Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа
Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;
- проанализировать советскую систему дошкольного образования;
- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;
- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;
- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;
- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;
- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.
Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62
В период 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) началось бурное строительство яслей-садов (комбинатов на 280 мест) – так, в городе было построено 12 садов. Малокомплектные сады, расположенные в приспособленных, ветхих помещениях закрывались.
Чаще всего, детские сады располагались в типовых зданиях в кирпичном исполнении по типовому проекту с центральным отоплением, канализацией и водопроводом.
В зданиях располагались по 5-7 групповых комнат, 4 – 6 спален. Иногда спальни переоборудовали под функциональные помещения: музыкальные и физкультурные залы, где занимались дошкольники.
Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства.
С
целью развития дошкольного воспитания
в Братске постоянно возрастает роль общественности.
Там, где исполкомы местных Советов народных
депутатов постоянно осуществляли контроль
по развитию и функционированию сети дошкольных
учреждений, оперативнее решались все проблемы,
в том числе полнее удовлетворяются интересы
и потребности образовательных учреждений.
2.2. Состояние системы
дошкольного образования в 1960
– 80 – е годы в городе Братске.
В течение исследуемого периода педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений большое внимание уделялось распространению и обобщению передового педагогического опыта. Со слов А. Иноземцева, «в 1955 году в детских садах трудился 181 воспитатель, большая часть которых имела среднее специальное образование. С 4 октября 1956 года по 26 октября 1958 года руководил городским отделом народного образования Василий Тимофеевич Росол – человек, знающий свое дело, эрудированный, интеллигентный. Он все вопросы решал быстро, оперативно, грамотно и этого требовал от заведующих и воспитателей детских садов.
В 1958 году возглавил отдел народного образования Иноземцев Алексей Александрович. Профессиональная компетентность братских педагогов под его руководством получала высокую оценку, формировалась система дошкольного образования, создавались все необходимые условия для развития и совершенствования педагогических коллективов.
В 1963/64 учебном году количество воспитателей составляло 258 человек, 215 педагогов имели законченное среднее педагогическое образование, медицинское образование имели - 41 человек. высшее дошкольное педагогическое образование – 2.43
В 1968/69 учебном году штат воспитателей составлял – 258 человек, из них 235 человек со средним педагогическим образованием, со средним медицинским образованием - 39 воспитателей, с законченным высшим педагогическим образованием было 4 человека44.
В соответствие с Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03. 1960 г., — организуется новый тип дошкольных учреждений — «ясли-сады». Повышаются требования к уровню квалификации руководителей. На должность заведующей ясли-садом назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование, окончившие специальные медицинские курсы и имеющие стаж работы не менее 5 лет. В связи с расширением функций заведующей, увеличением объема её работы и необходимостью квалифицированного управления педагогическим процессом в штат вводится новая должность — педагог-воспитатель (1960). (В последствии эта должность переименовывалась в должности воспитателя-методиста (1971), старшего воспитателя (1985), заместителя заведующего по воспитательно- методической работе (1993)).
За восьмую пятилетку (1965 – 1970 гг) введено в строй 24 дошкольных учреждения на 5723 места: количество мест по сравнению с 1966 годов увеличилось вдвое.
В 1967г. в городе работали 690 педагогов - дошкольников45. С 1973 по 1985 гг. руководство дошкольным воспитанием осуществлялось инспектором Городской горОНО Лилией Андреевной Пономаревой. К работе по руководству дошкольным воспитанием в городе подключились шесть общественных инспекторов и 19 членов актива методкабинета из числа лучших заведующих.
Период с 1968 по 1985гг характеризуется дальнейшим повышением уровня педагогической работы учреждений, реализации государственной программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Большое
внимание стало уделяться оздоровлению
детей, нравственному, трудовому и
художественно-эстетическому
В детских садах детей делят на четыре возрастные группы:
–от трех до четырех лет
–от четырех лет до пяти
–от пяти до шести лет
–от шести лет до семи.
Большинство детских садов работали и работают в типовых зданиях, режим работы ДОУ с семи утра до девятнадцати часов по будним дням.
Бурный рост промышленного производства, Всесоюзные комсомольские стройки, развернутое жилищное строительство в городе привлекали молодежь, что способствовало увеличению рождаемости, необходимости введения дополнительных, новых дошкольных учреждений. На территории города функционировало 95 детских садов из них 16 горОНО и 79 ведомственных, которые посещали 15 659 детей. Таким образом, охват общественным дошкольным воспитанием составлял 87%. Педагогическую работу с детьми проводили 1 296 педагогов.
С
1989 года в ДОУ стали принимать детей
с полутора лет. Это объяснялось несколькими
причинами, к этому периоду уже наблюдается
некоторый спад рождаемости, во вторых
целенаправленное развитие и поддержка
строительства объектов соцкультбыта,
в т.ч. дошкольных учреждений привели к
весьма положительной динамике, в следствии
чего, наполняемость в детских садах к
1980-м годам уже не была превышающей допустимые
нормы.
2.3. Кризисное состояние
системы дошкольного
В начале 1990 – х годов были открыты специализированные детские сады для детей с нарушением слуха, зрения, открывались группы для детей задержками психического развития (сады №№ 64, 70, 72), нарушением речи.
В 1990 году в городе функционировало 106 детских садов, которые посещали 13 961 ребенок46.
Изменения, происходившие в общественной и политической жизни государства в начале 90-х годов, оказали влияние на дальнейшее развитие сети дошкольных учреждений в городе. Снижение темпов промышленного производства, перестройка в системе управления экономикой предприятий и их приватизация послужили причиной передачи большинства ведомственных дошкольных учреждений в муниципальную собственность. На волне демократизации в детских садах стали внедряться разнообразные программы воспитания детей, авторами которых даны интересные рекомендации по оздоровлению детей, развитию у них творческих и интеллектуальных способностей; широко пропагандируются методы личностно-ориентированного подхода в воспитании детей, делается акцент на региональный компонент в образовании, введены дополнительные образовательные услуги. Снижение рождаемости в городе, уменьшение количества детей дошкольного возраста способствовало оптимизации сети дошкольных учреждений. С 1990г. по 2002г. закрыто и перепрофилировано 41 дошкольное учреждение.
В начале 90 - х годов дошкольные учреждения начали закрываться в связи со спадом контенгента детей. К примеру, в 1995 году в 87 детском саду, рассчитанным по проекту на 280 детей, находилось всего 87 детей. Но штатное расписание сохранялось на прежнем уровне 24 воспитателя47. Это было связано с общей социально – экономической обстановкой в стране и в городе. Начиналась массовая безработица или невыплата заработной платы. Родителям просто нечем было заплатить за детский сад, поэтому часть детей воспитывалась дома. Сады закрывались, продавались, перепрофилировались. В основном эта тенденция была характерна для ведомственных образовательных учреждений. Администрации некоторых предприятий стало сложно содержать ДОУ — проще было оплачивать содержание детей своих работников в муниципальных дошкольных учреждениях, чем тратить денежные средства на обеспечение материально-технической базы и ремонт собственных детских садов. В этот, условно говоря, второй период стал снижаться и охват детей дошкольными образовательными учреждениями. Происходило это по разным причинам: это и предоставленная родителям возможность использовать отпуск по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, и неспособность некоторых семей оплачивать содержание ребенка в детском саду из-за прогрессирующего повышения родительской оплаты.
С
1992 года детские сады начали переход
на финансово-экономическую и
В период с 1992-1995 гг. основная часть ведомственных ДОУ была передана в муниципальную собственность.
В 1996г. в городе функционировало 70 детских садов (из них 62 муниципальных и только 8 ведомственных), которые посещали 8 450 детей. Все дошкольные учреждения в 1996 г. получили лицензию на право ведения образовательной деятельности. Специалистами отдела дошкольного воспитания департамента образования была разработана и внедрена программа «Развитие дошкольного образования в городе на 1999-2002гг», утвержденная решением городской Думы, результатом которой явилось повышение качества образования детей дошкольного возраста, улучшение материально-технической базы учреждений, развитие сети специализированных детских садов.
На сегодняшний день, в Братске 60 дошкольных учреждений, их посещают 11 тысяч 335 детей. В некоторых дошкольных учреждениях Центральной части г. Братска, Падуне, на 45 квартале п. Гидростроитель группы переукомплектованы детьми. На 100 проектных мест приходится 140 ребят. И, тем не менее, ещё более 7 тысяч дошколят ждут своей очереди. Одна из главных проблем — не хватает зданий, в которых могли бы разместиться новые детские сады. Причина — за последние 20 лет 74 таких объекта были перепрофилированы. А это, в перерасчёте, более 8,5 тысяч мест. По данным КУМИ в долгосрочной аренде у нас находятся 10 учреждений. В безвозмездном пользовании — 17 учреждений, в оперативном управлении — 21 учреждение. В Государственной собственности Иркутской области — 6 и продано 20 учреждений за период с 1988 по 1999 годы. Только три дошкольных образовательных учреждения в настоящее время возвращены в действующую сеть дошкольных учреждений. Это детские сады №№ 83 и 88, 113.
В
настоящее время начат
3. Методическое и педагогическое
обеспечение системы
дошкольного образования
в городе Братске в период 1950
– 1990 – х Гг
3.1. Система подготовки
педагогических кадров дошкольного образования
в г.Братске
Поступательное развитие сети дошкольных учреждений обеспечивалось постоянным вниманием государства к дошкольному воспитанию. К 1965 г. правительством была поставлена задача увеличение сети детских дошкольных учреждений в два раза. К концу 10 пятилетки в СССР насчитывалось 129 тыс. постоянных государственных и колхозных детских садов и яслей-садов, в которых воспитывалось 14,6 млн. детей. Кроме того, 2 млн. детей ежегодно охватывалось сезонными дошкольными учреждениями. В Российской Федерации к 1985 г. существовала разветвленная сеть в составе 81,8 тыс. дошкольных учреждений с числом детей — 9180 тыс. человек.48
В 1966 году в п. Гидростроитель было открыто Братское педагогическое училище №2, которое осуществляло подготовку педагогических кадров для системы дошкольного образования.
В начале 1980 – х годов при школах были открыты педагогические классы, которые готовили воспитателей по сокращенной программе одного года, чтобы ликвидировать дефицит кадров в системе дошкольного образования.
Братское педагогическое училище № 1 было открыто 1 сентября 1988 года. В 1991 году в педагогическом училище в порядке эксперимента был создан педагогический комплекс «педучилище — пединститут» с целью повышения качества подготовки будущих педагогов и создания условий для непрерывного образования выпускников. По результатам успешно завершенного эксперимента в 1996 году приказом Министерства образования РФ училищу был присвоен статус колледжа.
За 20 лет существования этого учебного заведения структура и содержание подготовки активно развивались. В настоящее время в колледже обучается более 1000 студентов по 11 специальностям и 13 дополнительным подготовкам. За это время подготовлено более шести тысяч специалистов.
Воспитанием и обучением занимались воспитатели и медицинские работники.