Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа
Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи……………..7
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблема развития речи в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные
взгляды психологов и
1.2 Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР………………..14
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация
и содержание исследования
2.2 Результаты
исследования и их анализ………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
Одним
из важнейших показателей уровня
культуры человека, его мышления, интеллекта
является речь. Возникнув впервые
в раннем детстве в виде отдельных
слов, не имеющих еще четкого
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.
Речь – это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.
Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи.
Особенности развития детей с ОНР, ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.
Темп
развития речи детей замедлен, а
речевая активность недостаточна из-за
бедности, ограниченности, примитивности,
недостаточности речевых
При овладении словесной системой перестраиваются все основные психические процессы у ребенка.
Слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нарушают коммуникативные возможности, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, т.е. возникают существенные препятствия в формировании личности.
Связь между особенностями речевого развития и уровня сформированности пересказа у старших дошкольников раскрыта в исследованиях Беляковой Л.И., Воробьевой В.К., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Глухова В.П., Ефименковой Л.Н. Жаренковой Г.И., Жинкина Н.И., Зееман М., Зиндер Л.В., Леонтьева А.А., Новиковой Е.В., Пиаже Ж., и др.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения.
Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.
Однако теоретический анализ литературы показал, что вопросы, непосредственно связанные с формированием связной устной речи в процессе обучения пересказу, разработаны недостаточно. Поэтому необходим поиск методов и приемов, которые позволят оптимизировать процесс формирования связной устной речи с помощью пересказа и будут способствовать дальнейшему развитию ребенка.
Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи у старших дошкольников ОНР.
Объект исследования –старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - уровень сформированности связной речи у старших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников массового ДОУ.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы задачи исследования:
Методы:
Методологической основой нашего исследования являются разработки отечественных психологов по проблеме общего недоразвития речи – Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Лурии Р.А.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось с 4 апреля по 22 апреля 2011 года и состояло из семи этапов:
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами в работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Проблема развития
речи в психолого-педагогических
исследованиях
1.1
Основные взгляды
психологов и педагогов
на развитие речи
Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблеме развития речи. Среди них такой выдающийся психолог как Лев Семенович Выготский [13, с.51]. По его мнению, речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изучения процессов мышления и речи, Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли» [13, с.178]. Главное, что сделал Л.С. Выготский, попытался на основе исследований построить целостную психолингвистическую теорию. Он также является основоположником теории общественно-исторического происхождения высших психических функций у человека.
Последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев [33, с.128] раскрыл психологическую природу речи:
Известный ученый-лингвист А.Н. Гвоздев [16, с.72] в течение многих лет изучал онтогенез детской речи от 1 года до 9 лет. Основной его замысел – через процессы овладения речью и языком в детском возрасте проникнуть глубже в закономерности самого языка и понять перспективы его развития. Таким образом, А.Н.Гвоздев основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи.
Главными направлениями исследований С.Л. Рубинштейна [33, с.80] являются философские проблемы психологии. Как и Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн считал, что основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. В своей работе он изучает соотнесение мышления и речи , а также развитие речи детей и говорит, что «ребенок нормально овладевает речью, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения» [33, с.460].
Психолог Д.Б. Эльконин [34, с.93] полагает, что речь необходимо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же как и другими орудиями.
Но не только психологи и лингвисты уделяли большое внимание вопросам речевого развития. Огромный вклад в развитие речи детей внесли педагоги. Великий славянский педагог, основоположник педагогики нового времени – Ян Амос Коменский [16, с.31] разработал педагогическую систему, учитывающую особенности естественного развития детей. Коменский дает рекомендации по формированию речи: «до трех лет главное внимание необходимо уделять правильному произношению, на 4-5-6 годах – обогащению речи» [16, с.127].
Особая роль в создании системы первоначального обучения языку принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому [34, с.103]. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. В «Родном слове» К.Д.Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» [34, с.147].
В родном языке Ушинский средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Его основные труды обращены к начальной школе.
Развитие методики развития речи детей связано с именами последователей К.Д.Ушинского.
Наиболее полно вопросы речевого развития детей представлены в трудах видного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой [34, с.121], создавшей систему работы по развитию речи, в основу которой были положены прогрессивные идеи западной и русской педагогики. Рассматривая развитие речи в неразрывной связи с формированием личности ребенка, она определила основные задачи, содержание и методику обучения родной речи на материале ознакомления с природой и окружающей жизнью. По существу, она положили начало методики развития речи как науки.
Теоретическую основу, разработанную Е.И.Тихеевой, составляют следующие принципы: