Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 207.21 Кб (Скачать)

     Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о  том, что уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР ниже, чем у старших дошкольников массового ДОУ подтвердилась.

 

      Список литературы 

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 2004. – 576 с.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  3. Бессмертных Н.А. Логопедическая работа в образовательных учреждениях. – Якутск: Изд-во Якутского университета, 2001. – 46 с.
  4. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 145 с.
  5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: МПА, 2005. – 324 с.
  6. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 160 с.
  7. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001. – 64 с.
  8. Быстрова Г.А. Логопедичекие игры и задания. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.
  9. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики:Учебное пособие для вузов. - Минск: Асар, 2005. - 287 с.
  10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Логос, 2006. – 429 с.
  11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
  12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 144 с.
  13. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 2004. – 321 с.
  14. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Наука, 2002. – 217 с.
  15. Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Логос, 2002. – 342 с.
  16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Педагогика, 2001. – 298 с.
  17. Глухов В.Л. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Слово, 2005. – 398 с.
  18. Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. – СПб: Знание, 2007. – 329 с.
  19. Гордина М.В. О различных функциональных единицах языка. - М.: Слово, 2000. – 218 с.
  20. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм патологии речи // Изучение и коррекция речевых расстройств. - СПб.: Знание, 2006. – 234 с.
  21. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: Наука, 2002. – 187 с.
  22. Дефектологический словарь. - М.: Наука, 2000. – 987 с.
  23. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. - СПб.: Знание,2007. – 298 с.
  24. Есечко Л.Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушением умственного и физического развития. - М.: Логос, 2007. – 217 с..
  25. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. – 213 с.
  26. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. - М.: Эксмо-Пресс, 2005. – 254 с.
  27. Жинкин Н.И. Язык, речь и текст/Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. Хрестоматия. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 564 с.
  28. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Знание, 2004. – 217 с.
  29. Зиндер Л.В. Общая фонетика. - М.: Издательство АПН, 2003. – 234 с.
  30. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.:Просвещение, 2000. – 546 с.
  31. Карвасарский Б.Д (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.
  32. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 234 с.
  33. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии:Избранные психологические труды.-М.:МПСИ,2004.-534 с.
  34. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  35. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами:Учебное пособие/Л. В. Лопатина - СПб. :Союз,2004. - 190 с.
  36. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
  37. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательство Московского университета, 2003. – 374 с.
  38. Митина Ю.С. Основы логопедии. – Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2003. – 65 с.
  39. Новикова Е.В. Артикуляция звуков речи в графическом выражении. – М.: ном и Д, 2000. – 48 с.
  40. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.
  41. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 2003. – 325 с.
  42. Расстройства речи и методы их устранения./ Под ред. С. С. Ляпидевского. С. Н. Шаховской. - М.: Дело, 2005. – 342 с.

 

Приложение 

     Развивающие игры представляют собой наборы задач  постепенно возрастающей сложности  очень широкого диапазона. Эти игры нацелены на развитие мышления, речи, всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной), на развитие умения понимать поставленную задачу, т.е. на то, что надо сделать, как сделать, развитие настойчивости в достижении цели, творческих мыслительных способностей детей. Их нельзя, конечно, называть играми в подлинном смысле слова. Это скорее обучение с использованием игровых элементов. Нельзя перегружать детей занятиями, не учитывать их индивидуальные способности.

     Тема: "Подводное царство".

     1. Элементы фонетической гимнастики

     Игры  и упражнения для 5—6-летних детей  направлены не только на закрепление  и дифференциацию определенных звуков, но и на совершенствование фонематических восприятий: умение слышать и различать  определенные звуки, подбирать слова-рифмы, различать произношение тех звуков, которые чаще смешиваются детьми этого возраста (лак—мак, речка—печка).

     Для выработки четкой дикции и закрепления  правильного произношения определенных звуков используются чистоговорки, скороговорки, некоторые стихи, потешки, рассчитанные на то, чтобы поупражнять детей не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении фраз. Они также служат для развития голосового аппарата.

     2. "Лучший рассказчик"

     Цель: учить детей произносить чистоговорки с различной громкостью и интонацией (тихо, вполголоса, громко).

     Да-да-да—у рыб в воде беда.

     Да-да-да—кит плывет сюда.

     3. "Звук заблудился"

     Цель: учить детей находить несоответствия в тексте, называть нужные слова  и четко произносить звуки.

     Мы  по узенькой дощечке побежим купаться в (речке).

     Между гор издалека течет бурная "щека" (река).

     Здесь хорошее местечко, протекает мимо "печка" (речка).

     В поле красный мак растет, под водою "лак" (рак) живет.

     Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где  ты (спишь)?

     4. "Подводный разговор"

     Цель: учить завершать слова недостающим  заданным слогом.

     Во-да, бе-да, сю-да, аи-да, бесе-да

     5. "Рыбалка"

     Цель: учить ловить "удочкой" рыб  с заданным звуком (с, к). "Я поймал карасика". Первый звук в слове "карасик" — к.

     6. Чистоговорка "Сорока сороке"

     Цель: учить произносить чистоговорки с разной степенью громкости, с использованием средств выразительности.

     Тише  жабы — ни гу-гу, ходит цапля на лугу,

     Чтобы не было беды, наберите в рот воды.

     7. Стихи

     Цель: тренировать память детей стихами  по изучаемой теме.

     Щука

     Эта щучка — не простая штучка!

     Сунь  ей палец в пасть — всей руке пропасть!

     Бобер

     Посмотрите  на бобра—

     Без пилы, без топора

     Валит он в лесу осины,

     Строит  в заводи плотины.

     Зубы  крепкие бобра 

     Поострее  топора. 

     Пальчиковая гимнастика

     Пальцы  учат говорить. Давно была установлена  связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики Необходимость развития активных движений пальцев получила научное обоснование. В развивающем обучении используются авторские разработки, придумываются  новые пальчиковые игры.

     В процессе занятий целесообразно  применять специально подобранные  игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой  теме.

     Цель  пальчиковых игр: развитие ловкости, точности, переключаемости тонких движений.

     Многим  детям с ОНР первоначально  необходима механическая помощь. У  них нужно формировать координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами.

     1. -Бобер

     Воспитатель. Играем пальчиками и развиваем речь!

     Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал  гостей позвал. Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют! Еж грибками угощает, Лиса зайца забавляет, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок.

     2. Крокодил"

     Крокодил  плывет по речке,

     Выпучив свои глаза.

     Он  зеленый весь, как тина,

     От  макушки до хвоста. (Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты и прижаты соответственно к среднему и безымямному.)

 

      Творческие способности

     (воображение,  фантазия, перевоплощение, драматизация)

     Реализация  творческих способностей основана на использовании человеком различных  методов творческого мышления. Самое  простое из них — метод проб и ошибок ("А что если сделать  так?", "Подумай, догадайся, прими  свое решение"). Стимулирование познавательной деятельности включает в себя следующие  элементы: терпимость к странным идеям; поддержание способностей к творчеству, фантазии; умение радоваться успехам; сочувствие неудачам; недопустимость неодобрительной оценки.

     Если  целенаправленно учить детей  применять различные аналогии, сравнения, то можно повысить эффективность  творчества, мышления.

     1. Игра "Кто что делает?" Цель: учить устанавливать прямые аналогии, стимулировать творческое мышление.

     Что делает лягушка? (скачет, плывет). Что  еще? (ловит мошек, ныряет).

     2. Игра "На что похоже?"

     Цель: учить устанавливать аналогии по цвету, форме, величине, комплексную  аналогию.

     Листья  водорослей (зеленые).

     Что еще зеленое? (огурец, елка, танк, виноград).

     3. Упражнение "Если б я поймал  золотую рыбку, то я..."

     Цель: учить детей анализировать свои поступки, состояния и формировать  речевые высказывания по этому поводу.

Информация о работе Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи