История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;

- проанализировать советскую систему дошкольного образования;

- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;

- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;

- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;

- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;

- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.

Содержание

Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62

Работа содержит 1 файл

История становления и развития дошкольного образования в г. Братске в 1950-1990 гг ВКР.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

       Подготовка  к обучению грамоте, не сводилась в программе лишь к чтению элементарных текстов, а была связана с обогащением словаря, развитием связной речи, фонематического слуха, т. е. умения ребенка ориентироваться в звуковом составе слова.

       Обучение  в детских садах было направлено на всесторонне развитие личности ребенка. Определяющая роль наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей выдвигала на одно из ведущих мест в организации обучения дошкольников принципа наглядности.

       Принцип активности и самостоятельности  ставили ребенка в позицию  «открытия нового».

       Принцип систематичности и последовательности в обучении использовали и педагоги Братска для установления логики содержания предполагаемых знаний, умений и навыков.

       Из  воспоминаний ветеранов педагогического  труда и педагогов, работающих в  данное время, сохраняется принцип учета индивидуальных особенностей детей, дифференцированного подхода к ним.

       Непосредственной  основой планирования работы дошкольного  учреждения и в каждой возрастной группе являлась «Программа воспивания и обучения в детском саду», в  которой определены задачи воспитания и раскрыто содержание воспитательно-образовательной работы по каждому из основных видов детской деятельности. При планировании воспитателями  задачи и содержание получали дальнейшую конкретизацию; устанавливали время и последовательность их реализации.

             Планированию подлежали  содержание, методы, приемы образовательной  работы и формы ее организации, содержание, методы и приемы воспитания детей  и формирование у них культурно-гигиенических  навыков, методы и приемы руководства  трудом и играми детей, организации досуга и развлечения детей, а так же виды и характер работы с родителями.

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Проанализировав Развитие дошкольного образования, как в России в целом, Так и  отдельно в городе Братске, можно  сделать следующие выводы:

     В последней трети XIX в. в России появляются новые типы образовательных заведений. Дошкольные учреждения в начале нынешнего века находились в ведении разных ведомств, В царской России, по приблизительным данным, было всего около 250 платных детских садов и 20—30 бесплатных народных детских садов. Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы, и обсуждались на всех сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик на ряду с важнейшими проблемами.

     Важной  вехой создания государственной  системы подготовки педагогов дошкольного  образования стал первый Всероссийский  съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.

     В первые послевоенные годы были полностью  восстановлены разрушенные фашистами  дошкольные учреждения и теперь последовательно  решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров. Советское правительство отпускало огромные средства на общественное дошкольное воспитание.

     Более 140 лет назад в Иркутске был  открыт первый детский сад для 20 детей.  Это было учебное заведение для детей от пяти до девяти лет по системе немецкого педагога Фридриха Фребеля. Содержался «Детский сад» на субсидии Иркутской городской Думы, пожертнования частных лиц и на плату родителей, хотя первый год он существовал на казенные средства

        Таким образом, можно сказать,  что дошкольное образование играло  важную роль на протяжении всего изучаемого периода как в общем плане изучения образования России и Советского Союза, так и локальном на примере Иркутской области.

       В Братске дошкольное образование  начинает развиваться с момента  строительства тоесть  начиная  с 1950-х годов. В период с 1955 года, когда Братск получил статус города и до начала 1990 – х годов в Братске насчитывалось 135 детских садов. При этом сады были как муниципальными, то есть находились в ведении Городского отдела народного образования, так и ведомственными, которые открывали администрация предприятий для детей своих работников.

     Бурный  рост промышленного производства, Всесоюзные комсомольские стройки, развернутое  жилищное строительство в городе привлекали молодежь, что способствовало увеличению рождаемости, необходимости введения дополнительных, новых дошкольных учреждений

     Со  дня возникновения дошкольные учреждения являлись важным средством решения  экономических, социальных и культурно-просветительных  задач, поэтому изучение становления  и развития дошкольного образования в Братске представляет несомненный социально-экономический и педагогический интерес.

     .

    В условиях экономического, политического  и социального кризиса дошкольное звено системы образования оказалось  самым незащищённым, что привело к сокращению сети дошкольных учреждений, заметному росту родительской платы за содержание в них детей, разрушению установленного порядка общественного воспитания детей раннего возраста и т.д. Данные явления ведут к нарушению прав граждан, гарантированных Законом РФ «Об образовании», обеспечивающих доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоёв населения. Из выше сказанного следует, что в настоящее время существует социальная потребность в создании условий для дальнейшего функционирования и развития системы дошкольного образования. Одним из таких условий является знание отечественного и мирового опыта организации разных типов и видов дошкольных учреждений, особенностей их работы, в связи с чем, по нашему мнению, существовавшие в разные исторические периоды организационные формы дошкольного воспитания в Братске могут помочь в создании новых моделей дошкольных образовательных учреждений.

     Роль  и значение образования для страны огромны. Эта сфера является частью национальной экономики, основой экономики, развития страны, и подрастающего поколения. Поэтому и дошкольное образование должно рассматриваться как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.

