История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;

- проанализировать советскую систему дошкольного образования;

- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;

- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;

- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;

- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;

- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.

Содержание

Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62

Работа содержит 1 файл

История становления и развития дошкольного образования в г. Братске в 1950-1990 гг ВКР.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ  
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы. Образование – один из важнейших ресурсов социально – экономического и культурного развития России. Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.

     Историческое  развитие дошкольного образования  это и современная проблема. Знание истории данного процесса, которая  содержит в себе опыт прогнозирования, поможет: выбрать оптимальные пути перевода дошкольных образовательных учреждений в «режим развития»; создать единое образовательное пространство в регионе для успешного вхождения детей в систему мировой культуры, осознать роль исторического материала в структуре регионального компонента дошкольного образования; осмыслить взаимообусловленность традиционного и инновационного в цивилизационном процессе развития каждого из народов российского общества, что чрезвычайно важно в условиях стандартизации образования.

     Воспитание  в современных условиях претерпевает существенные изменения, которые обусловлены  политическими, экономическими и правовыми  преобразованиями. Изменившаяся социальная ситуация влияет на развитие детей  в современном мире и требует  от педагогов переосмысления цели, содержания и структуры воспитательного процесса, начиная с дошкольной ступени.

     Являясь важной составной частью системы  народного образования, дошкольное образование в качестве своей  определяющей цели предусматривает  создание условий для развития базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

     Создание  таких условий для свободного, лишенного политической подоплеки, развития личности ребенка предполагает изучение и обобщение не только опыта современного детского сада, но и знание отечественного опыта разработки содержания, форм и методов воспитательной работы. Советская дошкольная педагогика накопила огромный опыт воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этом плане особый интерес представляет обращение к истории развития содержания воспитательной работы в дошкольных учреждениях России во второй половине XXвека. Конкретно-исторические условия, сложившиеся в указанный период времени, обострили проблемы, связанные с разработкой содержания воспитательной работы в детских садах. Актуальным оставался вопрос, необходимо ли решать в первую очередь задачи воспитания подрастающего поколения, развивать умственные и творческие способности детей, а уже потом, в целях того же воспитания, формировать у детей определенный запас знаний, умений и навыков. Либо акцент следует делать на то, чему нужно «обучить», а уже затем на то, что нужно «развить» и «воспитать».

     Подобная  ситуация наблюдается и в современной системе дошкольного образования. Общей является проблема поиска обоснованных критериев отбора программного материала для дошкольных учреждений, необходимого для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста в условиях современного общества. Одна из причин затянувшегося решения указанного вопроса - недостаточное использование накопленного историей педагогики опыта, выпадение из научного поиска отдельных вопросов, связанных с содержанием воспитательной работы в дошкольных учреждениях.

     Именно поэтому, можно считать, что тема моей дипломной работы имеет особую актуальность не только в поиске фактологической базы исследования, но также и в дальнейшем использовании полученных данных.

     Исходя  из актуальности дипломного исследования, можно определить ее цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.

     Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

     - изучить процесс становления  дошкольного образования в России  в начале ХХ веке;

     - проанализировать советскую систему дошкольного образования;

     - описать систему дошкольного  образования, сложившуюся в Иркутской  области;

     - составить целостное представление  о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;

     - изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;

     - воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;

     - определить методическое и педагогическое  обеспечение системы дошкольного  образования в Братске в период 1950-90 – е гг.

     Предметом исследования выступает история российского дошкольного образования.

     Объектом – становление и развитие системы дошкольного образования в г. Братске во второй половине XX века.

     Методологическую  основу исследования составляет ряд общефилософских и общенаучных принципов: принцип историзма, который является непременным условием успешного проведения реконструкции исторического явления; принцип единства исторического и логического, предполагающий изучение внутринаучных и социокультурных причин в ходе процесса развития содержания воспитания; принцип детерминизма, раскрывающий совокупность и иерархическую структуру причин, обусловивших развитие изучаемого явления; принцип объективности, требующий при оценке значимости различных идей и результатов научной работы исходить не только из современного состояния знания, но и учитывать реальное место рассматриваемых идей в педагогике своего времени; принцип структурно-функционального анализа системы, которой является такое сложное явление как дошкольное воспитание.

     Историография проблематики исследования представлена работами по становлению дошкольного  образования. Впервые об истории  детства как об отдельной области  исследования заговорили после публикации в Париже в 1960 г. книги Ф. Ариеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке»1. Особое внимание автор уделил проблеме исторических перемен в отношении к детству. На основе идей и методологии Ф. Ариеса в западной историографии появилось новое направление – история детства.

     В отечественной гуманитарной науке подобный подход к детству «пробивал» себе дорогу в течение нескольких десятилетий, хотя изучение детей и детства началось (точнее продолжилось) практически сразу с приходом большевиков к власти. В 1920-1930-е гг. велось изучение детства в рамках педологии2. В эти годы активно развивалось ещё одно направление изучения детской жизни - этнография детства3. Однако в середине 1930-х гг. подобные исследования прекратились. Под запретом оказались социология и педология. В последующие десятилетия изучение детства ограничивалось педагогическими исследованиями.

