Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить оптимальные условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновать возможности использования загадки в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить и экспериментально апробировать условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
1.3. Использование загадки в обучении самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня сформированности навыков самостоятельного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация работы по обучению самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки
2.3. Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом исправлен.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину –

Хоть пиши картину (бобры.)

Первая строчка указывает  лишь на то, что речь идёт об обитателях реки. И только в сочетании с  третьей строкой формируется  ключевой признак (отгадка) – существа, обитающие в реке и строящие плотины.

Третья группа загадок  – загадки, содержащие описание через отрицание. В таких загадках «отрицающая» часть информативна. Это даёт возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда наступят холода.

Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идёт о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные два слова. Вторая строка подтверждает нашу догадку. Из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет одежды лишь в холода (шарф).

Четвёртая группа – загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и  другие  подсказки.

Начинается на «о»

И кончается на «о».

Я хвораю, не гуляю,

Целый день гляжу в  него (окно.)

Буквы – подсказки могут стать источником дополнительной информации для детей, знакомых с правилами обозначения звуков буквами и написания загаданных слов.

Пятая группа – загадки, содержащие которых, не несет прямого указания на загаданный предмет.  Они строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивания рассуждение. Дети часто не могут определить, по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов. В помощь можно предложить различные способы наглядного представления текста загадки.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (стол.)

Результатом проведенной  работы стало сочинение детьми своих загадок. Дети проявляют наибольшую заинтересованность в том, чтобы их загадки стали наиболее интересными и трудными.

Результативность проведенной работы была изучена в ходе проведения контрольного этапа эксперимента и отражена нами в следующем параграфе.

 

 

 

2.3. Результаты экспериментальной работы

 

Контрольный этап эксперимента проводился с целью определения успешности проведённой работы по обозначенной в исследовании проблеме.

Изучение уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста проводилось по тем же направлениям, что и на констатирующем этапе исследования, а именно:

1) рассказать интересный  случай из своей жизни (характеристика  связностей речи);

2) составить рассказ  из коллективного опыта (характеристика  последовательности речи);

3) составить творческий  рассказ (характеристика логичности  речи).

Оценка уровня сформированности связной речи у старших дошкольников проводилась с учетом выраженности критериев, подробно представленных в параграфе 2.1.

Оценка результатов  контрольного этапа работы осуществлялась в соответствии с критериально – уровневой шкалой:

Низкий  уровень: связность – связь предложений в тексте выражена слабо; последовательность – нарушена в изложении событий; логичность -  имеются ошибки в построении текста, речевой материал в тексте частично или полностью не соответствует теме.

Средний уровень: связность – все предложения в тексте связаны по содержанию, а дополнительные средства связи используются ограничено, обычно повторяются определенные средства связи; последовательность – порядок предложений определяется следованием событий в соответствии с сюжетным замыслом, но при этом какие-либо  элементы в развитии сюжета могут быть упрощены или опушены; логичность – текст в основном соответствует теме, но имеется небольшая доля материала, опосредованно связана с темой рассказа.

Высокий уровень: связность – все предложения в тексте связаны между собой по содержанию, используются разнообразные языковые средства связи; последовательность – порядок следования предложений в тексте определяется следованием событий в деятельности или соответствует сюжетному замыслу; логичность – правильная композиционная структура, отсутствие логических противоречий и нарушений внутри текста, соответствие текста теме.

Результаты контрольного этапа эксперимента представлены на рисунке.

Рис. 2. Результаты изучения уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента)

 

Для оценки результативности работы по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадки данные контрольного эксперимента были сопоставлены с данными констатирующего в экспериментальной и контрольных группах. (Результаты наглядно представлены в таблице).

 

Таблица 1.

Сравнительные данные результатов экспериментальной  работы

Уровни 

развития 

связной монологической речи

Констатирующий этап

эксперимента (группы)

Контрольный этап

эксперимента (группы)

контрольная

экспериментальная

контрольная

экспериментальная

Высокий

10%

10%

12%

30%

Средний

50%

50%

50%

56%

Низкий

40%

40%

38%

14%


 

Из таблицы видно, что  количество детей в контрольной  и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента изменилось по сравнению с данными констатирующего этапа: увеличилось число детей с высоким уровнем развития связной монологической речи на 2% и 20% соответственно, значительно снизилось количества детей с низким уровнем в экспериментальной группе (на 26%). Количество детей, имеющих средний уровень развития связной монологической речи в экспериментальной группе не изменилось, что связано с переходом детей из группы с низким уровнем развития в группу со средним.

В целом можно констатировать, что произошли значительные качественные изменения в уровне развития связной монологической речи детей экспериментальной группы:

1. Под влиянием обучения изменились сочинения детей: от схематичного перечня, описания событий и фрагментарного повествования дети перешли к созданию занимательных сюжетов, правильному композиционному построению, динамичности и четкой завершенности связного высказывания.

2. Понимание смысловых оттенков значения слова помогало оригинальности творческих замыслов, необычности поступков героев сказок, неожиданности развязки. Изменилось и отношение детей к своему творчеству: оно стало критичным и осмысленным. А самое главное - дети придумывали загадки разной сложности, используя разнообразные средства выразительности.

Контрольные мероприятия показали, что от уровня развития чуткости к смысловым оттенкам слова зависит и уровень развития связной монологической речи, так как у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, а это позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.

 

Заключение

 

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Связная монологическая речь в дошкольном образовательном учреждении имеет важное значение, так как она обеспечивает создание литературной лексики, которая является основой речевого развития детей дошкольного возраста, на основе чего возможно решение других задач речевого и умственного развития ребенка дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок достигает такого уровня освоения речи, когда речь становится полноценным средством общения и познания. В лексическом развитии происходят значительные сдвиги, связанные с развитием смысловой стороны речи (овладение обобщающими словами, синонимами, антонимами и др.).

Загадки – очень современный  жанр, они поэтичны не только по своей образной системе, но и по форме, они ритмичны. Ритм создаётся и созвучием слов при произношении, и всем интонационным рисунком фразы.

В современной методике загадка рассматривается как  важное средство речевого и умственного  развития детей дошкольного возраста. Посредством загадки у детей развивается умение составлять её самостоятельно, они учатся пользоваться различными способами, подбирать нужные слова, подходящие по смыслу.

Загадки способствуют решению разных задач развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, наибольшее влияние они оказывают на развёрнутость высказывания, законченность, логическую завершённость.

Проведенное исследование было направлено на  подтверждение  выдвинутой гипотезы, согласно которой, уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- будет организовано  целенаправленное обучение детей  не только отгадыванию загадок,  но и самостоятельному их составлению;

- в работе с детьми будут использованы загадки разных видов с последовательно усложняющимся содержанием.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Проанализированы психолого-педагогические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Теоретически обоснованы  возможности использования загадки в процессе развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Определены и экспериментально апробированы условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Проведенная работа показала, что произошли значительные качественные изменения в уровне развития связной монологической речи детей экспериментальной группы:

1. Под влиянием обучения изменились монологические высказывания детей: от схематичного перечня, описания событий и фрагментарного повествования дети перешли к созданию занимательных сюжетов, правильному композиционному построению, динамичности и четкой завершенности связного высказывания.

2. Понимание смысловых оттенков значения слова помогало оригинальности творческих замыслов, необычности поступков героев сказок, неожиданности развязки. Изменилось и отношение детей к своему творчеству: оно стало критичным и осмысленным. А самое главное - дети придумывали загадки разной сложности, используя разнообразные средства выразительности.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

 

Литература

 

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2000. – 400с.
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 159с.
  3. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  5. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего    дошкольного возраста [Текст] /С.С. Бухвостова. – Курск: Академия Холдинг, 1976. – 178с.
  6. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 328с.
  7.   Волина, В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5
  8. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] /сост.: Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. – 370с.
  9. Герд, К.П. К изучению загадок.– Тр. науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, 1927, вып. 5,  - 124 с.
  10. Григорьева, М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. - №4. – С.33
  11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Спб.: Акцидент, 1996. – 205с.
  12. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] /под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 144с.
  13. Загрутдинова, М. Использование малых фольклорных форм [Текст] / М. Загрутдинова, Н. Гавриш// Дошкольное воспитание.- 1991.- №9.- С.16-22.
  14. Запорожец, И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. - №5. – С.38
  15. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: Программа и конспекты /под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. –3 68с.

Информация о работе Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста