где-то между 90 и 110 баллами. Так, к примеру, IQ выпускников университетов в  США составляет в среднем 115 баллов, а у окончивших с отличием - 135-140 баллов. Значение IQ менее 70 баллов оценивается  во всем мире как умственная отсталость.

Идея тестового  определения интеллекта принадлежит  ученому из Германии В. Штерну, который  предложил применять как признак  интеллекта результат от деления  умственного возраста на действительный. Тест IQ был впервые массово использован в 1916 году. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к тестовым методикам, из которых тест IQ считается самым востребованным.

В чем заключается  тестовая методика определения интеллекта? - Каждый тест представлен совокупностью  задач по нарастающей сложности. Отдельно можно выделить тесты на сообразительность и геометрическое мышление, а также задачи, где  требуется найти типическое или  исключить нетипичное. При этом, чем больше разнообразных вопросов имеется в тесте, тем более точные результаты этот тест в совокупности дает. Известны тесты по их авторам - Айзенка, Векслера, Равенна, Амтхауэра и Кеттела. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Наиболее популярных среди практикующих психологов считается тест Айзенка.

Однако далеко не все  психологи соглашаются с тем, что тестовый анализ интеллекта дает правильные результаты. Так, например, известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что тест IQ даже при плохом результате далеко не всегда свидетельствует, что у ребенка задержка умственного развития, или что на таком ребенке надо ставить крест. Многие другие психологи считают, что данные тесты демонстрируют только способность решать эти тесты как некие головоломки и больше ничего. Кроме того, отмечено, что у людей, часто прибегающих к решению тех или иных тестов возникает состояние своеобразной тренированности, в результате чего они постепенно повышают IQ показатели без внешних признаков роста своего интеллекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Интеллект у дошкольников