     В 1950-60-е гг. проблематика советского детства представлена исследованиями по вопросам охраны и защиты детства, проблемам школьного образования в годы Великой Отечественной войны4.

     В 1970-80-е гг. наряду с историко-педагогическими исследованиями5появляются работы, в которых представлены возможности междисциплинарного изучения отечественного детства6.

     Пересмотр отношения к детству и детям, как самой «защищенной и привилегированной социальной группе в Советском Союзе», начинается в середине 1980-х гг., когда появляются первые публицистические и художественные произведения о трагических судьбах детей, ставших заложниками политических игр взрослых7.

     С распадом Советского Союза историки чаще стали применять концепцию тоталитаризма в объяснении сущности «советского детства». Детские государственные учреждения, пионерская организация, комсомол и семья представлялись вполне успешными лабораториями по созданию нового социального вида Homo Soveticus8.

     С середины 1990-х гг. начинается новый  этап в разработке и более специализированном изучении истории российского детства, в рамках которого наибольший интерес  вызывает проблематика первой половины XX в.9 Самым исследованным периодом оказались 1914-30-е гг., привлекающие внимание беспрецедентными социальными потрясениями и насилием, перманентными кризисами и переменами10.

     Тематика  исследований о военном и послевоенном периодах, представлены в основном трудами по проблемам образования, социальной защиты детей, детской беспризорности, безнадзорности и преступности. Среди них необходимо выделить работы Е.А. Зубковой, В.Ф. Зимы, А.З. Ваксера, М. Р. Зезиной, А.П. Пыжикова, Л. Б. Брусиловской.11Среди работ зарубежных историков следует выделить Д. Данстана и Л. Холмса рассмотревших вопросы советской государственной политики в сфере образования в 1940-е гг.12.

     Определенным  ориентиром для нашего исследования послужил  методологический и источниковедческий материал, представленный в работах по социологии детства и возрастной психологии13, проблематике советской идентичности14, детской российской субкультуры15, фольклора16 и ювенальной юриспруденции17.

     Что касается истории народного образования  в Восточной Сибири, то эта тема, как правило, изучалась через  призму партийного руководства средним образованием18. Некоторые аспекты региональной истории дошкольного образованияв послевоенный период в контексте решения социальных проблем населения Иркутской области, рассматривались в работе А.В. Шалака.19 В своем исследовании Меньшиков Л.П. обращаясь истории народного образования Иркутской области в 1937-53 гг., описывает такие аспекты дошкольного образования как количественные и качественные показатели ДОУ, методическое обеспечение образовательного процесса и др.

     Работ по истории образования города Братска не много, отметим исследование Сухаревой Н.В. «Полвека просвещению города Братска», в книге представлены сведения о численности и специализации детских садов в 1990-е годы, затронута проблематика организации и функционирования ДОУ в постперестроечное время.

                В указанной постановке проблема становления и развития дошкольного образования в городе Братске с ее региональной спецификой изучена не была.

     Источниковая  база представлена материалами разного типа, которые классифицируются, прежде всего, по способу оформления в них исторической информации. Мы использовали письменные, устные и визуальные источники.

     К числу письменных источников исследования относятся: опубликованные документы, архивные материалы. Их можно подразделить на несколько групп.

     Первую  группу письменных опубликованных источников составляют такие виды документов, как законодательные акты исследуемого периода, директивные документы  высших органов Коммунистической партии – съездов, конференций, пленумов ЦК, постановления правительства

     Наиболее  ценным источником для написания  исследования послужили неопубликованные материалы архивного отдела администрации  города Братска, которые составляют вторую группу. Подчеркнем, что ряд  документов, использованных в дипломном исследовании, впервые вводится в научный оборот.

     Существенная  часть документов, хранящихся в фондах Архивного отдела администрации города Братска, дают нам представление об основных проблемах построения, наполняемости, методическом обеспечении детских дошкольных учреждениях. Особый интерес в ходе исследования представляли документы, содержащие богатый материал по количественным показателям, также позволяющим глубже раскрыть специфику проблем и путей их решения существовавших на момент развития и построения города.

   Статистические  источники нашего исследования представлены архивными материалами. Неопубликованная статистика дает нам представление  по проблемам: численности, возрасту, полу воспитателе ДОУ, а также о количестве детских садов, численности, распределении, возрастном составе, успеваемости учащихся, о кадрах и школьных помещениях.

   В работе использован и такой тип  источников, как устные повествования, к которым мы относим сделанные  нами записи интервью с руководителем  дошкольного отдела образования г. Братска Ташлыковой И. В., заведующими ДОУ№ 98 З.И. Ильиных, ДОУ № 84 С.А. Метляевой

   В целом полученный комплекс составил репрезентативную базу исследования, что позволило решить задачи, поставленные в работе, и достичь указанной  цели.

         Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

     Научная значимость работы состоит в том, что исторический фактический материал может обогатить содержание отдельных тем курсов: особенности дошкольного образования на территории отдельных субъектов РФ («История дошкольной педагогики»), дошкольные учреждения в социокультурном развитии Иркутской области и Братска («Краеведение») и т.д.

1.  РАЗВИТИЕ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ 

     

  • 1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 
  •      В последней трети XIX в. в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.

    Информация о работе История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске