Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 207.21 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………..............3

Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях

1.1 Основные  взгляды психологов и педагогов  на развитие речи……………..7

1.2 Уровень  сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14

Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи 

2.1 Организация  и содержание исследования уровня  сформированности связной речи детей старшего  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21

2.2 Результаты  исследования и их анализ…………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….40

Список  литературы…………………………………………………………….41

Приложение

 

      Введение 

     Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые  в раннем детстве в виде отдельных  слов, не имеющих еще четкого грамматического  оформления, речь постепенно обогащается  и усложняется.

     Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость  познания и общения.

     Речь  – это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования  средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения  и сообщения, эмоционального самовыражения  и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в  полной мере освоить это богатство.

     Проблема  развития речи является одной из самых  актуальных в работе с детьми с  нарушениями речи.

     Особенности развития детей с ОНР, ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности  в речевом общении, обуславливают  замедленное и качественное своеобразие  процесса речевого развития.

     Темп  развития речи детей замедлен, а  речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.

     При овладении словесной системой перестраиваются  все основные психические процессы у ребенка.

     Слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую  деятельность, совершенствующим отражение  действительности и создающим новые  формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.

     Отклонения  в развитии речи отражаются на формировании всей психической деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нарушают коммуникативные возможности, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, т.е. возникают существенные препятствия в формировании личности.

Связь между особенностями речевого развития и уровня сформированности пересказа у старших дошкольников раскрыта в исследованиях Беляковой Л.И., Воробьевой В.К., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Глухова В.П., Ефименковой Л.Н. Жаренковой Г.И., Жинкина Н.И., Зееман М., Зиндер Л.В., Леонтьева А.А., Новиковой Е.В., Пиаже Ж., и др.

     Связная речь представляет собой наиболее сложную  форму речевой деятельности. Она  носит характер последовательного, систематического развернутого изложения.

     Умение  связно передавать свои мысли –  один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности  говорящего ребенка, хорошей предварительной  подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых  умений.

     Однако  теоретический анализ литературы показал, что вопросы, непосредственно связанные  с формированием связной устной речи в процессе обучения пересказу, разработаны недостаточно. Поэтому  необходим поиск методов и  приемов, которые позволят оптимизировать процесс формирования связной устной речи с помощью пересказа и  будут способствовать дальнейшему  развитию ребенка.

     Цель  данной работы – изучить уровень  сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников  ОНР.

     Объект  исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.

     Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.

     Проблема  исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников  с общим недоразвитием речи.

     Гипотеза  исследования - уровень сформированности связной речи у старших дошкольников  ниже, чем у старших дошкольников массового ДОУ.

     Исходя  из цели и гипотезы, были сформулированы задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Дать характеристику общему недоразвитию речи;
  3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников  ОНР.
  4. Провести экспериментальную работу.
  5. Проанализировать результаты исследования.

     Методы:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, диагностические задания).
  3. Сравнительный метод.

     Методологической  основой нашего исследования являются разработки отечественных психологов по проблеме общего недоразвития речи – Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Лурии Р.А.

     Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось  с 4 апреля по 22 апреля 2011 года и состояло из семи этапов:

    • изучение методической литературы по исследуемой проблеме;
    • определение методики исследования;
    • подготовка к исследованию, разработка хода эксперимента и наглядного материала;
    • обследование уровня сформированности связной речи у старших дошкольников  обработка результатов;
    • анализ результатов;
    • соотнесение полученных результатов с выдвинутой в исследовании гипотезой.

     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что данная работа может  быть использована педагогами, психологами  и другими специалистами в  работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

    Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях 

    1.1 Основные взгляды  психологов и педагогов  на развитие речи 

     Многие  психологи и педагоги уделяли  большое внимание проблеме развития речи. Среди них такой выдающийся психолог как Лев Семенович Выготский [13, с.51]. По его мнению, речь является необходимым компонентом любой  деятельности, даже детский рисунок  он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изучения процессов  мышления и речи, Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: «Значение слова  оказывается одновременно речевым  и интеллектуальным феноменом… оно  есть единство слова и мысли» [13, с.178]. Главное, что сделал Л.С. Выготский, попытался на основе исследований построить  целостную психолингвистическую теорию. Он также является основоположником теории общественно-исторического  происхождения высших психических  функций у человека.

     Последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев [33, с.128] раскрыл  психологическую природу речи:

  1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития.
  2. Речь имеет полифункциональный характер; речи присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функция; все эти функции связаны между собой.
  3. Речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, на не несущая прямой коммуникативной
  4. функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую.
  5. В речи следует различать ее физическую сторону, ее форму, ее смысловую сторону.
  6. Слово имеет предметную отнесенность и значение, то есть является носителем обобщения.
  7. Процесс развития речи – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова [10, с.64].

     Известный ученый-лингвист А.Н. Гвоздев [16, с.72] в  течение многих лет изучал онтогенез  детской речи от 1 года до 9 лет. Основной его замысел – через процессы овладения речью и языком в  детском возрасте проникнуть глубже в закономерности самого языка и  понять перспективы его развития. Таким образом, А.Н.Гвоздев основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи.

     Главными  направлениями исследований С.Л. Рубинштейна [33, с.80] являются философские проблемы психологии. Как и Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн считал, что основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. В своей работе он изучает соотнесение мышления и речи , а также развитие речи детей и говорит, что «ребенок нормально овладевает речью, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения» [33, с.460].

     Психолог  Д.Б. Эльконин [34, с.93] полагает, что речь необходимо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же как и другими орудиями.

     Но  не только психологи и лингвисты  уделяли большое внимание вопросам речевого развития. Огромный вклад  в развитие речи детей внесли педагоги. Великий славянский педагог, основоположник педагогики нового времени – Ян Амос Коменский [16, с.31] разработал педагогическую систему, учитывающую особенности естественного развития детей. Коменский дает рекомендации по формированию речи: «до трех лет главное внимание необходимо уделять правильному произношению, на 4-5-6 годах – обогащению речи» [16, с.127].

     Особая  роль в создании системы первоначального  обучения языку принадлежит Константину  Дмитриевичу Ушинскому [34, с.103]. В  основу своей педагогической системы  он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего  возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. В  «Родном слове» К.Д.Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» [34, с.147].

     В родном языке Ушинский средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Его основные труды обращены к  начальной школе.

     Развитие  методики развития речи детей связано  с именами последователей К.Д.Ушинского.

     Наиболее  полно вопросы речевого развития детей представлены в трудах видного  педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой [34, с.121], создавшей систему работы по развитию речи, в основу которой  были положены прогрессивные идеи западной и русской педагогики. Рассматривая развитие речи в неразрывной связи  с формированием личности ребенка, она определила основные задачи, содержание и методику обучения родной речи на материале ознакомления с природой и окружающей жизнью. По существу, она  положили начало методики развития речи как науки.

     Теоретическую основу, разработанную Е.И.Тихеевой, составляют следующие принципы:

  1. Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
  2. Речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
  3. Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни.
  4. Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития [34, 136].

Информация о работе Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи