Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа
Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………
Речевая
недостаточность отчетливо
Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предметов, их формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.
По
сравнению с предыдущим уровнем
наблюдается заметное улучшение
состояния словарного запаса не только
по количественным, но и по качественным
параметрам: расширяется объем
Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.
Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме («книга идит то» – книга лежит на столе); возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются редко.
Понимание
обращенной речи на втором уровне значительно
развивается за счет различения некоторых
грамматических форм (в отличие от
первого уровня), дети могут ориентироваться
на морфологические элементы, которые
приобретают для них
Это
относится к различению и пониманию
форм единственного и множественного
числа существительных и
Значения
предлогов различаются только в
хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических
закономерностей в большей
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.
Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов (морашки – ромашки, кукика – клубника). Многосложные слова редуцируются.
У
детей проявляется
Третий
уровень речевого развития характеризуется
наличием развернутой фразовой речи
с элементами лексико-грамматического
и фонетико-фонематического
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
На
фоне относительно развернутой речи
наблюдается неточное употребление
многих лексических значений. В активном
словаре преобладают
Ребенок понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («человек, который дома строит» – «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» – «мойчик»; вместо «лисья» – «лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.
Словарный
запас может показаться достаточным
в рамках бытовой повседневной ситуации,
однако при подробном обследовании
может выясниться незнание детьми таких
частей тела, как локоть, переносица,
ноздри, веки. Детальный анализ речевых
возможностей детей позволяет определить
трудности в воспроизведении
слов и фраз сложной слоговой структуры.
В свободных высказываниях
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание
обращенной речи значительно развивается
и приближается к норме. Отмечается
недостаточное понимание
Глава 2. Исследование
уровня сформированности
навыка пересказа старших
дошкольников с общим
недоразвитием речи
2.1
Организация и
содержание исследования
уровня сформированности
связной речи у старших
дошкольников с общим
недоразвитием речи
В эксперименте принимало участие 10 детей подготовительной группе. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком.
Для исследования мы подбирали испытуемых по следующим критериям:
примерно одинаковый уровень психофизиологического дефекта;
одинаковая структура речевого дефекта;
одинаковая возрастная группа.
Исследование проводилось с 4апреля по 22апреля 2011 года.
Экспериментальная группа:
Антон К. – ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;
Ваня Е. - ОНР, 3 ур.,
Данил Н. - ОНР, 3 ур.;
Даша Д. - ОНР, 3 ур.;
Дима Ф. - ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;
Кристина М. - ОНР, 3 ур.;
Миша М. - ОНР, 3 ур.;
Настя С. - ОНР, 3 ур., при синдроме
Сергей С . - ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;
Эдуард Р. - ОНР, 3 ур.,
Обследование начиналось с предварительной беседы, целью которой было установление контакта с ребенком и создание положительной мотивации для дальнейшей работы.
Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.
Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.
Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).
Навык связного рассказа выявлялся путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.
Во
время эксперимента было применено
пять методик для выявления уровня
развития связной речи.
Методика 1 – Составление рассказа по картинке (О.С.Ушакова [23]).
Цель: определить уровень развития связной монологической речи.
Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.
Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.
Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.
Анализ результатов.
Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:
1
балл – ребенок составляет 2 –
3 описательных предложения,
2
балла – ребенок составляет
рассказ из 4 – 5 предложений, при
этом предложения могут
3
балла – ребенок составляет
развернутый рассказ с
Методика 2 – Последовательные картинки (О.У.Ушакова, Е.М.Струнина [23]).
Цель: определить уровень развития связной речи с использованием серии сюжетных картинок.
Материалы: наборы последовательных картинок (см. Приложение 2).
Инструкция. У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.
Анализ результатов.
1
балл – рассказ составлен не
правильно, на уточняющие
2
балл – рассказ составлен
3
балла – рассказ составлен
правильно, состоит из
Методика 3 – Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова, Е.М.Струнина [23]).