Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа
Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………
Как видно, из таблицы 3, дети контрольной группы имеют следующие показатели:
- высокий уровень получил только 1 ребенок;
- средний уровень – 6 детей;
-
низкий уровень – 3 ребенка.
Таблица 4
Определение уровня развития связной речи на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень развития |
1. | Антон. К | 3 | Высокий |
2. | Ваня Е. | 1 | Низкий |
3. | Данил Н. | 1 | Низкий |
4. | Даша Д.. | 2 | Средний |
5. | Дима Ф. | 2 | Средний |
6. | Кристина М. | 1 | Низкий |
7. | Миша М. | 1 | Низкий |
8. | Настя С. | 2 | Средний |
9. | Сергей С. | 1 | Низкий |
10. | Эдуард Р. | 2 | Средний |
По результатам, представленным в таблице 4, можно сделать выводы:
- высокий уровень получил 1 ребенок;
- средний уровень – 4 ребенка;
- низкий уровень – 5 детей.
Изобразим полученные данные графически (рис. 2)
Рисунок
2. Определение уровня развития связной
речи на основе составления рассказа
по серии картинок
Методика 3 – Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова, Е.М.Струнина [23]).
Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.
Методика проведения: детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.
Результаты
обследования детей представлены в
таблицы 5 и 6.
Таблица 5
Определение уровня построения связного высказывания (контрольная группа)
№ | Имя ребенка | Показатели | Общ. | Уровень развития | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | балл | |||
1. | Алена Д. | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 | Низкий |
2. | Борис К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | Средний |
3. | Вадим Ж | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | Высокий |
4. | Денис Ю. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 8 | Средний |
5. | Дима К. | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 10 | Средний |
6. | Кирилл А . | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
7. | Матвей. Г. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | Низкий |
8. | Сергей Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | Средний |
9. | Сергей Н. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 | Низкий |
10. | Юля Ц. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 13 | Высокий |
Результаты обследования детей контрольной группы, как видно из таблицы 5, следующие:
- высокий уровень показало 2 ребенка;
- средний уровень – 5 детей;
-
низкий уровень – 3 ребенка.
Таблица 6
Определение уровня построения связного высказывания
(экспериментальная группа)
№ | Имя ребенка | Показатели | Общ. | Уровень развития | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | балл | |||
1. | Антон. К | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 14 | Высокий |
2. | Ваня Е. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Низкий |
3. | Данил Н. | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 | Низкий |
4. | Даша Д.. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 8 | Средний |
5. | Дима Ф. | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 9 | Средний |
6. | Кристина М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | Низкий |
7. | Миша М. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | Низкий |
8. | Настя С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 9 | Средний |
9. | Сергей С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | Низкий |
10. | Эдуард Р. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 13 | Средний |
Результаты
диагностики детей
- высокий уровень показал 1 ребенок;
- средний уровень – 4 человека;
- низкий уровень – 5 детей.
Изобразим полученные данные графически (рис. 3)
Рисунок
3. Определение уровня построения связного
высказывания
Методика № 4 – «Опиши картинку» (В.П. Глухов [17, с.28])
Цель: выявить состояние контекстной речи.
Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки.
Предъявляется следующая инструкция: «посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению».
Результаты
обследования детей по данной методике
представлены в таблицах 7 и 8.
Таблица 7
Определение уровня развития контекстной речи на основе составления рассказа детьми контрольной группы (норма)
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень развития |
1. | Алена Д. | 1 | Низкий |
2. | Борис К. | 2 | Средний |
3. | Вадим Ж | 3 | Высокий |
4. | Денис Ю. | 2 | Средний |
5. | Дима К. | 2 | Средний |
6. | Кирилл А . | 1 | Низкий |
7. | Матвей. Г. | 1 | Низкий |
8. | Сергей Л. | 2 | Средний |
9. | Сергей Н. | 1 | Низкий |
10. | Юля Ц. | 3 | Высокий |
Результаты, представленные в таблице 7, позволяют сделать выводы:
- высокий уровень показали 2 ребенка;
- средний уровень – 4 ребенка;
-
низкий уровень – 4 ребенка.
Таблица 8
Определение уровня развития контекстной речи на основе составления рассказа детьми экспериментальной группы (ОНР)
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень развития |
1. | Антон. К | 3 | Высокий |
2. | Ваня Е. | 2 | Средний |
3. | Данил Н. | 2 | Средний |
4. | Даша Д.. | 2 | Средний |
5. | Дима Ф. | 1 | Низкий |
6. | Кристина М. | 1 | Низкий |
7. | Миша М. | 1 | Низкий |
8. | Настя С. | 1 | Низкий |
9. | Сергей С. | 2 | Средний |
10. | Эдуард Р. | 2 | Средний |
Данные, представленные в таблице 8, позволяют сделать следующие выводы:
- высокий уровень получил 1 ребенок;
- средний уровень – 5 детей;