Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:35, дипломная работа
Цель исследования – изучить оптимальные условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновать возможности использования загадки в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить и экспериментально апробировать условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
1.3. Использование загадки в обучении самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня сформированности навыков самостоятельного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация работы по обучению самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки
2.3. Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
16. Заславский, Р.В. Где ты, Барвинок, рос вырастал? – М.: Детская литература, 1975. – С.49
17. Иванова, Е. И. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2004. – С.54
18. Илларионова, Ю.Г.
Учите детей отгадывать
19. Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) [Текст] /Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986. - №9. - С.23-26.
20. Лысаков, В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318с.
21. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – 100 с.
22. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – С.4
23.Программа
воспитания и обучения в
24. Путешествие по Стране Загадок [Текст] /сост. Н.В. Шайдурова. - Барнаул: БГПУ, 2000. - 67с.
14. Худяков И. А. Великорусские загадки. – СПб., 2001.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] /под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
26. Романенко, Л. Устное
народное творчество в
29. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду[Текст] /О.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 1966. – 176с.
31. Стрельцова, Л. Учите детей любить родной язык [Текст] /Л. Стрельцова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №9. - С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
32. Тихеева,
Е.И. Развитие речи детей (
2005. - №4. – С.85
33. Ушакова, О.С.Развитие речи детей 4-7 лет [Текст] /О.С. Ушакова //Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. - С.59-66.
34. Ушакова, О. Методики
выявления уровня речевого
35. Федоренко, Л.П. Методика
развития речи детей
36. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.
37.Хмелюк, М. Использование загадок в работе с детьми [Текст] /М. Хмелюк // Дошкольное воспитание. - 1983. - №7. - С.18-21.
Приложение
Модель стихотворения Р. Сеф «На свете всё на всё похоже»
На образное сравнение.
На свете все на все похоже:
Змея - на ремешок из кожи,
Луна - на круглый глаз огромный,
Журавль - на тощий кран подъемный,
Кот полосатый - на пижаму… (Р. Сеф)
змея |
ремень |
луна |
глаз |
цапля |
кран |
кошка |
пижама |
Составление загадок
Какой? |
Что таким бывает? |
Блестящий |
Начищенная монета |
Шипящий |
Проснувшийся вулкан |
Круглый |
Спелый арбуз |
(Самовар) Блестящий, как начищенная монета; Шипящий, как проснувшийся вулкан; Круглый, как спелый арбуз.
|
Составление загадок
Какой? (Что делает?) |
Что такое же? |
Светит |
Лампа |
Тает |
Снег |
Капает |
дождь |
(Свеча) Светит, как лампа; Тает, как снег; Капает, как дождь.
|
Составление загадок
Какой? |
Что таким бывает? |
Круглый |
Шар |
Зелёный |
Трава |
сладкий |
сахар |
(Арбуз) Круглый, как шар; Зелёный, как трава; Сладкий, как сахар.
|
Картотека Загадок, содержащих описание через отрицание
На что похож? |
Ответ |
галстук |
(Шарф)
Не галстук он, не воротник; А шею обнимать привык; Но не всегда, а лишь тогда; Когда наступят холода. |
воротник | |
шея | |
холод |
На что похож? |
Такой же, но не … |
Змея |
Не ползёт |
Дорога |
По ней не ходят |
Хвост |
Мух не отгоняет |
(Ремень) Как змея, но не ползёт; Как дорога, но по ней не ходят; Как хвост, но мух не отгоняет. |
На что похож? |
Такой же, но не … |
Лес |
Но не растёт |
Ёжик |
Но не колется |
Грабли |
Но мусор не убирают |
(Расчёска) Как лес, но не растёт; Как ёжик, но не колется; Как грабли, но мусор не убирают.
|
На что похож? |
Такой же, но … |
Колобок |
Но с лучиками |
Грелка |
Но без воды |
Лампа |
Но не включается |
(Солнышко) Как колобок, но с лучиками; Как грелка, но без воды; Как лампа, но не включается |
На что похож? |
Такой же, но … |
Капля |
Но не течёт |
солнце |
Но не на небе |
Груша |
Но не съешь |
(Лампочка) Как капелька, но не течёт; Как солнце, но не на небе; Как груша, но не съешь.
|
Какой |
На что похож? |
Жёлтый |
Солнышко |
Маленький |
Мышонок |
С клювиком |
Утёнок |
(Цыплёнок) Жёлтый, но не солнышко; Маленький, но не мышонок; С клювиком, но не утёнок. |
Какой |
На что похож? |
Круглый |
Мяч |
Цветной |
Радуга |
Умный |
Книга |
Вращается |
Колесо |
(Глобус) Круглый, но не мяч; Цветной, но не радуга; Умный, но не книга; Вращается, но не колесо |
Не такой как … |
Что делает |
Рыба |
А плавает |
лягушка |
А прыгает |
спортсмен |
А в мяч играет |
собака |
А человека любит |
(Дельфин) Не рыба, а плавает; Не лягушка, а прыгает; Не спортсмен, а в мяч играет; Не собака, а человека любит. |
Какой |
На что похож? |
Серый |
волк |
Длинноухий |
заяц |
С копытами |
лошадь |
(Осёл) Серый, но не волк; Длинноухий, но не заяц; С копытами, но не лошадь. |
Не такой как … |
Характерное свойство (качество) |
царь |
корона |
всадник |
шпоры |
будильник |
будит рано |
(Петушок) Не царь, а в короне; Не всадник, а со шпорами; Не будильник, а всех будит |
Модель № 3