Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа
Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;
- проанализировать советскую систему дошкольного образования;
- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;
- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;
- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;
- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;
- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.
Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62
Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.
22
июня 1941 г. фашистская Германия
вероломно напала на Советский
Союз. В числе тяжелых потерь,
которые понесла наша страна
во время этой невиданной в
истории войны, было и
Несмотря
на тяжелое военное и
В спасении детей участвовала вся страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи взяли на воспитание осиротевших детей, а в целом по Союзу так поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Весной 1944 г. было принято и затем полностью выполнено правительственное постановление об охвате различными формами организованного летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей школьного и дошкольного возраста.
В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений -- дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.
В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.
Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.
В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.
В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.
Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941--1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.29
В
декабре 1944 г. был принят новый «Устав
детского сада», детально осветивший важнейшие
вопросы деятельности детских садов
и сыгравший большую роль в
организации дошкольного
Принятие новых «Устава» и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР.
В
первые послевоенные годы были полностью
восстановлены разрушенные
Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в санаторные детские сады.
В связи с тем, что обучение стало начинаться с 7 лет и из детских садов в школу ушли дети двух возрастов - 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, т.к. в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в сельской местности, где до войны было мало детских садов.
Советское
правительство отпускало
В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность30. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми.
В
«Руководстве для воспитателей», изданном
в 1953 году, по-новому рассматривались
многие вопросы воспитательно-
В Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах дошкольной педагогики велись научные исследования проблем дошкольного воспитания.
Ценным вкладом в теорию и практику советского дошкольного воспитания явились исследования А.П.Усовой, которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на умственное развитие ребенка. А.П.Усова сделала важный шаг вперед в разработке основных положений дошкольной дидактики. Под ее руководством сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР впервые по-новому разработали теоретические основы обучения в детском саду; была определена программа того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду.
А.П. Усовой было разработано изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду». Большую пользу практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду». Решая проблемы дошкольного воспитания А.П. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развивать его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под ее руководством, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они по своей практической и по сей день.
Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста»32. В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования33.
Значение развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: «Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».
Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.
Вопросы
развития дошкольных учреждений как учреждений
государственных постоянно включаются
в народнохозяйственные планы. В решениях
всех партийных съездов, на которых принимались
директивы по развитию народного хозяйства,
находили свое отражение планы развития
дошкольного воспитания. На сессиях Верховных
Советов СССР и союзных республик при
обсуждении народнохозяйственных планов
эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими
задачами хозяйственного строительства.
Более 140 лет назад в Иркутске был открыт первый детский сад для 20 детей.
Идея готовить детей младшего возраста к поступлению в первый класс гимназии по системе немецкого педагога Ф. Фребеля, принадлежала уроженке Иркутска педагогу Марии Гавриловне Тюменцевой. В 1868 году она предлагает открыть новое образовательное учреждение в городе. Ее начинание поддержал Ричард Карлович Маак – главный инспектор училищ Восточной Сибири, и по его просьбе генерал-губернатор М.С. Корсаков утвердил проект первого экспериментального детского сада в Иркутске. С неутомимой энергией Мария Гавриловна собирает первые пожертвования от частных лиц в сумме 1 650 рублей. И «4 марта 1869 года открывается учебное заведение для детей младшего школьного возраста под названием «Детский сад». По прочтении утвержденного г. генерал-губернатором Восточной Сибири положения об этом заведении было отслужено молебствие с водоосвящением, в присутствии председательствующего в совете Главного управления, директора училищ Иркутской губернии, начальницы сада г. Тюменцевой и ее помощниц, поступивших в училище детей и их родителей. Записано желающих поступить в это заведение до 50-ти детей, поступило же в день открытия 20 детей»34.
Это было учебное заведение для детей от пяти до девяти лет по системе немецкого педагога Фридриха Фребеля, который исходил из природных особенностей детей младшего возраста и считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общения с другими детьми необходимо организовать занятия его в обществе сверстников, которому он дал поэтическое название «детский сад». Основная цель детского сада - содействовать развитию природных особенностей ребенка. Именно таким видела «детский сад» его организатор и начальница, выпускница девичьего института Восточной Сибири Мария Гаврвловна Тюменцева, которая была бессменным руководителем единственного в Иркутской губернии школы — «Детского сада» 22 года.
Содержался «Детский сад» на субсидии Иркутской городской Думы, пожертнования частных лиц и на плату родителей, хотя первый год он существовал на казенные средства. Поэтому с 1 ноября 1870 года генерал—губернатор разрешил передать его в частные руки. Всеми делами заведовал попечительский Совет. На деньги известного иркутского просветителя, камергера высочайшего двора Н.А. Сиверса в 1882 году по проекту архитектора Розена было построено специальное здание по ул. Амурской35.