Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 207.21 Кб (Скачать)

     Речевая недостаточность отчетливо проявляется  во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас  значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

     Отмечаются  ограниченные возможности использования  предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета  предметов, их формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

     По  сравнению с предыдущим уровнем  наблюдается заметное улучшение  состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых  существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия и т.д. Однако недостаточность  словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и  понимании приставочных глаголов, относительных  и притяжательных прилагательных, существительных  со значением действующего лица. Наблюдаются  трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы  синонимов и антонимов.

     Речь  детей со вторым уровнем часто  кажется малопонятной из-за грубого  нарушения звукопроизношения и  слоговой структуры слов.

     Отмечаются  грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

  • Смешение падежных форм («едет машину» вместо «едет на машине»);
  • Нередкое употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;
  • В употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам;
  • Отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

     Много трудностей испытывают дети при пользовании  предложными конструкциями: часто  предлоги опускаются вообще, а существительное  при этом употребляется в исходной форме («книга идит то» – книга лежит на столе); возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются редко.

     Понимание обращенной речи на втором уровне значительно  развивается за счет различения некоторых  грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться  на морфологические элементы, которые  приобретают для них смыслоразличительное значение.

     Это относится к различению и пониманию  форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и  рода прилагательных.

     Значения  предлогов различаются только в  хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени  относится к тем словам, которые  рано вошли в активную речь детей.

     Фонетическая  сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен  и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

     Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов (морашки – ромашки, кукика – клубника). Многосложные слова редуцируются.

     У детей проявляется недостаточность  фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и  синтезом.

     Третий  уровень речевого развития характеризуется  наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического  и фонетико-фонематического недоразвития.

     Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

     На  фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные  и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов  и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает  трудности в использовании вариантов  слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых  слов с помощью суффиксов и  приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием  целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

     Ребенок понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым  наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («человек, который дома строит»  – «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» – «мойчик»; вместо «лисья» – «лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

     Словарный запас может показаться достаточным  в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких  частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Детальный анализ речевых  возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении  слов и фраз сложной слоговой структуры. В свободных высказываниях преобладают  простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные  конструкции.

     Отмечается  аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

     Понимание обращенной речи значительно развивается  и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений  значений слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности  в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные  и пространственные отношения.

 

    Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников  с общим недоразвитием речи 

    2.1 Организация и  содержание исследования  уровня сформированности связной речи у старших дошкольников  с общим недоразвитием речи 

     В эксперименте принимало участие 10 детей  подготовительной группе. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком.

     Для исследования мы подбирали испытуемых по следующим критериям:

     примерно  одинаковый уровень психофизиологического  дефекта;

     одинаковая  структура речевого дефекта;

     одинаковая  возрастная группа.

     Исследование  проводилось с 4апреля по 22апреля 2011 года.

     Экспериментальная группа:

     Антон К. – ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;

     Ваня  Е. - ОНР, 3 ур.,

     Данил Н. - ОНР, 3 ур.;

     Даша  Д. - ОНР, 3 ур.;

     Дима  Ф. - ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;

     Кристина  М. - ОНР, 3 ур.;

     Миша  М. - ОНР, 3 ур.;

         Настя С. - ОНР, 3 ур., при синдроме

     Сергей  С . - ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;

     Эдуард  Р. - ОНР, 3 ур.,

     Обследование  начиналось с предварительной беседы, целью которой было установление контакта с ребенком  и создание положительной мотивации для  дальнейшей работы.

     Обследование  связной речи включает: составление  рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного  опыта; пересказ.

     Составлению рассказа по картине и по серии  картин предшествует вступительная  беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой  план, по которому он должен составить  рассказ.

     Если  ребенку предлагается составить  рассказ по серии картин, то ведется  наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

     Навык связного рассказа выявлялся путем  пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора  содержания по вопросам.

     Во  время эксперимента было применено  пять методик для выявления уровня развития связной речи. 

     Методика 1 – Составление  рассказа по картинке (О.С.Ушакова [23]).

     Цель: определить уровень развития связной монологической речи.

     Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.

     Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

     Если  ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие  вопросы. Не следует составлять предложения  вместо ребенка или давать ему  свои варианты ответов на наводящие  вопросы.

     Анализ  результатов.

     Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются  следующим образом:

     1 балл – ребенок составляет 2 –  3 описательных предложения, состоящие  из существительных и глаголов; часто предложения не связаны  между собой (низкий уровень).

     2 балла – ребенок составляет  рассказ из 4 – 5 предложений, при  этом предложения могут отражать  события, непосредственно не отраженные  на картинке (средний уровень).

     3 балла – ребенок составляет  развернутый рассказ с использованием  прилагательных, наречий, а также  диалогов между персонажами, изображенными  на картинке; предложения могут  передавать желания, чувства героев (высокий уровень). 

     Методика 2 – Последовательные картинки (О.У.Ушакова, Е.М.Струнина [23]).

     Цель: определить уровень развития связной речи с использованием серии сюжетных картинок.

     Материалы: наборы последовательных картинок (см. Приложение 2).

     Инструкция. У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.

     Анализ  результатов.

     1 балл – рассказ составлен не  правильно, на уточняющие вопросы  не отвечает, логические связи  не обосновывает;

     2 балл – рассказ составлен правильно,  состоит из 3 – 4 предложений, но  ребенок на уточняющие вопросы  не отвечает, логические связи  не обосновывает;

     3 балла – рассказ составлен  правильно, состоит из распространенных  предложений, на уточняющие вопросы  отвечает.

 

      Методика 3 – Сочинение  рассказа (сказки) (О.С.Ушакова, Е.М.Струнина [23]).

Информация о работе Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи