Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить оптимальные условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновать возможности использования загадки в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить и экспериментально апробировать условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
1.3. Использование загадки в обучении самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня сформированности навыков самостоятельного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация работы по обучению самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки
2.3. Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом исправлен.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2

 

 

 

 

 

Квашнина Ирина Михайловна

 

Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

 

Квалификационная выпускная работа

 

Специальность 050704

«Дошкольное образование»

Курс 6 группа 193

Руководитель: Колосова И.В. к.п.н.

Преподаватель методики развития речи

 

 

 

 

Челябинск, 2010

 

Содержание

 

Введение 

Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста

1.3. Использование загадки  в обучении самостоятельному  рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальная  работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

2.1. Изучение уровня  сформированности навыков самостоятельного  рассказывания у детей старшего  дошкольного возраста 

2.2. Организация работы  по обучению самостоятельному  рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки

2.3. Результаты экспериментальной  работы

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

 

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Формирование развития связной речи составляет основную задачу развития и обучения детей. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое включающая связные между собой тематически объединённые отрезки. Связная речь существует в двух формах: диалог и монолог.

Диалог – это беседе двух или более лиц состоящих из вопросов и ответов. Для диалога характерны не полные предложения, восклицания, яркая эмоциональная выразительность. Широкое использование невербальных средств. Диалог ориентирован на немедленную реакцию собеседника.

Монолог – это связное  логическое высказывание,  протекающее относительно долго во времени и не рассчитанная на немедленную реакцию слушателя. Для монолога характерна развёрнутость, полнота, чёткость, логичность, предварительное обдумывание литературной лексики, законченность высказывания. Для монолога характерны внутренние мотивы.

Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений строить самостоятельное  связное  высказывание. Монологическое высказывание имеет несколько признаков: целостность; структурное оформление; связность; плавность.

В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения имеется широкий арсенал  средств обучения речи -специальные речевые занятия, дидактические игры, беседы с детьми, народные игры, игры-драматизации и пр. Среди этого многообразия средств сегодня одним из важнейших в речевой работе с детьми дошкольного возраста признается загадка.

Вопросы использования  загадок в работе с детьми дошкольного  возраста в педагогике являются достаточно изученными. Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников посредством загадки занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И.Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С.Ушакова, А.П. Усова, А.Я.Мацкевич, И.В. Чёрная, К.Д. Ушинский, Я.А.Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.

В настоящее время  появилось достаточно большое количество различных парциальных  программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном  процессе. Среди них хочется выделить программу «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег» Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой и много других.

В то же время, анализ практики работы дошкольных образовательных  учреждений показал, что при ознакомлении дошкольников с малыми фольклорными формами нередко на первый план выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности; использование загадок зачастую сводится лишь к их заучиванию. При таком положении дел возможности загадки в развитии у детей навыков самостоятельного рассказывания используются не в полной мере.

Данное обстоятельство обусловило противоречие, которое заключается  в признании важности использования загадок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста и отсутствием целенаправленной и систематической работы с загадкой при формировании у детей навыков самостоятельного рассказывания.

Данное противоречие определяет выбор темы нашего исследования, целью которого является подтверждение целесообразности и эффективности использования загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить оптимальные условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования - процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - условия использования загадок в работе по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза данного исследования базируется на предложении о том, что уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- будет организовано  целенаправленное обучение детей  не только отгадыванию загадок,  но и самостоятельному их составлению;

- в работе с детьми будут использованы загадки разных видов с последовательно усложняющимся содержанием.

В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость  постановки и решения следующих  задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
  2. Теоретически обосновать возможности использования загадки в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определить и экспериментально апробировать условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили теории развития детского словаря (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Ф.А.Сохин, и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выгодский и др.)

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, анкеты для родителей, количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура дипломной  работы отражает логику, содержание и  результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей  старшего дошкольного возраста

 

1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

 

Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления, поэтому конечной целью речевой работы в детском саду является развитие связной речи детей дошкольного возраста.

В науке под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л.Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Связная речь – это  такая речь, которая отражает все  существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

- процесс, деятельность говорящего;

- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

- название раздела работы по развитию речи.

Связная речь – это  смысловое и структурное целое, включающее связные между собой  тематически объединённые, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более  сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание одержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчинённое место. Для монолога характерны:

  • литературная лексика;
  • развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершённость;
  • синтаксическая оформленность (развёрнутая система связывающих элементов);
  • связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щебра, А. А. Леонтьев).

В дошкольной педагогической науке отмечается, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от овладения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть, как можно раньше включено в развёрнутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер. 

Обучение связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной монологической речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребёнком отдельных слов и синтетических конструкций. Связная монологическая речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным  составом, грамматическим строем.

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать  в беседе, достаточно полно и точно  отвечать на вопросы, дополнять и  поправлять ответы других детей, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и  монологическая речь: дети осваивают  разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтетическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения  неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, и структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Знание специфики связной  речи и особенностей её развития у  детей старшего дошкольного возраста позволяет определить задачи и содержание обучения.

В детском саду детей  старшего дошкольного возраста обучают  двум основным типам монологов –  самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребёнок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Информация о работе Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста