Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии
детей дошкольного возраста 5-6 лет 6
1.1. Общая характеристика развития мышления 6
1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте 26
Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления
и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 32
2.1.Изменения в развитии образно-логического мышления
в дошкольном возрасте 32
2.2.Основные моменты руководства развитием образно-
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3.Основные направления в развитии речи
в дошкольном возрасте 45
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на
развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет 56
Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.2.Результата исследования влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми
дошкольного возраста 5-6 лет
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей
программы в экспериментальной группе
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления
на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до
коррекционно-развивающей программы и после
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИП-РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ.doc

— 1.08 Мб (Скачать)


Министерство образования РФ

Правительство Ленинградской области

 

Ленинградский государственный областной институт

им. А.С. Пушкина

 

 

Факультет педагогики и психологии

 

Дипломная работа

на тему:

«Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет»

 

 

 

Студентки 5 курса

Заочного отделения

Нехаевой Светланы Юрьевны

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук,

Доцент

Шевцова Татьяна Станиславовна

 

 

 

Санкт-Петербург

2003 г.
Оглавление

 

Введение                                                                                                                                                          3

Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии

детей дошкольного возраста 5-6 лет                                                                                    6

1.1. Общая характеристика развития мышления                                          6

1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте                            26

Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления

и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет                                                                      32

2.1.Изменения в  развитии образно-логического мышления

в дошкольном возрасте                                                                                                                32

2.2.Основные  моменты руководства развитием образно-

логического мышления у детей старшего дошкольного возраста              42

2.3.Основные направления в развитии речи

в дошкольном возрасте                                                                                                                45

Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на

развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет                                                        56

Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического

мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет                           

4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического

мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет

4.2.Результата исследования влияния образно-логического

мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет

4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми

дошкольного возраста 5-6 лет

4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей

программы в экспериментальной группе

Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления

на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до

коррекционно-развивающей программы и после

Заключение                                                                                                                              

Список литературы                                                                                                                             

Приложения                                                                                                                                           


Введение

 

Проблема межфункциональных связей мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания. Центральным моментом всей этой проблемы является, ко­нечно, вопрос об отношении мысли к слову.

Проблема мышления и речи - столь же древняя, как и сама наука психология, - именно в этом пункте, в вопросе об отношении мысли к слову, является наименее разработанной.

Сегодня у нас на очереди проблема мышления и развития речи. Мы снова начинаем анализ проблемы со схематического очерка тех теоретических концепций, которые в приложении к проблеме мышления и речи имеют сейчас актуальное значение для психологии.

В отечественной и зарубежной психологии накоплено огромное количество работ теоретического и прикладного, дидактического характера по изучению когнитивной сферы ребенка первых лет жизни. Проблема детского мышления и речи волновала многих ученых: Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Дж. Брунера, Б. Инельдер. И многих других сотрудников их лабораторий и научных школ. Не беря на себя сверхответственную задачу систематизации этих открытий, подведения каких бы то ни было итогов в этой проблематичной области детской психологии, ограничимся лишь ссылкой на некоторых авторов, проделавших анализ закономерностей и условий развития детского мышления и детской речи в педагогическом аспекте. Это работы П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, К.А. Некрасовой, С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Н.Н. Поддьякова, У.В. Ульенсковой, Д.Б. Эльконина и других авторов.

Гипотеза: Слабость логического мышления связана с нарушением речи:

1.Возникает сложность в пересказывании рассказа на рассуждение вслух;

2.Неспособность к изложению своих мыслей.

Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.

В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:

1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;

2.Дать общую характеристику развития мышления;

3.Выделить особенности развития речи в дошкольном возрасте;

4.Провести практическое исследование взаимосвязи образно-логического мышления и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет;

5.Выявить особенности механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет, в рамках этого вопроса исследовать:

- основные параметры влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста;

- влияния образно-логического мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Объектом исследования выступает процесс влияния уровня образно-логического мышления на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, познавательные процессы дошкольников.

Предметом исследования является влияние уровня мышления на развитие речи детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Предпосылки для развития мышления, усвоения действий со словами, чис­лами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не при­меняться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно образно-логическое мышление тесно связаны с речью. И исследование этих взаимосвязей представляет собой большой интерес.


Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии детей дошкольного возраста 5-6 лет.

 

1.1. Общая характеристика развития мышления.

 

В ран­нем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мыш­ления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. К концу раннего детства, как мы уже говорили, относится и начало формирования знаковой функции сознания, когда ребенок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков - замести­телей других предметов.

В дошкольном детстве ребенку прихо­дится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требую­щие выделения и использования связей и отношений между предмета­ми, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматри­вать результаты своих действий, планировать их. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники за­бавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выясне­ния наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»).[1]

Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представле­ния о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более пра­вильному их пониманию. В одном из экспериментов детям поочередно показывали разные предметы и пред­лагали сказать, будет предмет плавать или утонет, если его опустить в воду.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»).

Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представле­ния о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более пра­вильному их пониманию. К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и дру­гих связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.

Значение усвоения знаний для развития мышления. Рас­ширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с усвое­нием им все новых и новых знаний. В самом деле, невозможно решить, например, задачу о чае для охотников, не зная, что снег при нагрева­нии превращается в воду, или задачу о расстоянии, на которое прока­тился мяч, не зная, что по гладкой поверхности движение осуществля­ется легче, чем по шероховатой.[2]

Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в ре­зультате мышления, представляет собой решение мыслительных за­дач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зави­сит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включа­ется в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных Действиях ребенка для решения последующих задач.

Развитие мыслительных действий. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овла­дение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировоч­ных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формируются мыслительные действия.

Действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами и др. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное мышле­ние. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знака­ми, является отвлеченным мышлением. Отвлеченное мышление подчи­няется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется поэтому логическим мышлением.

Глуховеря Н. считает, что правильность решения практической или познавательной зада­чи, требующей участия мышления, зависит от того, сможет ли ребе­нок выделить и связать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые важны, существенны для ее решения.[3] Автор в связи с высказыванием Н. Глуховеря утверждает, что если ребенок пытается предсказать, поплывет предмет или утонет, связывая плавучесть, например, с величиной предмета, он только случайно может угадать решение, так как выделенное им свойство в действительно­сти несущественно для плавания. Ребенок, который в этой же ситуа­ции связывает способность тела плавать с материалом, из которого оно сделано, выделяет значительно более существенное свойство; его предположения будут оправдываться намного чаще, но опять-таки не всегда. И только выделение удельного веса тела по отноше­нию к удельному весу жидкости (этими знаниями ребенок овладева­ет при изучении физики в школе) даст безошибочное решение во всех случаях.

Информация о работе Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет