Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 207.21 Кб (Скачать)
fy">     - низкий уровень – 4 ребенка.

     Изобразим полученные данные графически (рис. 4)

 

     

     Рисунок 4. Определение уровня развития контекстной  речи на основе составления рассказа 

     У детей экспериментальной группы также как и у детей контрольной  группы, в среднем, уровень развития контекстной речи при составлении  рассказа по картинке довольно низкий. 

     Методика  № 5 - «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» (В.П. Глухов [17, с.28])

     Цель: выявление возможностей детей с проблемами в развитии воспроизводить небольшой по объему и прост ой по структуре литературный текст.

     Материал: литературный текст школьной программы для первого класса.

     Процедура проведения: Текст прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Рекомендуется задавать вопросы по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

     Результаты  обследования детей по данной методике представлены в таблицах 9 и 10. 

     Таблица 9

     Определение уровня активного  словарного запаса детей  контрольной группы

Имя ребенка Баллы Уровень развития
1.  Алена Д. 1 Низкий
2. Борис К. 2 Средний
3. Вадим Ж 3 Высокий
4. Денис Ю. 1 Низкий
5. Дима К. 2 Средний
6. Кирилл А . 2 Средний
7. Матвей. Г. 2 Средний
8. Сергей Л. 2 Средний
9. Сергей Н. 1 Низкий
10. Юля Ц. 2 Средний
 

     Как видно, из таблицы 9, дети контрольной  группы имеют следующие показатели:

     - высокий уровень получил только 1 ребенок;

     - средний уровень – 6 детей;

     - низкий уровень – 3 ребенка.  

     Таблица 10

     Определение уровня активного  словарного запаса детей  экспериментальной  группы

Имя ребенка Баллы Уровень развития
1. Антон. К 3 Высокий
2. Ваня Е. 1 Низкий
3. Данил Н. 1 Низкий
4. Даша Д.. 2 Средний
5. Дима Ф. 2 Средний
6. Кристина М. 1 Низкий
7. Миша М. 1 Низкий
8. Настя С. 2 Средний
9. Сергей С. 1 Низкий
10. Эдуард Р. 2 Средний
 

     По  результатам, представленным в таблице 10, можно сделать выводы:

     - высокий уровень получил 1 ребенок;

     - средний уровень – 4 ребенка;

     - низкий уровень – 5 детей.

     Изобразим полученные данные графически (рис. 5) 

     

     Рисунок 5. Определение уровня активного  словарного запаса детей  

     После диагностики детей по всем методикам, можно сделать выводы о развитии связной монологической речи младших  школьников.

     Анализ  результатов.

     - высокий уровень - 19 – 26 балл;

     - средний уровень - 12 – 18 баллов;

     - низкий уровень – 7 – 11 баллов.

     Результаты  представлены в таблицах 11 и 12.

 

      Таблица 11

     Уровень развития связной  монологической речи детей контрольной  группы

Имя ребенка Методики Общий балл Уровень развития
1 2 3 4 5
1.  Алена Д. 1 1 7 1 1 11 низкий
2. Борис К. 2 2 8 2 2 16 средний
3. Вадим Ж 3 3 14 3 3 26 высокий
4. Денис Ю. 2 1 8 2 1 14 средний
5. Дима К. 2 2 10 2 2 16 средний
6. Кирилл А . 1 2 8 1 2 14 средний
7. Матвей. Г. 1 2 7 1 2 13 средний
8. Сергей Л. 2 2 9 2 2 17 средний
9. Сергей Н. 1 1 6 1 1 10 низкий
10. Юля Ц. 3 2 13 3 2 23 высокий
 

     Из  таблицы 11 видно, что

     - 2 ребенка показали высокий уровень  развития связной речи;

     - 6 детей – средний уровень;

     - 2 детей – низкий уровень. 

     Таблица 12

     Уровень развития связной  монологической речи детей экспериментальной  группы

Имя ребенка Методики Общий балл Уровень развития
1 2 3 4 5
1. Антон. К 3 3 14 3 3 26 высокий
2. Ваня Е. 2 1 5 2 1 11 низкий
3. Данил Н. 2 1 7 2 1 13 средний
4. Даша Д.. 2 2 8 2 2 16 средний
5. Дима Ф. 1 2 9 1 2 15 средний
6. Кристина М. 1 1 6 1 1 10 низкий
7. Миша М. 1 1 7 1 1 11 низкий
8. Настя С. 1 2 9 1 2 15 средний
9. Сергей С. 2 1 6 2 1 12 средний
10. Эдуард Р. 2 2 13 2 2 21 высокий
 

     Данные  результаты, занесенные в таблицу 12, показывают, что

     - 2 ребенка имеют высокий уровень  развития связной речи;

     - 5 детей – средний уровень;

     - 4 детей – низкий уровень.

     Изобразим данные графически (рис. 6). 

     

     Рисунок 6. Уровень  развития связной монологической речи детей 

     Как показывают результаты обследования детей, уровень развития связной монологической речи у детей экспериментальной  группы ниже, чем у детей контрольной  группы

     Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о  том, что уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР ниже, чем у у  старших дошкольников массового ДОУ подтвердилась.

     Для развития связной монологической речи могут использоваться упражнения в  виде развивающих игр (Приложение).

 

      Заключение 

     Речь  является необходимым компонентом  современного общества. Основная цель речевого развития – доведение его  до нормы, определенной для каждого  возрастного этапа.

     Владение  связной монологической речью –  высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя  и проходит в тесной связи с  развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

     При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует  у ребенка интерес к родному  языку и обеспечивает творческий характер речи.

     Старший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение  родным языком является необходимым  условием решения задач умственного, эстетического и нравственного  воспитания детей.

     Проведение  эксперимента показало, что уровень  развития связной монологической речи у детей экспериментальной группы ниже, чем у детей контрольной  группы.

Информация о работе Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи