Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа
Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………
Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.
Методика проведения: детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.
Выполнение задания оценивается по следующим показателям:
1
- выраженность сказочного
2
- соответствие названия
3 - логичность, законченность построения;
4
- грамматическая правильность
5
- использование языковых
Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов. Таким образом,
- высокий уровень – баллов;
- средний уровень – баллов;
-
низкий уровень – баллов.
Методика № 4 – «Опиши картинку» (В.П. Глухов [17, с.28])
Цель: выявить состояние контекстной речи.
Материал: сюжетные картинки.
Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки.
Предъявляется следующая инструкция: «посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению». Параметры качественной оценки.
1
- у существительных / категории
единственного и
2 -у глаголов / категории единственного и множественного
числа/.
3
- категории совершенного и
4 - предлоги.
5 - наличие местоимений.
6 - связная речь.
Оценка результатов.
6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,
0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития.
6 баллов - высокий уровень.
4-5 балла - средний уровень,
2-3 балла - низкий уровень,
0-1
балла - очень низкий уровень.
Методика № 5 - «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» (В.П. Глухов [17, с.28])
Цель: выявление возможностей детей с проблемами в развитии воспроизводить небольшой по объему и прост ой по структуре литературный текст.
Материал: литературный текст школьной программы для первого класса.
Процедура проведения: Текст прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Рекомендуется задавать вопросы по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Обработка данных:
Все
результаты мы отмечали в таблице, где
фиксировались наличие и
Оценка результатов.
8
- 10 баллов – пересказ составлен
самостоятельно, полностью передается
содержание текста, соблюдается
связность и
6-7
баллов – пересказ составлен
самостоятельно, содержание текста
передается полностью.
4-5
баллов – пересказ составлен
с некоторой помощью.
2-3
балла – используются
0-1 баллов – задание не выполнено.
Выводы об уровне развития.
10 баллов - очень высокий уровень развития речи.
8-9 баллов - высокий уровень,
4-7 баллов - средний уровень.
2-3 балла - низкий уровень.
0-1 балла - очень низкий уровень.
После проведения эксперимента, полученные результаты были подвергнуты качественной и количественной обработке.
2.2 Результаты
исследования и
их анализ
Методика 1 – Составление рассказа по картинке (О.С.Ушакова [23]).
Цель: определить уровень развития связной монологической речи.
Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.
Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.
Результаты
обследования детей по данной методике
представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Определение уровня развития связной речи на основе составления рассказа детьми контрольной группы (норма)
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень развития |
1. | Алена Д. | 1 | Низкий |
2. | Борис К. | 2 | Средний |
3. | Вадим Ж | 3 | Высокий |
4. | Денис Ю. | 2 | Средний |
5. | Дима К. | 2 | Средний |
6. | Кирилл А . | 1 | Низкий |
7. | Матвей. Г. | 1 | Низкий |
8. | Сергей Л. | 2 | Средний |
9. | Сергей Н. | 1 | Низкий |
10. | Юля Ц. | 3 | Высокий |
Результаты, представленные в таблице 1, позволяют сделать выводы:
- высокий уровень показали 2 ребенка;
- средний уровень – 4 ребенка;
- низкий уровень – 4 ребенка.
Таблица 2
Определение уровня развития связной речи на основе составления рассказа детьми экспериментальной группы (ОНР)
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень развития |
1. | Антон. К | 3 | Высокий |
2. | Ваня Е. | 2 | Средний |
3. | Данил Н. | 2 | Средний |
4. | Даша Д.. | 2 | Средний |
5. | Дима Ф. | 1 | Низкий |
6. | Кристина М. | 1 | Низкий |
7. | Миша М. | 1 | Низкий |
8. | Настя С. | 1 | Низкий |
9. | Сергей С. | 2 | Средний |
10. | Эдуард Р. | 2 | Средний |
Данные, представленные в таблице 2, позволяют сделать следующие выводы:
- высокий уровень получил 1 ребенок;
- средний уровень – 5 детей;
- низкий уровень – 4 ребенка.
Изобразим
полученные данные графически (рис. 1)
Рисунок 1. Определение уровня развития связной речи на основе составления рассказа
У
детей экспериментальной группы
также как и у детей
Методика 2 – Последовательные картинки (О.С.Ушакова, Е.М.Струнина [23]).
Цель: определить уровень развития связной речи с использованием серии сюжетных картинок.
Инструкция. У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.
Результаты
обследования детей по данной методике
представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Определение уровня развития связной речи на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень развития |
1. | Алена Д. | 1 | Низкий |
2. | Борис К. | 2 | Средний |
3. | Вадим Ж | 3 | Высокий |
4. | Денис Ю. | 1 | Низкий |
5. | Дима К. | 2 | Средний |
6. | Кирилл А . | 2 | Средний |
7. | Матвей. Г. | 2 | Средний |
8. | Сергей Л. | 2 | Средний |
9. | Сергей Н. | 1 | Низкий |
10. | Юля Ц. | 2 | Средний |