История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;

- проанализировать советскую систему дошкольного образования;

- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;

- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;

- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;

- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;

- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.

Содержание

Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62

Работа содержит 1 файл

История становления и развития дошкольного образования в г. Братске в 1950-1990 гг ВКР.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

       Изучение  учебных планов подготовки специалистов дошкольного воспитания в педагогических вузах СССР данного периода свидетельствует о том, что основным курсом, обеспечивающим готовность студентов к реализации обязанностей заведующим детским садом, был учебный курс «Организация дошкольного воспитания в страны и руководство им».

         Данный курс в разные годы  читали Е.И. Тихеева, Г.П. Лескова,  Г.П. Ларионова, Л.М. Маневцова.  Анализ учебных программ, реализуемых  в то время на кафедре дошкольной  педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена  показывает, что цель учебного  курса заключалась в овладении студентами ленинскими принципами управления и важнейшими партийно-правительственными документами, являющимися методологической основой деятельности руководителей-организаторов общественного дошкольного воспитания. Определенное место отводилось развитию комплекса организаторских умений (планирование учебно-воспитательного процесса, организация педагогического процесса, руководство педагогическим коллективом, контроль педагогического процесса), формированию навыков методической работы, инспектированию и руководству дошкольными учреждениями.

         Большое количество учебного  времени (около 1/3) посвящалось  изучению студентами содержания  работы инспектора отдела народного  образования. Полученные знания  и умения закреплялись и углублялись  в ходе инспекторско-методической практики в дошкольных учреждениях. В процессе практики студенты изучали организацию руководства педагогической и административно-хозяйственной работой в ДОУ и состояние воспитательной работы по возрастным группам, материально-хозяйственное состояние в учреждении, организацию питания детей. С этой целью осуществлялось фронтальное и тематическое обследование дошкольного учреждения. По результатам фронтального контроля студенты составляли обобщенные акты состояния дошкольного воспитания в районах города, чем оказывали большую помощь инспекторам отделов народного образования.

       Для обеспечения качества подготовки и  реализации образовательного процесса на кафедре в 80-е годы Л.М. Маневцовой была разработана квалификационная характеристика методиста по дошкольному воспитанию, отражающая спектр знаний и умений данного специалиста. Важным достижением, во многом определившим взгляд на сущность методической деятельности в детском саду, стал функциональный подход и выделение Л.М. Маневцовой двух групп целевых функций старшего воспитателя: управленческих (контрольно-диагностическая, коррекционно-прогностическая (планирующая), организационно-деятельностная (организационно-педагогическая)) и педагогических функций (воспитывающая и развивающая, обучающая, коммуникативная, исследовательская, гностическая). Впоследствии к ним была прибавлена и информационная функция старшего воспитателя.

       Изучение  методической деятельности в системе  дошкольного образования на кафедре  дошкольной педагогики позволило в  середине 80-х годов пересмотреть содержание подготовки к управленческой деятельности. В учебный план был включен курс «Теория и методика управления педагогическим процессом дошкольного учреждения», разработанный Л.М. Маневцовой. Целью курса было обеспечение готовности студентов к работе старшего воспитателя в ДОУ. Основное содержание учебного курса содержало следующие темы: педагогический процесс дошкольного учреждения, его характеристики; характеристика функций методиста по дошкольному воспитанию, специфика научной организации его труда; организация работы методического кабинета; осуществление повышения квалификации педагогических кадров.

       Наряду  с основной программой студентам  предлагались спецсеминары, обогащающие  их готовность к методической работе в ДОУ. Так, были  разработаны и опубликованы программы семинаров «Методические условия принятия педагогических решений старшим воспитателем детского сада» и «Оптимизация педагогического процесса дошкольного учреждения». Анализ содержания семинаров показывает, что их реализация была направлена на овладение студентами системным и функциональным подходом к управлению методической работой; особое внимание уделялось осуществлению учебно-воспитательным процессом на диагностической основе. Данные спецсеминары позволяли подготовить студентов к реализации новой функции старшего воспитателя — диагностической. С этой целью на кафедре дошкольной педагогики разрабатывается и в 1980 г. в издательстве «Просвещение» издается учебное пособие «Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам» под редакцией В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой.

         Помимо аудиторного обучения  большое внимание при подготовке  студентов к методической работе  уделялось практике. Поэтому в  учебный план был включен лабораторный  практикум и методическая практика, программы которых были разработаны Л.М. Маневцовой, О.В. Акуловой, Р.И. Лапицкой49. Содержание практикума направлено на изучение студентами особенностей организации педагогического процесса в ДОУ и анализ ими годового плана, хода и результатов педагогического совета и организации работы методического кабинета. На последних курсах обучения в вузе студентам предстояло прохождение методической практики, в рамках которой они выполняли функции старшего воспитателя ДОУ: проводили диагностику педагогического процесса, осуществляли консультации воспитателей, изучали документацию методического кабинета и т.д.

         По окончании обучения в вузе  студентам присваивалась квалификация  «преподаватель дошкольной педагогики  и психологии, методист по дошкольному  воспитанию», что свидетельствовало об ориентации системы высшего педагогического образования на подготовку квалифицированных специалистов в области управления методической работой дошкольного учреждения.

         Преподаватели кафедры на всех  этапах ее развития осуществляли  внедрение научных достижений в практику. С этой целью активно взаимодействовали с Городским дошкольным методическим кабинетом Ленинграда и методическим кабинетом Ленинградского областного института усовершенствования учителей. Наиболее плодотворным периодом сотрудничества кафедры дошкольной педагогики и методических кабинетов в рамках повышения квалификации руководителей и методистов детских садов были 60-е-80-е годы 20 века. В это время ведущие преподаватели кафедры (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Е.И. Гребенщикова, И.Л. Гусарова, Г.П. Лескова Л.М. Маневцова и др.) активно участвовали в повышении квалификации руководящих и педагогических кадров Ленинграда и области, взаимодействовали с передовыми дошкольными учреждениями.

     Итак, мы видим, что формирование коллективов и работа в них  осуществлялась не всегда гладко, не все педагоги выдерживали темпа работы. Имело место наличие вакансий воспитателей в ДОУ, иногда их замещали студенты, некоторые воспитатели, не выдержав темпа, меняли место работы. Движение педагогических кадров происходило по нескольким причинам (семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия). Но многие отдали детским садам большую часть своей жизни, были беспредельно преданы своему делу. Это ветераны, которые еще сегодня трудятся и передают свой опыт молодым воспитателям, являясь их наставниками. 

     

  •      

  • 3.2. Методическое содержание дошкольного  образования в 60-90 гг 
  •      Содержание  и методы воспитания и обучения, реализуемые в группах детского сада в период 50 – 90 – х годов  сводилась к следующим параметрам:

    • взаимодействие сотрудников с детьми: (стиль общения взрослых с детьми: демократический, либеральный, авторитарный)
    • состояние физического воспитания с детьми: (система работы по обеспечению двигательной активности, связь с физкультурными занятиями, закаливание, лечебно-профилактическая работа, организация питания, нетрадиционные формы работы с детьми).
    • речевое развитие детей: (системность подхода в отборе содержания обучения, источники обогащения речи, влияющие на характер и содержание речевого развития детей, планируемые цели, приемы и методы  руководства).
    • развитие ребенка в изодеятельности (уровень развития творческих способностей детей, формирование знаний, умений и навыков, предметно развивающей среды;  эффективность использования нетрадиционных приемов в работе с детьми).
    • организация игровой деятельности: ( уровень созданных условий для игровой деятельности; развития игровой деятельности и соответствие его возрасту (замысел игры, постановка игровых целей и задач, содержание игры, сюжет игры, выполнение роли и взаимодействие детей в игре, правила игры); изучить системность планирования игровой деятельности).
    • трудовое воспитание детей: (сформированность трудовых навыков у детей (самообслуживания, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной труд, и т.д.); системность в планировании и организации трудовой деятельности).
    • Процесс обучения в детском саду представляет собой целенаправленный и организованный процесс форомирования знаний, умений и воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданный условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных способов и приемов.

           На  новом этапе развития социалистического  общества стало необходимым по-новому рассматривать вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей. В соответствии с постановлением “О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста” требовалось разработать единую систему, обеспечивающую систематическое и последовательное развитие, воспитание и обучение ребенка с первых месяцев его жизни и до поступления в школу.

           В ноябре 1960 г. по решению Совета Министров  при Академии педагогических наук РСФСР  был организован Институт дошкольного воспитания в г. Москва, который, проводя исследования в области дошкольного воспитания, обобщал передовой опыт, совершенствовал содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе50.

           Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР на Академию педагогических наук РСФСР была возложена задача разработать совместно с Академией медицинских наук СССР единую программу воспитания детей дошкольного возраста.

           «Программа воспитания в детском саду разрабатывалась на основе многолетних исследований и обобщения практического опыта работы детских садов. Это первый в истории дошкольной педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до поступления в школу. До утверждения программы ее проект подвергся практической проверке и широкому обсуждению работниками яслей, детских садов и различных научно-исследовательских учреждений.»51

           В программе в отличие от ранее  издаваемых «Руководств...» программные требования отделены от методических указаний. Программные задачи были рассчитаны на осуществление в процессе детской деятельности в играх, на занятиях, в быту, в доступных детям формах трудовой деятельности. В программе определен круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению детьми на разных возрастных этапах, а также дана характеристика качеств личности, которые должны быть воспитаны. Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста — рассматривается не только как средство воспитания, но и как форма организации жизни детей.

           Большое внимание авторы программы уделяли трудовому воспитанию детей. В программе было показано значение труда как средства воспитания детей, указано значение всех видов труда, показано последовательное усложнение трудовой деятельности детей в соответствии с их возрастными возможностями.

           В программе была выделена подготовительная к школе группа — дети седьмого года жизни. Поскольку они дети могут  овладевать более сложными знаниями и навыками, в том числе обучению грамоте, к ним можно предъявлять большие требования, обеспечивать подготовку детей к школе. В программе устанавливалась преемственность в работе с детьми разных возрастных групп.

           С осени 1963 г. все дошкольные учреждения Братска стали переходить на работу по новой программе.

           Работа  по новой программе потребовала  от воспитателя умений более четко организовывать занятия с детьми, удобно и целесообразно располагать учебное оборудование, игрушки и материалы, продумывать режим дня, обеспечивая постепенный переход от одного вида деятельности к другому, выделяя время для самостоятельных игр детей. Все это возможно только при согласованной и слаженной работе всего коллектива работников детского сада.

           В связи с изменением школьных программ в начале 70-х годов была пересмотрена и усовершенствована «Программа воспитания в детском саду». В новом варианте программы использованы достижения в области физиологии, психологии, педагогики. Практика доказала, что в дошкольном возрасте происходит не только усвоение большого количества знаний и умений, но и интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, от которого во многом зависит будущее ребенка. Было установлено, что потенциальные возможности детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось до 60-х годов.

           При пересмотре и совершенствовании программы учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей, данные о границах физической и умственной работоспособности растущего детского организма. Исходя из этого были внесены изменения и в содержание воспитательной работы.

           Была  расширена программа физического воспитания. Особое внимание было уделено формированию учебной деятельности, умению учиться. В программу были внесены дополнения в области нравственного воспитания, педагогического руководства детским творчеством, художественной самодеятельностью.

           Более полно и последовательно рассматривалось сенсорное воспитание, которое создает основу для всего последующего интеллектуального развития ребенка; богаче стало содержание программы по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, развитию речи, с тем чтобы научить ребенка элементарным мыслительным операциям.

    Информация о работе История становления и развития дошкольного образования в Иркутской области и г. Братске