Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить оптимальные условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновать возможности использования загадки в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить и экспериментально апробировать условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
1.3. Использование загадки в обучении самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня сформированности навыков самостоятельного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация работы по обучению самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки
2.3. Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом исправлен.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

Констатирующий этап эксперимента, то есть выявление исходного уровня развития связной монологической речи проводился в такой последовательности: детям предлагалось три серии заданий:

1) рассказать интересный  случай из своей жизни (характеристика  связности речи);

2) составить рассказ  из коллективного опыта (характеристика  последовательности речи);

3) составить творческий  рассказ (характеристика логичности  речи).

Оценка уровня сформированности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста проводилась с учетом выраженности следующих критериев:

1 - связность, то есть умение все предложения в тексте связывать между собой по содержанию и для оформления этой содержательной связи использовать языковые средства;

2 - последовательность, то есть определение порядка предложений в тексте следованиям событий в действительности или в соответствии с сюжетным замыслом;

3 - логичность, то есть композиционная структура, соответствующая правилам построения суждения, отсутствие логических противоречий и нарушений внутри текста, соответствие текста теме.

На основе выделенных критериев нами была разработана критериально - уровневая шкала для определения уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий  уровень: связность – связь предложений в тексте выражена слабо; последовательность – нарушена в изложении событий; логичность -  имеются ошибки в построении текста, речевой материал в тексте частично или полностью не соответствует теме.

Средний уровень: связность – все предложения в тексте связаны по содержанию, а дополнительные средства связи используются ограничено, обычно повторяются определенные средства связи; последовательность – порядок предложений определяется следованием событий в соответствии с сюжетным замыслом, но при этом какие-либо  элементы в развитии сюжета могут быть упрощены или опушены; логичность – текст в основном соответствует теме, но имеется небольшая доля материала, опосредованно связана с темой рассказа.

Высокий уровень: связность – все предложения в тексте связаны между собой по содержанию, используются разнообразные языковые средства связи; последовательность – порядок следования предложений в тексте определяется следованием событий в деятельности или соответствует сюжетному замыслу; логичность – правильная композиционная структура, отсутствие логических противоречий и нарушений внутри текста, соответствие текста теме.

Констатирующий этап эксперимента проводился в контрольной и экспериментальной группах детей. В каждую группу было взято по десять детей.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал: в контрольной группе на низком уровне развития связной монологической речи находится – 40%детей, на среднем уровнем – 50%, на высоким уровне – 10%. Аналогичные результаты были получены в результате проведения констатирующего этапа эксперимента и в экспериментальной группе. Результаты наглядно представлены на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Результаты изучения уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)

 

Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что у большинства детей развитие связной монологической речи находится на низком уровне. Для детей характерны слабая выраженность связи предложений в тексте, нарушение последовательности в изложении событий, отдельные ошибки в построении текста, речевой материал в тексте частично или полностью не соответствует теме.

Результаты констатирующего  этапа эксперимента свидетельствуют  о необходимости реализации предложенных нами условий использования загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2. Организация  работы по обучению самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки

 

На основе анализа  результатов констатирующего этапа, с целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами был проведён формирующий этап эксперимента, который предполагал апробацию условий использования загадок в работе по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста:

- организация целенаправленного  обучения детей не только загадыванию,  но и самостоятельному их составлению.

- использование в работе с  детьми загадок разных видов  с последовательно усложняющимся содержанием.

С целью реализации первого условия  нами были решены следующие задачи:

· учить детей видеть и понимать образные сравнения;

· с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого предмета;

· учить детей самостоятельно конструировать загадки.

Мы исходили из того, что при  успешной реализации этих задач дети смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами мышления.

Решение указанных задач велось поэтапно:

I. Нахождение сходных предметов  по какому-либо признаку в окружающей  обстановке;

II. С помощью набора картинок  учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

III. Введение модели, с помощью  которой дети учатся загадывать - отгадывать;

IV. Коллективное составление загадок.

I этап.

Исходя из того, что  наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, с этой целью на первом этапе формирующего эксперимента мы предложили детям следующие задания:

Задание 1. Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку - по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание.

Воспитатель дает задание: «Назовите все деревянные предметы в группе». Дети сначала перечисляли предметы, которые находились в поле их зрения, потом стали ходить и искать в группе деревянные предметы.

Воспитатель предложила найти в окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы. Дети выполнили задание, довольно легко находили нужные предметы, пытались сравнивать их, находили между ними сходные признаки, обобщали по ним.

Задание 2. Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Воспитатель дает задание: «Назовите все предметы круглой формы».

Аналогично воспитатель предложила детям найти предметы треугольной, квадратной, прямоугольной формы.

При выполнении заданий  дети испытали трудности в нахождении предметов схожих по форме, так как  были невнимательны. После вопросов воспитателя, стимулирующих их анализирующее восприятие, дети активизировались, исследовали пространство и находили нужные предметы.

Задание 3. Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.

Воспитатель предложила задание: «Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».

Воспитатель обращается к детям с вопросом, побуждающим их на поиск предметов - заместителей: «А если бы у вас под рукой не оказалось в нужный момент ни ложки, ни вилки, чтобы вы тогда делали?».

На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно  слушали задание и неверно  отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они  активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.

В результате заданий  удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

II этап.

Этот этап был построен так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:

На свете все на все похоже:

Змея - на ремешок из кожи,

Луна - на круглый глаз огромный,

Журавль - на тощий кран подъемный,

Кот полосатый - на пижаму,

Я - на тебя, а ты - на маму. (Р. Сеф)

Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми находили сходство.

В результате выполнения задания, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.

III этап.

На этом этапе детям  предлагалась модель, с помощью которой  учили выделять признаки и на этой основе составлять загадки.

А.А.Нестеренко разработаны  модели составления загадок для  детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой?

Что бывает таким  же?

   
   
   

 

Для составления загадки  выбран объект - самовар. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по  цвету? - Блестящий. 

Воспитатель записывает это слово в первой строчке  левой части таблицы.

- Какой самовар по  действиям? - Шипящий (заполняется  вторая строчка левой части  таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей  дать сравнения по перечисленным  значениям признаков и заполнить  правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким  же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз


Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть  следующим образом:

Какой?

Что бывает таким  же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз


После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать  загадку, вставляя между строчками  правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

В итоге получилась загадка  про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

С целью реализации второго  условия нами были использованы разные группы загадок в работе с детьми.

Первая группа загадок.

Чтобы разгадывать загадку-описание, нужно выделить и перечислить признаки и действия загадочного объекта, сохранить их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину – «портрет» отгадки.

Прилетает к нам с  теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(эта перелётная птица строит под окнами гнездо из глины и травы).

Вторая группа – загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета, традиционно признаются наиболее простыми. После прочтения каждой строчки загадки детям предлагается попытаться дать отгадку и сделать вывод, является ли этот фрагмент главным в описании предмета. Если ответов получиться много или не получиться ни одного, значит, ключевой признак ещё не найден.

Информация о работе Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста