Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:35, курсовая работа
Задачи исследования:
- определить понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»;
- раскрыть основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Введение
1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятий «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»
1.2. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Литература
А. А. Вербицкий утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни
Задача экологического воспитания и образования, по мнению Н.Д.Соколовой, состоит в наиболее полном преобразовании общественной необходимости охраны природы во внутренние потребности и интересы подрастающего поколения. Поэтому, в целях эффективного формирования бережного, ответственного отношения к природе, следует включать экологические проблемы во все сферы их сознания, то есть формировать у детей экологическое сознание.
Задачи экологического образования в ДОУ — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
-
создание в педагогическом
-
создание в дошкольном
-
систематическое повышение
- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
-
выявление уровня
В. А. Ситаров делает вывод о том, что экологическая культура, выступая органической, неотъемлемой частью культуры общества, характеризуется степенью его духовности, степенью нравственности, степенью внедрения экологических принципов в деятельность людей. [26, с. 27]
Сущность экологической культуры, по мнению Б. Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.
В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).
По мнению А. А. Вербицкого, экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека).
И.П. Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологического сознания, экологического мировоззрения и экологической деятельности. [4, с. 45]
Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой являются:
- интерес к природе и проблемам ее охраны;
- знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
-
нравственные и эстетические
чувства по отношению к
-
экологически грамотная
- мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
С.Н.
Николаева считает, что формирование
основ экологической культуры дошкольников
— это становление осознанно-
В концепции экологического образования С. Н. Николаевой в ДОУ указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
-
формирование знаний и
-
формирование интеллектуальных
и практических умений
-
воспитание ценностных
-
формирование мотивов,
-
участие в активной
Формирование
начал экологической культуры –
это становление осознанно правильного
отношения непосредственно к самой природе
во всем ее многообразии, к людям, охраняющим
и созидающим ее, а также к людям, создающим
на ее основе материальные богатства или
духовные ценности. Это также отношение
к себе, как части природы, понимание ценности
жизни и здоровья и их зависимости от состояния
окружающей среды. Это осознание своих
умений созидательно взаимодействовать
с природой. Первоначальные элементы экологической
культуры складываются на основе взаимодействия
детей под руководством взрослых с предметно-природным
миром, который их окружает: растения,
животные, их средой обитания, предметами
изготовленными людьми из материалов
природного происхождения.
1.2.
Теоретические основы
экологического образования
детей дошкольного возраста
на современном этапе
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным и растениям (уничтожение лягушек, полезных насекомых и т. п.). Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику ребенка, ожесточает его. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.
Проанализируем возможности всех факторов, влияющих на формирование экологической культуры:
-
концепция непрерывного
-
экологическое воспитание в
- личность педагога,
-
экологическая развивающая
Одним из главных условий является наличие единой концепции непрерывного экологического образования. Анализируя данную концепцию, А.А. Вербицкий выделил следующие условия ее успешной реализации:
- разработка соответственной нормативно-правовой базы непрерывного экологического образования;
- кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования;
-
организация активной
Одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации экологического образования. Так, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин отмечают то, что в этом плане существуют две тенденции:
-
одни специалисты считают
-
другие утверждают, что более
эффективным является «
Таким
образом, в современной литературе
исследователи выдвигают
Первоначальные элементы экологической культуры закладываются в дошкольном образовательном учреждении. Не менее важным условием является соблюдение преемственности в работе по формированию экологической культуры между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.
В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Выделим основные из них: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, усиление межпредметных связей, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
В формировании экологической культуры важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.
Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в классной или игровой комнате.
Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают определенный материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержатся в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также в работе на огороде и в цветниках.
Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщенных требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы. Выделение в профессиональной деятельности творческой доминанты, как указывают исследования А.В.Самборенко, Ш.А.Амонашвили, Б.Т.Лихачева и других, является одним из актуальнейших вопросов современной педагогики.
Информация о работе Экологическое образование дошкольников в ДОУ