История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;

- проанализировать советскую систему дошкольного образования;

- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;

- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;

- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;

- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;

- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.

Содержание

Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62

Работа содержит 1 файл

История становления и развития дошкольного образования в г. Братске в 1950-1990 гг ВКР.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

     Однако, в начале ХХ века царское правительство по-прежнему не считало нужным вводить общественное дошкольное воспитание в общую систему народного образования. Правительственные ассигнования на дошкольное воспитание составляли ничтожную сумму — в среднем около одной копейки на одного ребенка дошкольного возраста в год.

     Дошкольные  учреждения в начале нынешнего века находились в ведении разных ведомств: Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, общественных, благотворительных организаций. Только с 1900 года Министерство народного просвещения начало субсидировать «занятия с детьми дошкольного возраста», а с 1909 года в его смете расходов появилась соответствующая статья.

     В Москве в 1909—1910 гг. было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц  детских садов при Женских  курсах имени Д. И. Тихомирова. В учебный  план этих курсов входили следующие  предметы: физиология человека, психология, педагогическая психология, история педагогических идей, дошкольное воспитание (с практическими занятиями в детском саду), подвижные игры и гимнастика (практические занятия), гигиена, детская литература, рисование (практические занятия), пение (практические занятия), ручной труд (практические занятия). Большую роль в развитии общественного дошкольного воспитания играл в это время Петербург, где в 1908 г. было организовано Петербургское общество содействия дошкольному воспитанию. Оно оказало помощь рабочим-металлистам в открытии при их клубе “Знание в 1908 г. первого в России народного детского сада для детей фабричных рабочих. В 1910 г. общество открыло второй и в 1911 г. третий народный детский сад для детей рабочих. Кроме того, общество вело работу по организации домашних детских садов на средства родителей. В 1909 г. таких садов было 16.20

     Рассматривая  разработку программно-методического  обеспечения в рамках указанной  периодизации отметим, что для этапа, когда только начинали открываться  детские сады, было свойственно накопление практического материала. Пик создания программ и методик приходится на второй этап. С усилением свободомыслия и распространением «теории свободного воспитания» в практике детских садов проблема программного обеспечения начинает волновать не только педагогов дошкольного образования, но и общественные организации. Для периода Первой мировой войны характерен спад в разработке данной проблемы ввиду объективных причин. Ее дальнейшее развитие мы наблюдаем во второй половине 20-х годов с появлением первых попыток создания единой программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

     На  третьем этапе (с 1914 по 1917 гг.) теория дошкольной педагогики по причине военных  условий концентрирует внимание на осмыслении проблем содержания дошкольного  образования, в котором вновь четко обозначилась необходимость создания русского национального детского сада. Основное внимание в практике дошкольных учреждениях было обращено на укрепление здоровья детей, поэтому образовательные задачи отодвигались на второй план. Национальное воспитание становится патриотическим, а не религиозным как на первом этапе. В содержании дошкольного образования преобладающей стала национально-патриотическая тематика.

     Разные  общественные организации, возникшие  во время и после революции 1905 г., как-то: общества народных университетов, общественные клубы и другие культурно-просветительные организации, а также кооперативные объединения — тоже открывали в крупных городах России детские дошкольные учреждения и вели среди населения разъяснительную работу по вопросам дошкольного воспитания. Но, не имея твердой материальной базы и государственной поддержки, эти учреждения, просуществовав совсем недолго, закрывались.

     Работу  по созданию детских учреждений в  селах и деревнях вели некоторые  земства. Но открытые ими ясли, летние детские площадки, подготовительные школы не удовлетворяли ни в какой степени существующей потребности в организации дошкольного воспитания крестьянских детей. Весьма слабое участие в организации дошкольных учреждении принимали городские думы. Только отдельные городские самоуправления отпускали средства на организацию общественных подвижных игр в городских садах и скверах (Киев), на открытие детских садов для своих служащих (Москва и другие города).

     Иногда  открывались частные детские сады или как самостоятельные учреждения, или при частных средних учебных заведениях. В некоторых из них была хорошо поставлена педагогическая работа, имелось специальное оборудование (детские сады М. С. Свентицкой, Е. И. Залесской и др. в Москве).21 Однако многие организаторы платных детских садов преследовали главным образом предпринимательские цели.

     В царской России, по приблизительным  данным, было всего около 250 платных  детских садов и 20—30 бесплатных народных детских садов.

     В период с февраля по октябрь 1917 г. некоторое оживление в области  развития дошкольного воспитания наступило  в провинции. В отдельных крупных городах России открылись новые общества содействия дошкольному воспитанию, возникли краткосрочные курсы по дошкольному воспитанию (Воронеж и др.), летние площадки и детские очаги, возникшие во время войны, реорганизовались в стационарные учреждения. В открытии детских садов и площадок в отдельных местах стали принимать участие культурно-просветительные отделы кооперативов, профессиональные организации. Усилили свою деятельность некоторые земства.

     Временное правительство и Государственный  комитет по народному образованию не поддерживали деятельности общественных организаций. Наоборот, они затрудняли эту деятельность, обещая в будущем разрешить вопросы школьного образования и дошкольного воспитания.

     Начало  государственной системы дошкольного  образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

     В 1918 году на базе Московских высших женских  курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова  был открыт второй Московский государственный  университет, где организовался  педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

     С 1928 года начал выходить ежемесячный  научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX в. в дошкольных образовательных было более двух миллионов воспитанников22.

     Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению  дошкольного воспитания.

     В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений -- дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

     В дошкольных учреждениях большое  внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

     В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие  вопросы деятельности детских садов  и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.

     В первые послевоенные годы были полностью  восстановлены разрушенные фашистами  дошкольные учреждения и теперь последовательно  решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

     Огромное  внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в  санаторные детские сады.

     В связи с тем, что обучение стало  начинаться с 7 лет и из детских  садов в школу ушли дети двух возрастов - 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, т.к. в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в сельской местности, где и до войны было мало детских садов.

     Новые детские сады строились там, где  потребность в них ощущалась  более остро, а именно: при новых  предприятиях, где работало много  женщин.

     В 1949 году было издано постановление  ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность23. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми.

     В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались  многие вопросы воспитательно-образовательной  работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить  в организованной форме - на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.24

     Огромное  значение для развития дошкольного  воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и  Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста»25. В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования26.

     Вопросы развития дошкольных учреждений как  учреждений государственных постоянно  включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных  съездов, на которых принимались  директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства. 

     

  • 1.2. Советская система дошкольного  образования 
  •      Начало  государственной системы дошкольного  образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному  воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию. Инициатором был Е.А.Аркин. Он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей.27

         Важной  вехой создания государственной  системы подготовки педагогов дошкольного  образования стал первый Всероссийский  съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла  в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

         С 1928 года начал выходить ежемесячный  научно-методический журнал «Дошкольное  воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников28.

    Информация о работе История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске