Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:54, дипломная работа
Цель – рассмотреть этапы становления и развития системы дошкольного образования в г.Братске.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить процесс становления дошкольного образования в России в начале ХХ веке;
- проанализировать советскую систему дошкольного образования;
- описать систему дошкольного образования, сложившуюся в Иркутской области;
- составить целостное представление о системе дошкольного образования в г. Братске в 50 – е годы ХХ века;
- изучить состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы ХХ века;
- воссоздать и объяснить кризисное состояние системы дошкольного образования в г. Братске в 90-е годы;
- определить методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в Братске в период 1950-90 – е гг.
Введение 3
1. Развитие дошкольного образования в России в ХХ веке 2
1.1. Дошкольное образование в начале ХХ века 11
1.2. Советская система дошкольного образования 17
1.3. Развитие дошкольного образования в Иркутской области………….…………………………..……………………...……..24
2. Становление и развитие дошкольного образования в г.Братске в 1950 – 90 гг. 32
2.1. Развитие дошкольного образования в период основания города Братск 32
2.2. Состояние системы дошкольного образования в 1960 – 80 – е годы в г. Братске .34
2.3. Кризисное состояние системы дошкольного образования в г.Братске в 1990 – е годы 37
3. Методическое и педагогическое обеспечение системы дошкольного образования в городе Братске в период 1950 – 90 – х Гг 40
3.1. Система подготовки педагогических кадров дошкольного образования в г.Братске 40
3.2. Методическое содержание дошкольного образования в 60-90 гг 45
Заключение 51
Источники и литература 56
Приложения 62
Это был прекрасный образец русского деревянного зодчества в стиле русско-сказочного барокко: двухэтажное, очень уютное внутри (нет сквознякового эффекта, тепло при одинарных оконных рамах, высокие потолки и др.). Снаружи здание было украшено деревянными кружевами наличников, пирамидальными башенками со шпилями, высокой кирпичной трубой одноэтажного пристроя, напоминающей маяк, длинными витражными окнами, резным декоративным мезонинчиком на крыше. Сказочно красивым был и забор, огораживающий весь участок. Здание первого детского сада сохранились и до наших дней, хотя и утратило внешнюю красоту. По решению президиума горсовета от 8.5.1936г. в связи с постройкой на участке спецполиклиники, здание детского сада № 1 было перенесено на ул. Горького, где сейчас размещается детский сад № 14.
В год открытия "Сад" посещали 39 детей, а в 1882 году там было уже 64 мальчика и 52 девочки. Численность воспитанников «Детского сада» к 1884 году достигла 127, из которых детей чиновников и офицеров составило 53, мещан — 30, купцов — 33, казацких, крестьянских, солдатских детей и духовенства было по 2 человека, при чем мальчиков было 69, а девочек — 58. 36
Программа
«Детского сада» предусматривала обучение
детей в группах одновозрастных и разграничивала
их на два отделения:
Первое отделение включало детей в возрасте
от 5 до 7 лет, второе отделение — начальная школа, — где
возраст детей был от 7 до 10 лет. С детьми
первого отделения собственно занятий
не предполагалось, их заменяли беседы,
игры по ознакомлению с окружающим миром;
по развитию внимательности, наблюдательности,
навыков общения. Дети второго отделения
проходили курс обучения чтению, счету
(до ста), декламация стихов и другим элементарным
знаниям, необходимым для поступления
в школы и гимназии. Большое внимание уделялось
физическому развитию и трудовому обучению:
два раза в неделю дети занимались гимнастикой
и хоровым пением, девочки штопали и вязали-,
мальчики клеили поделки из бумаги, кожи
и других материалов.
В последний год своего руководства «Детским садом» М.Г. Тюменцева присоединила к нему приготовительную школу, единственную в то время. В 1892 году школу «Детский сад» возглавила Мария Александровна Серебренникова, выпускница Иркутского им. Императора Николая I. 16 марта 1919 года торжественно отмечалось 50—летие Детского сада, через который прошло свыше 5 тысяч детей.37
Первоначально для школы было выделено старое здание Главного управления. «5 марта в школе начались занятия при 20 воспитанниках, в июне их уже было 39. В первые годы «Детский сад» содержался на пожертвования частных лиц. С 1873 года городские власти стали отпускать на его содержание ежегодно 1500 рублей».
