Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить оптимальные условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновать возможности использования загадки в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить и экспериментально апробировать условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
1.3. Использование загадки в обучении самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня сформированности навыков самостоятельного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация работы по обучению самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки
2.3. Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом исправлен.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

      16. Заславский, Р.В. Где ты, Барвинок, рос вырастал? – М.: Детская        литература, 1975. – С.49

   17. Иванова, Е. И. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2004. – С.54

18. Илларионова, Ю.Г.  Учите детей отгадывать загадки  [Текст] / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1976. – 127с.

19. Кудрявцева, Е. Использование  загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) [Текст] /Е. Кудрявцева // Дошкольное  воспитание. - 1986. - №9. - С.23-26.

   20.  Лысаков, В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк:  Сталкер, 2006. – 318с.

  21. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение,       1987. – 100 с.

  22. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия    развития», 1997. – С.4

      23.Программа  воспитания и обучения в детском  саду[Текст]. – М.: Просвещение, 1987. –  191с.

24. Путешествие по Стране  Загадок [Текст] /сост. Н.В. Шайдурова. - Барнаул:  БГПУ, 2000. - 67с.

14. Худяков И. А. Великорусские загадки. – СПб., 2001.

25. Развитие речи детей  дошкольного возраста [Текст] /под  ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.

 

26. Романенко, Л. Устное  народное творчество в развитии  речевой активности детей [Текст] /Л. Романенко // Дошкольное воспитание. - 1990. - №7. - С.15-18.

  

  1. Рыбникова, М.А. Загадка, ее жизнь и природа [Текст]: Хрестоматия по фольклористике /Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С.176-185.
  2. Садовников, Д. Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М., 1995.

    29.  Соловьева,  О.И. Методика развития речи  и обучения родному языку в  детском саду[Текст] /О.И. Соловьева.  – М.: Просвещение, 1966. – 176с.

    31. Стрельцова, Л. Учите детей любить родной  язык [Текст] /Л. Стрельцова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №9. - С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

    32. Тихеева,  Е.И. Развитие речи детей (раннего  и дошкольного возраста) [Текст] /Е.И.  Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. –  159с.

2005. - №4. – С.85

33. Ушакова, О.С.Развитие  речи детей 4-7 лет [Текст] /О.С. Ушакова //Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. - С.59-66.

34. Ушакова, О. Методики  выявления уровня речевого развития  детей старшего дошкольного возраста [Текст] /О. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С.71-78.

35. Федоренко, Л.П. Методика  развития речи детей дошкольного  возраста [Текст] /Л.П. Федоренко,  Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. –  М.: Просвещение, 1977. – 239с.

     36. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.

37.Хмелюк, М. Использование  загадок в работе с детьми [Текст] /М. Хмелюк // Дошкольное воспитание. - 1983. - №7. - С.18-21.

 

 

 

Приложение 

 

Модель  стихотворения Р. Сеф «На свете всё на всё похоже»

 На образное сравнение.

     На свете все на все похоже:

Змея - на ремешок из кожи,

Луна - на круглый глаз огромный,

 Журавль - на тощий кран подъемный,

Кот полосатый - на пижаму… (Р. Сеф)

 

 

змея

 

ремень

 

луна

 

глаз

 

цапля

 

кран

 

кошка

 

пижама


 

 

Составление загадок

Какой?

Что таким бывает?

 

 

Блестящий

 

Начищенная монета

 

 

Шипящий

 

Проснувшийся вулкан

 

 

Круглый

 

Спелый арбуз

 

 

(Самовар)

Блестящий, как начищенная монета;

Шипящий, как проснувшийся вулкан;

Круглый, как спелый арбуз.

 


 

 

Составление загадок

 

 

Какой? (Что делает?)

Что такое же?

 

 

 

 

Светит 

 

Лампа

 

 

Тает 

 

Снег 

 

 

Капает

 

дождь

 

 

(Свеча)

 Светит, как лампа;

Тает, как снег;

Капает, как  дождь.

 

 


 

 

Составление загадок

 

 

Какой?

Что таким бывает?

 

 

 

Круглый

 

Шар

 

 

Зелёный

 

Трава

 

 

сладкий

 

сахар

 

 

(Арбуз)

Круглый, как  шар;

Зелёный, как  трава;

Сладкий, как  сахар.

 

 


 

 

Картотека Загадок, содержащих описание через отрицание

 

На что похож?

Ответ

 

галстук

 

 

 

 

 

 

 

(Шарф)

 

Не галстук  он,

 не воротник;

А шею обнимать привык;

Но не всегда,

 а лишь  тогда;

Когда наступят холода.

 

воротник

 

шея

 

холод


 

 

 

 

 

На что похож?

Такой же, но не …

 

Змея 

 

 

Не ползёт

 

Дорога 

 

 

 

По ней не ходят

 

Хвост

 

 

Мух не отгоняет

 

(Ремень)

Как змея, но не ползёт;

Как дорога, но по ней не ходят;

Как хвост, но мух не отгоняет.


 

 

 

 

 

На что похож?

Такой же, но не …

 

Лес

 

 

Но не растёт

 

Ёжик 

 

 

Но не колется

Грабли 

 

 

Но мусор не убирают

 

(Расчёска)

Как лес, но не растёт;

Как ёжик, но не колется;

Как грабли, но мусор не убирают.

 


 

 

 

 

 

На что похож?

Такой же, но …

Колобок

 

 

Но с лучиками

Грелка

 

 

Но без воды

 

Лампа

 

 

Но не включается

 

(Солнышко)

Как колобок, но с лучиками;

Как грелка, но без воды;

Как лампа, но не включается


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На что похож?

Такой же, но …

 

Капля

 

 

 

Но не течёт

 

солнце

 

 

 

Но не на небе

Груша

 

 

 

Но не съешь

 

(Лампочка)

Как капелька, но не течёт;

Как солнце, но не на небе;

Как груша, но не съешь.

 


 

 

Какой

На что похож?

 

 

Жёлтый 

 

Солнышко 

 

 

Маленький

 

Мышонок

 

 

С клювиком

Утёнок 

 

 

(Цыплёнок)

Жёлтый, но не солнышко;

Маленький, но не мышонок;

С клювиком, но не утёнок.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой

На что похож?

 

 

Круглый

 

Мяч

 

 

Цветной

 

Радуга 

 

 

Умный

Книга

 

 

Вращается

Колесо 

 

(Глобус)

Круглый, но не мяч;

Цветной, но не радуга;

Умный, но не книга;

Вращается, но не колесо


 

 

Не такой как …

Что делает

 

Рыба 

 

 

 

А плавает

 

лягушка

 

 

 

А прыгает

 

 

спортсмен

 

 

 

А в мяч играет

 

собака

 

 

 

А человека любит

 

(Дельфин)

Не рыба, а  плавает;

Не лягушка, а прыгает;

Не спортсмен, а в мяч играет;

Не собака, а человека любит.


 

 

Какой

На что похож?

 

 

Серый

 

волк

 

 

 

Длинноухий 

 

заяц

 

 

 

С копытами

 

лошадь

 

(Осёл)

Серый, но не волк;

Длинноухий, но не заяц;

С копытами, но не лошадь.


 

 

 

 

 

 

Не такой как …

Характерное свойство (качество)

 

царь

 

 

 

корона

 

всадник

 

 

шпоры

 

будильник

 

 

 

 

будит рано

 

(Петушок)

Не царь, а  в короне;

Не всадник, а со шпорами;

Не будильник, а всех будит


 

 

 

 

Модель № 3

Информация о работе Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста