История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;

- проанализировать советскую систему дошкольного образования;

- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;

- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;

- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;

- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;

- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.

Содержание

Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62

Работа содержит 1 файл

История становления и развития дошкольного образования в г. Братске в 1950-1990 гг ВКР.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

       В период 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) началось бурное строительство яслей-садов (комбинатов на 280 мест) – так, в городе было построено 12 садов. Малокомплектные сады, расположенные в приспособленных, ветхих помещениях закрывались.

       Чаще  всего, детские сады располагались  в типовых зданиях в кирпичном  исполнении по типовому проекту с  центральным отоплением, канализацией и водопроводом.

       В зданиях располагались по 5-7 групповых  комнат, 4 – 6 спален. Иногда спальни переоборудовали под функциональные помещения: музыкальные и физкультурные залы, где занимались дошкольники.

       Вопросы развития дошкольных учреждений как  учреждений государственных постоянно  включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства.

       С целью развития дошкольного воспитания в Братске постоянно возрастает роль общественности. Там, где исполкомы местных Советов народных депутатов постоянно осуществляли контроль по развитию и функционированию сети дошкольных учреждений, оперативнее решались все проблемы, в том числе полнее удовлетворяются интересы и потребности образовательных учреждений. 

       2.2. Состояние системы  дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в городе Братске. 

      В течение исследуемого периода педагогическими  коллективами дошкольных образовательных  учреждений большое внимание уделялось  распространению и обобщению передового педагогического опыта. Со слов А. Иноземцева, «в 1955 году в детских садах трудился 181 воспитатель, большая часть которых имела среднее специальное образование. С 4 октября 1956 года по 26 октября 1958 года руководил городским отделом народного образования Василий Тимофеевич Росол – человек, знающий свое дело, эрудированный, интеллигентный. Он все вопросы решал быстро, оперативно, грамотно и этого требовал от заведующих и воспитателей детских садов.

      В 1958 году возглавил отдел народного  образования Иноземцев Алексей Александрович. Профессиональная компетентность братских педагогов под его руководством получала высокую оценку, формировалась система дошкольного образования, создавались все необходимые условия для развития и совершенствования педагогических коллективов.

      В 1963/64 учебном году количество воспитателей составляло 258 человек, 215 педагогов имели законченное среднее педагогическое образование, медицинское образование имели - 41 человек. высшее дошкольное педагогическое образование – 2.43

      В 1968/69 учебном году штат воспитателей составлял – 258 человек, из них 235 человек со средним педагогическим образованием, со средним медицинским образованием - 39 воспитателей, с законченным высшим педагогическим образованием было 4 человека44.

       В соответствие с Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03. 1960 г., — организуется новый тип дошкольных учреждений — «ясли-сады». Повышаются требования к уровню квалификации руководителей. На должность заведующей ясли-садом назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование, окончившие специальные медицинские курсы и имеющие стаж работы не менее 5 лет. В связи с расширением функций заведующей, увеличением объема её работы и необходимостью квалифицированного управления педагогическим процессом в штат вводится новая должность — педагог-воспитатель (1960). (В последствии эта должность переименовывалась в должности воспитателя-методиста (1971), старшего воспитателя (1985), заместителя заведующего по воспитательно- методической работе (1993)).

     За  восьмую пятилетку (1965 – 1970 гг) введено  в строй 24 дошкольных учреждения на 5723 места: количество мест по сравнению с 1966 годов увеличилось вдвое.

     В 1967г. в городе работали 690 педагогов - дошкольников45. С 1973 по 1985 гг. руководство дошкольным воспитанием осуществлялось инспектором Городской горОНО Лилией Андреевной Пономаревой. К работе по руководству дошкольным воспитанием в городе подключились шесть общественных инспекторов и 19 членов актива методкабинета из числа лучших заведующих.

     Период  с 1968 по 1985гг характеризуется дальнейшим повышением уровня педагогической работы учреждений, реализации государственной программы воспитания и обучения детей в детском саду.

     Большое внимание стало уделяться оздоровлению детей, нравственному, трудовому и  художественно-эстетическому воспитанию. Повысилось качество подготовленности детей к школе, наметились позитивные пути по взаимодействию работы семье и детского сада

     В детских садах детей делят  на четыре возрастные группы:

     –от трех до четырех лет 

     –от четырех лет до пяти

     –от пяти до шести лет 

     –от шести лет до семи.

     Большинство детских садов работали и работают в типовых зданиях, режим работы ДОУ с семи утра до девятнадцати часов по будним дням.

     Бурный  рост промышленного производства, Всесоюзные комсомольские стройки, развернутое  жилищное строительство в городе привлекали молодежь, что способствовало увеличению рождаемости, необходимости введения дополнительных, новых дошкольных учреждений. На территории города функционировало 95 детских садов из них 16 горОНО и 79 ведомственных, которые посещали 15 659 детей. Таким образом, охват общественным дошкольным воспитанием составлял 87%. Педагогическую работу с детьми проводили 1 296 педагогов.

       С 1989 года в ДОУ стали принимать детей с полутора лет. Это объяснялось несколькими причинами, к этому периоду уже наблюдается некоторый спад рождаемости, во вторых целенаправленное развитие и поддержка строительства объектов соцкультбыта, в т.ч. дошкольных учреждений привели к весьма положительной динамике, в следствии чего, наполняемость в детских садах к 1980-м годам уже не была превышающей допустимые нормы.  

       2.3. Кризисное состояние  системы дошкольного образования  в г.Братске в 1990 – е годы 

       В начале 1990 – х годов были открыты  специализированные детские сады для  детей с нарушением слуха, зрения, открывались группы для детей задержками психического развития (сады №№ 64, 70, 72), нарушением речи.

     В 1990 году в городе функционировало 106 детских садов, которые посещали 13 961 ребенок46.

     Изменения, происходившие в общественной и  политической жизни государства  в начале 90-х годов, оказали влияние  на дальнейшее развитие сети дошкольных учреждений в городе. Снижение темпов промышленного производства, перестройка в системе управления экономикой предприятий и их приватизация послужили причиной передачи большинства ведомственных дошкольных учреждений в муниципальную собственность. На волне демократизации в детских садах стали внедряться разнообразные программы воспитания детей, авторами которых даны интересные рекомендации по оздоровлению детей, развитию у них творческих и интеллектуальных способностей; широко пропагандируются методы личностно-ориентированного подхода в воспитании детей, делается акцент на региональный компонент в образовании, введены дополнительные образовательные услуги. Снижение рождаемости в городе, уменьшение количества детей дошкольного возраста способствовало оптимизации сети дошкольных учреждений. С 1990г. по 2002г. закрыто и перепрофилировано 41 дошкольное учреждение.

       В начале 90 - х годов дошкольные учреждения начали закрываться в связи со спадом контенгента детей. К примеру, в 1995 году в 87 детском саду, рассчитанным по проекту на 280 детей, находилось всего 87 детей. Но штатное расписание сохранялось на прежнем уровне 24 воспитателя47. Это было связано с общей социально – экономической обстановкой в стране и в городе. Начиналась массовая безработица или невыплата заработной платы. Родителям просто нечем было заплатить за детский сад, поэтому часть детей воспитывалась дома. Сады закрывались, продавались, перепрофилировались. В основном эта тенденция была характерна для ведомственных образовательных учреждений. Администрации некоторых предприятий стало сложно содержать ДОУ — проще было оплачивать содержание детей своих работников в муниципальных дошкольных учреждениях, чем тратить денежные средства на обеспечение материально-технической базы и ремонт собственных детских садов. В этот, условно говоря, второй период стал снижаться и охват детей дошкольными образовательными учреждениями. Происходило это по разным причинам: это и предоставленная родителям возможность использовать отпуск по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, и неспособность некоторых семей оплачивать содержание ребенка в детском саду из-за прогрессирующего повышения родительской оплаты.

