Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:35, дипломная работа
Цель исследования – изучить оптимальные условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновать возможности использования загадки в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить и экспериментально апробировать условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
1.3. Использование загадки в обучении самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня сформированности навыков самостоятельного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация работы по обучению самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки
2.3. Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Вместе с тем, в дошкольной педагогике отмечается, что всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков, которые являются критериями при оценивании детских самостоятельных связных высказываний:
В современной методике программа развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста значительно уточена и дополнена. В ней предусматривается формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определённой последовательности. Кроме того, важно сформировать у детей элементарные представления о построении текста и способах связи предложений. Для формирования названных умений используются многообразные методы и приемы работы с детьми, которые соответствуют возрастным возможностям старших дошкольников и характерным особенностям монолога.
Подводя итог изложенному в данном параграфе, следует отметить, что развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста является ведущей задачей работы детского сада по речевому развитию детей. В рамках работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста на первый план выдвигается задача формирования у них навыков построения самостоятельных связных высказываний.
1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
С древнейших времён загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребёнку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстаёт необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком.
Народная мудрость создала особый вид фольклора - загадки. Загадки отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью. Знание загадок воспитывает поэтическое чувство. Загадки учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.
Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предлагаемого (скрытого) вопроса, испытывает отгадывающего на сообразительность.
Загадки – неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Педагоги активно используют их в работе с детьми. К сожалению, нередко из их уст приходятся слышать вопросы такого рода: «Кто знает эту загадку?». Но задача педагога состоит не столько в том, чтобы помочь детям узнать и запомнить как можно больше загадок, сколько в том, чтобы научить разгадывать самые разные загадки и придумывать свои.
Работа, ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет педагогам в полной мере задействовать их развивающие возможности. Они действительно многогранны и велики! Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.
Вместе с тем развивающий
потенциал загадок определяется
и заложенными в них
Загадки принято считать необходимым атрибутом детей дошкольного детства. Однако опытные педагоги и наблюдательные родители знают «взаимоотношения» с загадками у детей складываются непросто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, как бы без усилий. Вопросы о том, как дети догадались, ставят их в тупик. Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребёнка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребёнка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребёнка ощущения загадочности и желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно правильно выбрать интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.
Как же построить работу
по обучению детей разгадыванию загадок,
если результат «встречи»
Существует ли принципиально «неразгадываемые » загадки? Наверное, да. Традиционно сложны для детей народные загадки, в которых неизвестными им понятия и незнакомые процессы могут описываться незнакомыми им понятия и незнакомые процессы могут описываться незнакомыми им образами.
Таким образом, очень
важно правильно подобрать
Что приводиться в действие при создании загадки, логика или воображение? Пожалуй, и то и другое одновременно.
Почему дети так любят загадки? Наверное, главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих. И процесс этот, процесс познания, зачастую происходит именно в форме неожиданного открытия, сюрприза. Отсюда, то удовольствие, которое ребенок получает от самого поиска и от ожидающего его сюрприза; в процессе игры он как бы тренируются.
Ребёнок учится не только, и не столько усваивая для себя сумму информации, а находя связи между предметами, тонкие аналогии, он учится лучше всего, когда совершает свои открытия. Загадки для детей расширяют словарный запас и знания о мире. Надо знать много, чтобы разгадать элементарную загадку. Знать, рассуждать, соображать, осознать, сопоставить, отсеять неподходящие варианты, принять решение. Или решить при помощи озарения. Огромная работа мозга. Сочетание логики и интуиции, работы правого и левого полушария. Это и есть ТВОРЧЕСКИЙ процесс.
Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Мозг, за работу! Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?), показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то указывает на сущность, то на его назначение.
Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить детей интересными и умными, причем совершенно непринужденно– играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить, где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет! Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно ребёнок его изучит. Вот, например, загадки про лук: «Не бьет, не ругает, а плакать заставляет», «Зелененькая птичка в землю снесла яичко», «Сидит баба на грядках, вся в заплатках. Кто ни взглянет, всяк плачет». Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья – о его внешнем виде.
Сколько интересного узнают дети! Ведь загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.
Безусловно, работа с загадками способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Загадки прекрасно развивают поэтический слух, ведь многие из них строятся по стихотворному принципу – имеют рифму и ритм.
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (Гриб)
Психологи установили, что работу с загадкой можно начинать рано, с трехлетнего возраста, постепенно усложняя содержание и вид загадки.
Опыта и знаний у детей с каждым годом становится все больше, а значит, смело расширяйте и круг загадок. Ребенку пяти лет уже вполне по силам загадки об одежде, продуктах, животных, транспорте. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как мини-рассказ о предмете.
Анализ психолого-
Педагогическая ценность загадок в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения, помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления.
Загадка, по словам К.Д. Ушинского
[29] «доставляет уму ребенка
1.3. Использование загадки в обучении самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Данное обстоятельство послужило основанием для определения условий использования загадок в работе по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, которые будут способствовать наибольшей эффективности работы по формированию у старших дошкольников навыков самостоятельного рассказывания.
В качестве таких условий мы выделяем:
- организация целенаправленного
обучения детей не только
- использование в работе с детьми загадок разных видов с последовательно усложняющимся содержанием.
Рассмотрим теоретическое обоснование названных условий.
Проведя анализ существующих методик работы с загадкой, мы посчитали необходимым более подробно рассмотреть методику А.А. Нестеренко. Данная методика основана на использовании элементов ТРИЗ. Авторы справедливо утверждают, что начальным этапом работы с загадкой является обучение детей дошкольного возраста отгадыванию загадок. При этом особое внимание следует уделять тому, чтобы дети не просто давали свой ответ, а обязательно доказывали его, объясняли. Именно такой подход будет способствовать не только развитию у дошкольников навыков объяснительной речи, но и постепенно подводить их к самостоятельному придумыванию загадок.
А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.