Иркутский золотопромышленник, известный меценат И.И. Базанов приобрел в 1874 году деревянный дом с двумя флигелями, ранее принадлежавший Главному управлению Восточной Сибири. Большой иркутский пожар 1879 года уничтожил все постройки и имущество Детского сада кроме нескольких книг и настенного атласа. М.Г. Тюменцева и члены попечительского совета стали добиваться возобновления работы школы «Детский сад». В течение одного года Детский сад размещался в здании Института благородных девиц, выделившего ему комнату; затем удалось нанять частный дом. В 1882 году специально для Детского сада, с учетом всех пожеланий на Амурской улице по проекту Г.В. Розена построен настоящий деревянный сказочный терем. «14 октября произошло освящение здания. Постройка обошлась в 30 000 рублей, причем большая часть суммы поступила от старшего попечителя «Сада» И.А. Сиверса».
Украшенный искусной резьбой, с двумя ризалитами по главному фасаду, увенчанными остроконечными крышами с нанесенным рисунком шахматными ромбами, с верандой и крылечками, витражами, резными наличниками – этот терем действительно напоминает сказочный домик. Его планировка чрезвычайно компактна.
После революционных событий, 27 марта 1920 года первый детский сад перешел в ведение ГубОНО и стал называться «Первым народным детским садом», а в тридцатые годы – центральный детски очаг при педагогическом техникуме, в 1947 году он реорганизован в санаторный детский сад №14.
В
1920 года начинается формирование сети
дошкольных учреждений в Иркутской
области, при ГубОНО и уездных
отделах образования
В этой связи примечательны слова А.В. Луначарского: «Нужно запомнить твердо, что новое социалистическое поколение мы можем готовить, только если мы начинаем воспитывать в нашем духе с дошкольных лет». Эти и другие подобные постулаты легли в основу советской системы дошкольного воспитания, становление которого пришлось на тяжелейшее время в истории нашего государства и это отразилось, прежде всего, на подрастающем поколении молодой республики.
30 сентября 1920 года в г.Иркутске открыт второй детский сад, а через 10 месяцев – еще два в Свердловском районе.
Время
революционных событий «
Строительство и содержание дошкольных учреждений осуществлялось, в основном, по двум источникам финансирования: по бюджету и за счет предприятий и организаций, которые открывали свои подведомственные детские сады.
Рост дошкольных учреждений вовлек за собой серьезную проблему: подготовка специальных кадров: в Иркутской губернии таких профессиональных учебных заведений не было. Поэтому с 1920 года было решено проводить постоянные, разной продолжительностью курсы на базе уездных отделов образования по подготовке работников дошкольных учреждений. Только в 1924 году в Иркутском подтехникуме открывается дошкольное отделение с четырехлетним сроком обучения, через восемь лет в г. Тулуне открывается дошкольное педагогическое училище (в Иркутске такое училище было открыто в 1944 году, в Братске – в 1966 году, в г. Ангарске – в 80-е годы), высшее дошкольное образование для жителей Иркутской области стало возможным лишь с 1960 года, когда в государственном педагогическом институте открылся дошкольный факультет39. Так непросто формировалась сеть профессиональных учебных заведений, готовящих кадры для дошкольных учреждений, бурный рост которых пришелся на послевоенное время.
Главными критериями, по которым шла оценка развития дошкольного воспитания, были: число учреждений, в том числе размещенных в типовых зданиях, охват детей дошкольного возраста этими учреждениями, повышение профессионального уровня педагогических и медицинских кадров, охрана здоровья, правильное питание, разностороннее воспитание и подготовка к школе. Чтобы представить динамику роста дошкольных учреждений тех лет, достаточно привести несколько цифр: с 1946 года по 1960 год, число детских садов выросло в 5 раз и уже к 1970 году их насчитывалось по Иркутской области 1027 с числом воспитанников 102500 детей.40 По всем этим показателям был устойчивый рост до 1990-91 годов.
В
области был достигнут высокий
уровень состояния
«Перестройка» и переход к рыночной экономике отрицательно сказались на всей социальной стороне жизни общества. Закрытие некогда богатых предприятий, задержка с выплатой заработной платы, обнищание большинства населения непосредственно сказались на деятельности дошкольных учреждений – начался процесс разрушения ранее достигнутого. Число стационарных дошкольных учреждений в области с 1991 по 1996 год сократилось с 1801 до 1352, число детей в них уменьшилось на 80 тысяч, падает профессиональный уровень педагогических работников из – за ухода из этой системы работников со специальным образованием.
Таким образом, можно сказать, что дошкольное образование играло важную роль на протяжении всего изучаемого периода как в общем плане изучения образования России и Советского Союза, так и локальном на примере Иркутской области.
Одним из крупнейших городов области является город Братск. Его становление связано с волной ударных комсомольских строек, притоком молодых кадров, что в свою очередь вызвало острую необходимость в системе учреждений дошкольного образования. Процесс становления и развития системы детских садов в городе Братске автор рассмотрит в следующей главе.
2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В Г. БРАТСКЕ 1950 – 90 ГГ.
Братск – город, рожденный трудом, энтузиазмом и высоким духом романтики молодых строителей, которые откликнулись на всесоюзный призыв «Молодежь – на стройки Сибири!» и приехали на братскую землю.
Между тем на строительство Братска прибывали люди из разных мест страны. Большой поток населения в период строительства, среди которого преобладали молодые люди, обзаводившиеся семьями, создал проблему размещения детей во время рабочего дня матери. Первый детский сад был открыт в городе Братске в 1949 году еще на территории старого Братска.
В период с 1955 года, когда Братск получил статус города и до начала 1990 – х годов в Братске насчитывалось 135 детских садов. При этом сады были как муниципальными, то есть находились в ведении Городского отдела народного образования, так и ведомственными, которые открывали администрация предприятий для детей своих работников.
Так, например, в 1960-е годы в городе Братске была следующая схема подчинения ДОУ: 16 садов были на балансе и содержались за счет государства у городского отдела народного образования (ГорОНО), 16 садов было в ведомстве Братского Лесопромышленного Комбината, 17 садов принадлежало Братскэсстрою, 16 садов было у Братского Алюминиевого завода, три сада находились в подчинении железной дороги. Однако, руководство и контроль осуществлялся городским отделом образования. Остальные детские сады были размещены по территориям поселков города, таким как Чекановский, Сухой, Бикей, Заярск, Порожский и принадлежали в основном лесозаготовительным предприятиям. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
В первые годы строительства города в Падунском, Центральном районах было открыто всего семь ДОУ в которые посещало всего 366 детей41, учитывая, что средний возраст братчан составлял 29 лет. Город занимал в 1960-е годы первое место по уровню рождаемости в стране, поэтому проблема обеспечения дошкольными учреждениями в этот период в городе стояла достаточно остро.
Но уже к 1965 году количество садов значительно увеличилось до 49, а контингент «детсадовцев» возрос в 16 раз, однако мест в ДОУ по прежнему не хватало, и многие семьи вынуждены были оставлять детей под присмотром бабушек. Подавляющее количество ДОУ было построено в 1970-е годы. За пять лет их численность увеличилась вдвое до 81 учреждения. Наибольший рост показателей численности ДОУ приходится на 1970 – е годы. Так, к 1979 году в Братске насчитывалось 95 дошкольных учреждений, сады посещали 17701 дошкольников.42. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
В период 1960-70 – х годов в садах была высокая наполняемость. Вместо 280 детей, рассчитанных по проекту детского сада, его посещали около 400 детей. В некоторых ДОУ отсутствовали спальни, детей размещали спать на раскладушках в групповых комнатах.