       С 1992 года детские сады начали переход  на финансово-экономическую и хозяйственную самостоятельность. В настоящее время все муниципальные детские сады работают на самостоятельном балансе.

       В период с 1992-1995 гг. основная часть ведомственных ДОУ была передана в муниципальную собственность.

     В 1996г. в городе функционировало 70 детских садов (из них 62 муниципальных и только 8 ведомственных), которые посещали 8 450 детей. Все дошкольные учреждения в 1996 г. получили лицензию на право ведения образовательной деятельности. Специалистами отдела дошкольного воспитания департамента образования была разработана и внедрена программа «Развитие дошкольного образования в городе на 1999-2002гг», утвержденная решением городской Думы, результатом которой явилось повышение качества образования детей дошкольного возраста, улучшение материально-технической базы учреждений, развитие сети специализированных детских садов.

      На  сегодняшний день, в Братске 60 дошкольных учреждений, их посещают 11 тысяч 335 детей. В некоторых дошкольных учреждениях  Центральной части г. Братска, Падуне, на 45 квартале п. Гидростроитель  группы переукомплектованы детьми. На 100 проектных мест приходится 140 ребят. И, тем не менее, ещё более 7 тысяч дошколят ждут своей очереди. Одна из главных проблем — не хватает зданий, в которых могли бы разместиться новые детские сады. Причина — за последние 20 лет 74 таких объекта были перепрофилированы. А это, в перерасчёте, более 8,5 тысяч мест. По данным КУМИ в долгосрочной аренде у нас находятся 10 учреждений. В безвозмездном пользовании — 17 учреждений, в оперативном управлении — 21 учреждение. В Государственной собственности Иркутской области — 6 и продано 20 учреждений за период с 1988 по 1999 го­ды. Только три дошкольных образовательных учреждения в настоящее время возвращены в действующую сеть дошкольных учреждений. Это детские сады №№ 83 и 88, 113.

      В настоящее время начат капитальный  ремонт в ДОУ № 79 (Центральная  часть), ДОУ № 106 (45 квартал п. Гидростроитель), ДОУ № 11(п. Осиновка «Заярск»), тем  самым снизится некоторая напряженность  у родителей в получении мест. 

 

3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 1990 – х Гг 

     3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 

     Поступательное  развитие сети дошкольных учреждений обеспечивалось постоянным вниманием государства к дошкольному воспитанию. К 1965 г. правительством была поставлена задача увеличение сети детских дошкольных учреждений в два раза. К концу 10 пятилетки в СССР насчитывалось 129 тыс. постоянных государственных и колхозных детских садов и яслей-садов, в которых воспитывалось 14,6 млн. детей. Кроме того, 2 млн. детей ежегодно охватывалось сезонными дошкольными учреждениями. В Российской Федерации к 1985 г. существовала разветвленная сеть в составе 81,8 тыс. дошкольных учреждений с числом детей — 9180 тыс. человек.48

      В 1966 году в п. Гидростроитель было открыто  Братское педагогическое училище №2, которое осуществляло подготовку педагогических кадров для системы дошкольного образования.

      В начале 1980 – х годов при школах были открыты педагогические классы, которые готовили воспитателей по сокращенной программе одного года, чтобы ликвидировать дефицит кадров в системе дошкольного образования.

      Братское  педагогическое училище № 1 было открыто 1 сентября 1988 года. В 1991 году в педагогическом училище в порядке эксперимента был создан педагогический комплекс «педучилище — пединститут» с целью повышения качества подготовки будущих педагогов и создания условий для непрерывного образования выпускников. По результатам успешно завершенного эксперимента в 1996 году приказом Министерства образования РФ училищу был присвоен статус колледжа.

        За 20 лет существования этого учебного заведения структура и содержание подготовки активно развивались. В настоящее время в колледже обучается более 1000 студентов по 11 специальностям и 13 дополнительным подготовкам. За это время подготовлено более шести тысяч специалистов.

      Воспитанием и обучением занимались воспитатели и медицинские работники.

Информация о работе История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске