История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;

- проанализировать советскую систему дошкольного образования;

- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;

- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;

- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;

- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;

- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.

Содержание

Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62

Работа содержит 1 файл

История становления и развития дошкольного образования в г. Братске в 1950-1990 гг ВКР.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

     Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.

     22 июня 1941 г. фашистская Германия  вероломно напала на Советский  Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна  во время этой невиданной в  истории войны, было и уничтожение  многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.

     Несмотря  на тяжелое военное и экономическое  положение, Коммунистическая партия и  Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

     В спасении детей участвовала вся  страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи  взяли на воспитание осиротевших  детей, а в целом по Союзу так поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Весной 1944 г. было принято и затем полностью выполнено правительственное постановление об охвате различными формами организованного летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей школьного и дошкольного возраста.

     В годы Великой Отечественной войны  чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены  фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений -- дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

     В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов  и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую  часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

     Большое значение для развития дошкольного  воспитания имело принятое в 1944 г. постановление  СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению  медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.

     В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

     В дошкольных учреждениях большое  внимание уделялось физическому  развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

     Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941--1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.29

     В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие  вопросы деятельности детских садов  и сыгравший большую роль в  организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.

     Принятие  новых «Устава» и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР.

     В первые послевоенные годы были полностью  восстановлены разрушенные фашистами  дошкольные учреждения и теперь последовательно  решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

     Огромное  внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в санаторные детские сады.

     В связи с тем, что обучение стало  начинаться с 7 лет и из детских  садов в школу ушли дети двух возрастов - 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях  освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, т.к. в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в сельской местности, где до войны было мало детских садов.

     Советское правительство отпускало огромные средства на общественное дошкольное воспитание. Вместе с тем требовалось  улучшение воспитательно-образовательной  работы в детских садах. XX съезд  партии указал на необходимость приступить к решению важной задачи общественного воспитания детей - к охвату всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, государственными яслями и детскими садами. Новые детские сады строились там, где потребность в них ощущалась более остро, а именно: при новых предприятиях, где работало много женщин.

     В 1949 году было издано постановление  ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом  и улучшению их работы», в котором  к строительству детских домов  привлекалась широкая общественность30. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми.

     В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались  многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме - на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.31

     В Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах дошкольной педагогики велись научные исследования проблем дошкольного воспитания.

     Ценным  вкладом в теорию и практику советского дошкольного воспитания явились  исследования А.П.Усовой, которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на умственное развитие ребенка. А.П.Усова сделала важный шаг вперед в разработке основных положений дошкольной дидактики. Под ее руководством сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР впервые по-новому разработали теоретические основы обучения в детском саду; была определена программа того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду.

     А.П. Усовой было разработано изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду». Большую пользу практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду». Решая проблемы дошкольного воспитания А.П. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развивать его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под ее руководством, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они по своей практической и по сей день.

     Огромное  значение для развития дошкольного  воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и  Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и  медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста»32. В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования33.

     Значение  развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: «Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».

     Развитие  сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и  школьного возраста по желанию родителей.

     Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства. 

     
    1. Дошкольное  образование в Иркутской области
 

     Более 140 лет назад в Иркутске был открыт первый детский сад для 20 детей.

     Идея  готовить детей младшего возраста к поступлению в первый класс гимназии по системе немецкого педагога Ф. Фребеля, принадлежала уроженке Иркутска педагогу Марии Гавриловне Тюменцевой. В 1868 году она предлагает открыть новое образовательное учреждение в городе. Ее начинание поддержал Ричард Карлович Маак – главный инспектор училищ Восточной Сибири, и по его просьбе генерал-губернатор М.С. Корсаков утвердил проект первого экспериментального детского сада в Иркутске. С неутомимой энергией Мария Гавриловна собирает первые пожертвования от частных лиц в сумме 1 650 рублей. И «4 марта 1869 года открывается учебное заведение для детей младшего школьного возраста под названием «Детский сад». По прочтении утвержденного г. генерал-губернатором Восточной Сибири положения об этом заведении было отслужено молебствие с водоосвящением, в присутствии председательствующего в совете Главного управления, директора училищ Иркутской губернии, начальницы сада г. Тюменцевой и ее помощниц, поступивших в училище детей и их родителей. Записано желающих поступить в это заведение до 50-ти детей, поступило же в день открытия 20 детей»34.

     Это было учебное заведение для детей от пяти до девяти лет по системе немецкого педагога Фридриха Фребеля, который исходил из природных особенностей детей младшего возраста и считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общения с другими детьми необходимо организовать занятия его в обществе сверстников, которому он дал поэтическое название «детский сад». Основная цель детского сада - содействовать развитию природных особенностей ребенка. Именно таким видела «детский сад» его организатор и начальница, выпускница девичьего института Восточной Сибири Мария Гаврвловна Тюменцева, которая была бессменным руководителем единственного в Иркутской губернии школы — «Детского сада» 22 года.

     Содержался  «Детский сад» на субсидии Иркутской городской Думы, пожертнования частных лиц и на плату родителей, хотя первый год он существовал на казенные средства. Поэтому с 1 ноября 1870 года генерал—губернатор разрешил передать его в частные руки. Всеми делами заведовал попечительский Совет. На деньги известного иркутского просветителя, камергера высочайшего двора Н.А. Сиверса в 1882 году по проекту архитектора Розена было построено специальное здание по ул. Амурской35.

Информация о работе История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске