Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа
Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;
- проанализировать советскую систему дошкольного образования;
- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;
- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;
- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;
- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;
- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.
Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62
Подготовка к обучению грамоте, не сводилась в программе лишь к чтению элементарных текстов, а была связана с обогащением словаря, развитием связной речи, фонематического слуха, т. е. умения ребенка ориентироваться в звуковом составе слова.
Обучение в детских садах было направлено на всесторонне развитие личности ребенка. Определяющая роль наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей выдвигала на одно из ведущих мест в организации обучения дошкольников принципа наглядности.
Принцип активности и самостоятельности ставили ребенка в позицию «открытия нового».
Принцип
систематичности и
Из воспоминаний ветеранов педагогического труда и педагогов, работающих в данное время, сохраняется принцип учета индивидуальных особенностей детей, дифференцированного подхода к ним.
Непосредственной основой планирования работы дошкольного учреждения и в каждой возрастной группе являлась «Программа воспивания и обучения в детском саду», в которой определены задачи воспитания и раскрыто содержание воспитательно-образовательной работы по каждому из основных видов детской деятельности. При планировании воспитателями задачи и содержание получали дальнейшую конкретизацию; устанавливали время и последовательность их реализации.
Планированию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав Развитие дошкольного образования, как в России в целом, Так и отдельно в городе Братске, можно сделать следующие выводы:
В последней трети XIX в. в России появляются новые типы образовательных заведений. Дошкольные учреждения в начале нынешнего века находились в ведении разных ведомств, В царской России, по приблизительным данным, было всего около 250 платных детских садов и 20—30 бесплатных народных детских садов. Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы, и обсуждались на всех сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик на ряду с важнейшими проблемами.
Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.
В
первые послевоенные годы были полностью
восстановлены разрушенные
Более 140 лет назад в Иркутске был открыт первый детский сад для 20 детей. Это было учебное заведение для детей от пяти до девяти лет по системе немецкого педагога Фридриха Фребеля. Содержался «Детский сад» на субсидии Иркутской городской Думы, пожертнования частных лиц и на плату родителей, хотя первый год он существовал на казенные средства
Таким образом, можно сказать,
что дошкольное образование
В Братске дошкольное образование начинает развиваться с момента строительства тоесть начиная с 1950-х годов. В период с 1955 года, когда Братск получил статус города и до начала 1990 – х годов в Братске насчитывалось 135 детских садов. При этом сады были как муниципальными, то есть находились в ведении Городского отдела народного образования, так и ведомственными, которые открывали администрация предприятий для детей своих работников.
Бурный рост промышленного производства, Всесоюзные комсомольские стройки, развернутое жилищное строительство в городе привлекали молодежь, что способствовало увеличению рождаемости, необходимости введения дополнительных, новых дошкольных учреждений
Со дня возникновения дошкольные учреждения являлись важным средством решения экономических, социальных и культурно-просветительных задач, поэтому изучение становления и развития дошкольного образования в Братске представляет несомненный социально-экономический и педагогический интерес.
.
В
условиях экономического, политического
и социального кризиса
Роль и значение образования для страны огромны. Эта сфера является частью национальной экономики, основой экономики, развития страны, и подрастающего поколения. Поэтому и дошкольное образование должно рассматриваться как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.
Результаты исследования истории развития дошкольного образования в городе Братске в 1950 -90-е гг. позволяют сделать ряд выводов.
Одним из основных звеньев системы образования г. Братска является дошкольное образование, становление которого в городе началось с далёких 1940 годов прошлого века. Первые дошкольные учреждения представляли собой небольшие детские сады из 2х-3х групп или ясли, принадлежащие горздравотделу, в которых воспитывались дети с 2-х месяцев, давая возможность мамам выходить на работу после декретного отпуска.
Детский сад - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.
Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (неслучайно время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В системе детских садов осуществляется также целенаправленная подготовка детей к обучению в школе. У ребенка к школе формируются основные качества личности, которые в настоящее время прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе в ДОУ.
В связи с этим изменилось
требования к планированию, оно
стало блочно-тематическое. Большое
внимание уделяется
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.
Существует другая классификация, в которой детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания, требования к игрушкам, и даже, во многом, психологическая атмосфера, то есть все дети будут иметь одинаковые стартовые возможности при поступлении в школу.
Постепенно
сеть дошкольных учреждений разрасталась,
так как каждое предприятие стало
строить свои детские сады. Наибольший
процесс строительства и
Дошкольное воспитание, объективно подчиняясь реалиям времени, постепенно меняло содержание воспитания в соответствии с потребностями экономического развития и в связи с изменениями в государственной образовательной политике. Политика и адекватная система образования стали неразделимы, что нашло выражение в максимальном соответствии учебно-воспитательного процесса, осуществлявшегося в дошкольных учреждениях.
Таким образом, дошкольное образование в г. Братске прошло сложный путь становления и развития наряду с процессом становления и развития самого города. Несмотря на то, что в исследовании представлен довольно большой отрезок времени, не могли быть в равной мере разработаны все аспекты проблемы. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы развития содержания и методов дошкольного образования, кадрового и научно-методического обеспечения системы. Кроме того, существует необходимость рассмотрения процесса развития системы дошкольного образования в Братске в последующие исторические периоды, что может являться предметом дальнейших научных исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники:
1. Архивный отдел администрации г. Братска Фонд Р-81 – Народное образование
1.1. Сводные
и годовые статистические
1.2. Сводные и годовые стат.отчеты вечерних, заочных школ о движении учащихся и изменение сети школ (ОГУ-1, ОГУ-3) за 1956-1957 уч. год. Оп.1. Д.4. Л.19.
1.3. Оп. 1, д. 9. л. 26. Сводные и годовые стат.отчеты о количестве Доу, численности, распределении, возрастном составе и успеваемости учащихся, сведения о школьных помещениях (РИК-75, РИК-76А, 76Б, ОМ-1, №-ПШ-С, ОМ-2) за 1957-1958 уч. год.
Оп. 1, д. 54. л. 31. Единовременные стат.отчеты о численности работников по полу, возрасту и стажу работы на 01.06.67 г. Ф. 2. Том 1, 1967.
Оп. 1, д. 55. л. 45. Единовременные стат.отчеты о численности работников по полу, возрасту и стажу работы на 01.06.67 г. Ф. 2. Том 2 1967.
Литература: