Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа
Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР ниже, чем у старших дошкольников массового ДОУ подтвердилась.
Список литературы
Приложение
Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона. Эти игры нацелены на развитие мышления, речи, всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной), на развитие умения понимать поставленную задачу, т.е. на то, что надо сделать, как сделать, развитие настойчивости в достижении цели, творческих мыслительных способностей детей. Их нельзя, конечно, называть играми в подлинном смысле слова. Это скорее обучение с использованием игровых элементов. Нельзя перегружать детей занятиями, не учитывать их индивидуальные способности.
Тема: "Подводное царство".
1.
Элементы фонетической
Игры
и упражнения для 5—6-летних детей
направлены не только на закрепление
и дифференциацию определенных звуков,
но и на совершенствование
Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных звуков используются чистоговорки, скороговорки, некоторые стихи, потешки, рассчитанные на то, чтобы поупражнять детей не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении фраз. Они также служат для развития голосового аппарата.
2. "Лучший рассказчик"
Цель:
учить детей произносить
Да-да-да—у рыб в воде беда.
Да-да-да—кит плывет сюда.
3. "Звук заблудился"
Цель: учить детей находить несоответствия в тексте, называть нужные слова и четко произносить звуки.
Мы по узенькой дощечке побежим купаться в (речке).
Между гор издалека течет бурная "щека" (река).
Здесь хорошее местечко, протекает мимо "печка" (речка).
В поле красный мак растет, под водою "лак" (рак) живет.
Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь)?
4. "Подводный разговор"
Цель:
учить завершать слова
Во-да, бе-да, сю-да, аи-да, бесе-да
5. "Рыбалка"
Цель: учить ловить "удочкой" рыб с заданным звуком (с, к). "Я поймал карасика". Первый звук в слове "карасик" — к.
6. Чистоговорка "Сорока сороке"
Цель: учить произносить чистоговорки с разной степенью громкости, с использованием средств выразительности.
Тише жабы — ни гу-гу, ходит цапля на лугу,
Чтобы не было беды, наберите в рот воды.
7. Стихи
Цель: тренировать память детей стихами по изучаемой теме.
Щука
Эта щучка — не простая штучка!
Сунь ей палец в пасть — всей руке пропасть!
Бобер
Посмотрите на бобра—
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осины,
Строит в заводи плотины.
Зубы крепкие бобра
Поострее
топора.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы учат говорить. Давно была установлена связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики Необходимость развития активных движений пальцев получила научное обоснование. В развивающем обучении используются авторские разработки, придумываются новые пальчиковые игры.
В процессе занятий целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме.
Цель пальчиковых игр: развитие ловкости, точности, переключаемости тонких движений.
Многим
детям с ОНР первоначально
необходима механическая помощь. У
них нужно формировать
1. -Бобер
Воспитатель. Играем пальчиками и развиваем речь!
Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей позвал. Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют! Еж грибками угощает, Лиса зайца забавляет, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок.
2. Крокодил"
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста. (Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты и прижаты соответственно к среднему и безымямному.)
Творческие способности
(воображение, фантазия, перевоплощение, драматизация)
Реализация
творческих способностей основана на
использовании человеком
Если целенаправленно учить детей применять различные аналогии, сравнения, то можно повысить эффективность творчества, мышления.
1.
Игра "Кто что делает?" Цель:
учить устанавливать прямые
Что делает лягушка? (скачет, плывет). Что еще? (ловит мошек, ныряет).
2. Игра "На что похоже?"
Цель: учить устанавливать аналогии по цвету, форме, величине, комплексную аналогию.
Листья водорослей (зеленые).
Что еще зеленое? (огурец, елка, танк, виноград).
3. Упражнение "Если б я поймал золотую рыбку, то я..."
Цель: учить детей анализировать свои поступки, состояния и формировать речевые высказывания по этому поводу.