     Результаты  исследования истории развития дошкольного образования в городе Братске в 1950 -90-е гг. позволяют сделать ряд выводов.

     Одним из основных звеньев системы образования  г. Братска является дошкольное образование, становление которого в городе началось с далёких 1940 годов прошлого века. Первые дошкольные учреждения представляли собой небольшие детские сады из 2х-3х групп или ясли, принадлежащие горздравотделу, в которых воспитывались дети с 2-х месяцев, давая возможность мамам выходить на работу после декретного отпуска.

     Детский сад - образовательное учреждение для  детей дошкольного возраста (как  правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

     Система детских садов предназначена  как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (неслучайно время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В системе детских садов осуществляется также целенаправленная подготовка детей к обучению в школе. У ребенка к школе формируются основные качества личности, которые в настоящее время прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе в ДОУ.

       В связи с этим изменилось  требования к планированию, оно  стало блочно-тематическое. Большое  внимание уделяется региональному  компоненту до 20 % от общих знаний, которые будут получать дети  в совместной и самостоятельной деятельности. Изменились требования к созданию предметно-развивающей среды в группах с целью реализации 9 основных областей. Повысится качество дошкольного образования.

     Дошкольное  образование в России - обеспечение  интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

     Дошкольное  образование осуществляется, как  правило, в учреждениях дошкольного  образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного  образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.

     Существует  другая классификация, в которой  детские сады делятся на четыре большие  группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания, требования к игрушкам, и даже, во многом, психологическая атмосфера, то есть все дети будут иметь одинаковые стартовые возможности при поступлении в школу.

     Постепенно  сеть дошкольных учреждений разрасталась, так как каждое предприятие стало  строить свои детские сады. Наибольший процесс строительства и открытия детских садов приходится на 1960-70-80 годы. Это детские сады Братского лесопромышленного комбината, Братского завода Отопительного оборудования, Братского Алюминиевого завода, Братской ГЭС и поселковых леспромхозов.

    Дошкольное  воспитание, объективно подчиняясь реалиям  времени, постепенно меняло содержание воспитания в соответствии с потребностями экономического развития и в связи с изменениями в государственной образовательной политике. Политика и адекватная система образования стали неразделимы, что нашло выражение в максимальном соответствии учебно-воспитательного процесса, осуществлявшегося в дошкольных учреждениях.

    Таким образом, дошкольное образование в г. Братске прошло сложный путь становления и развития наряду с процессом становления и развития самого города. Несмотря на то, что в исследовании представлен довольно большой отрезок времени, не могли быть в равной мере разработаны все аспекты проблемы. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы развития содержания и методов дошкольного образования, кадрового и научно-методического обеспечения системы. Кроме того, существует необходимость рассмотрения процесса развития системы дошкольного образования в Братске в последующие исторические периоды, что может являться предметом дальнейших научных исследований.

       
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      I. Источники:

1. Архивный отдел администрации г. Братска Фонд Р-81 – Народное образование

1.1. Сводные  и годовые статистические отчеты о количестве ДОУ, численности, распределения, возрастном составе, сведения о кадрах, Детсадовских помещений. 1955-1956 гг. Оп.1. Д.1. Л.16.

1.2. Сводные и годовые стат.отчеты вечерних, заочных школ о движении учащихся и изменение сети школ (ОГУ-1, ОГУ-3) за 1956-1957 уч. год. Оп.1. Д.4. Л.19.

1.3. Оп. 1, д. 9. л. 26. Сводные и годовые стат.отчеты о количестве Доу, численности, распределении, возрастном составе и успеваемости учащихся, сведения о школьных помещениях (РИК-75, РИК-76А, 76Б, ОМ-1, №-ПШ-С, ОМ-2) за 1957-1958 уч. год.

Оп. 1, д. 54. л. 31. Единовременные стат.отчеты о  численности работников по полу, возрасту и стажу работы на 01.06.67 г. Ф. 2. Том 1, 1967.

Оп. 1, д. 55. л. 45. Единовременные стат.отчеты о  численности работников по полу, возрасту и стажу работы на 01.06.67 г. Ф. 2. Том 2 1967.

 

      Литература: 

  1. Арбатская Н.А. Теория и практика эстетического  воспитания дошкольников в России (1917-1936 гг.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Арбатская Н.А. ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. – М., 2002. – 22 с. – Библиогр.: с. 22.
  2. Беляева Н.К. Проблемы воспитания детей раннего возраста в истории советской дошкольной педагогики, 1917-1941 гг. : автореф. дис. … канд. пед. наук / Беляева Н.К. ; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987. – 25 с.
  3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0313 Дошкольное образование (повышенный уровень среднего профессионального образования). - Москва, 2002.
  4. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1978. — 429 с.
  5. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2010 "Педагогика и психология дошкольная)": В 2 ч. - Ч. 1. Содержание воспитания в детском саду. - 256 с.; Ч. 2. Методика и организация воспитания в детском саду. - 270 с. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1988.
  6. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002 "Дошкольное воспитание" и 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" / Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.
  7. Дошкольное образование. Словарь терминов / Составитель Виноградова Н.А. - М.: Айрис-пресс, 2005.- 400 с.
  8. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. посоие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2001. - 320 с.
  9. Жукова С.М. Дошкольное образование и воспитание: история вопроса : [в России XIX-XX вв.] // Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. – Челябинск, 2001. – С. 213-218. – Библиогр. в конце ст.
  10. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. — М. : Просвещение, 1989.
  11. Карпов А.О. Интегрированное знание в современной школе// Педагогика, 2005, № 3, с.19
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.
  13. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании : учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с
  14. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
  15. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2005. - 288 с.
  16. Ливин Л.Н. Воспитательная работа в дошкольных учреждениях России (XIX-первая половина ХХ веков) : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Литвин ; Мурм. гуманитар. ин-т. – 2-е изд., доп. – Мурманск, 2003. – 118 с.: табл.
  17. Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в Советской России: 1917-1940 гг. / Л.Н. Литвин ; Мурм. гуманитар. ин-т. – 2-е изд., доп. – Мурманск, 2004. – 226 с.: табл. – Библиогр.: с. 220-225.
  18. Матросов В.Л. Педагогическое образование в России: проблемы и тенденции развития// Педагогика, 2005, № 6, с.3
  19. Меньшиков Л.П. Из истории народного образования Иркутской области. / Л.П. Меньшиков. – Иркутск, 2001. – 18 с.
  20. Мижериков В.А., Ермоленко Е.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
  21. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2001. - 240 с.
  22. Партлетт В. Первая опытная станция С. Т. Шацкого в контексте образовательной политики Советской России в первой трети ХХ века : [Шацкий С.Т., совет. педагог-новатор, орг. и теоретик "новых шк." (дет. садов, сред. шк., шк.-интернатов) на гуманист. идеях "свобод. детства"] // Научные идеи Ф. А. Фрадкина в контексте современных исследований истории и теории всемирного педагогического процесса : (материалы междунар. науч. конф. "Ист.-пед. знание: прошлое, настоящее, будущее"). – Владимир : ВГГУ, 2008. – С. 220-226.
  23. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: "Академия", 2001. - 512 с.
  24. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей редакцией В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ "МарТ": - Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2006, - 336 с.
  25. Петрова Л.И. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в обучении// Среднее профессиональное образование, 2006, № 8, с.113.
  26. Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке : проблемы и перспективы : матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921—2001 гг.). — М. : МПГУ, 2001. — С. 3.
  27. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
  28. Рублевская Е.А. Проблема воспитания трудовой активности у детей дошкольного возраста в истории советской педагогики (1917-1941 гг.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рублевская Е.А. ; Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск, 1994. – 22 с.
  29. Рябинина Н.В. Воспитание нового человека в Советской России (октябрь 1917–1920-е годы). Система дошкольных учреждений : учеб. пособие / Н.В. Рябинина ; Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль, 2009. – 108 с. – Библиогр. в подстроч. примеч.
  30. Савушкина Е.А. Дошкольное воспитание: история, современность и перспективы : учеб. пособие / Е.В. Савушкина, В.В. Солодников, И.В. Солодников ; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань : Изд-во РГПУ, 1996. – 79 с.
  31. Салова Ю.Г. Политическое воспитание детей в Советской России в 1920-е годы / Ю.Г. Салова ; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль, 2001. – 197 с. – Библиогр. в подстроч. примеч.
  32. Самойленко П.И., Гериш Т.В., Коломенская А.Л. Российское среднее профессиональное образование в контексте общеевропейского интеграционного процесса// Стандарты и мониторинг в образовании, 2005, № 4, с.48-54.
  33. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
  34. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
  35. Сираева И.М., Игнатьева О.М. Формирование современного специалиста через внедрение личностно ориентированных технологий// Среднее профессиональное образование, 2006, № 3, с.151.
  36. Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. - М.: ООО "Аспект", 2004. - 32 с.
  37. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: "Академия", 1999. - 344 с.
  38. Соколов В.С. Оценка качества подготовки специалистов в российской высшей школе// Педагогика, 2006, № 6, с.3
  39. Социологические проблемы образования и воспитания. Под ред. В.Г. Гуровой. – М.: «Педагогика», 1973.
  40. Сухарева Н.В. Полвека просвещению города Братска. / Н.В. Сухарева. // Летопись. – Братск: ТИП «Издательский дом «Братск», 2005
  41. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. Для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2003. - 128 с.
  42. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 352 с.
  43. Шикалова Т.Н. Тенденции свободного воспитания в развитии дошкольного образования 20-х годов // Сборник научных статей по педагогике и психологии. – Ижевск, 2000. – С. 27-35
  44. Яковенко Л.А. История развития общественного дошкольного образования в г. Анжеро-Судженске : [1918-1997 гг.] // Сборник материалов совместной преподавательско-студенческой научно-практической конференции Анжеро-Судженского педагогического училища. – Кемерово, 1998. – С. 56-63.

Информация о работе История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске