Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить оптимальные условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновать возможности использования загадки в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить и экспериментально апробировать условия использования загадок в работе по формированию навыков самостоятельного рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности использования загадки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
1.3. Использование загадки в обучении самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня сформированности навыков самостоятельного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация работы по обучению самостоятельному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста посредством загадки
2.3. Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом исправлен.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

В практике работы с детьми старшего дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким  же?

   
   
   

Для составления загадки  выбирается объект, затем детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. После чего воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков.

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Чтение загадки может  происходить коллективно всей группой  детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется  всеми детьми.

При работе с таблицей важно следовать рекомендациям: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели, «Какой - что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов или их «завышения».

Модель 2

Что делает?

Что (кто) делает так же?

   
   
   

Методика работы с  моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в  правой части).

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

   
   
   

 

Обучение детей составлению  загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Сочинять загадки целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и  позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

 

Второе условие предполагает использование загадок разных видов  с последовательно усложняющимся  содержанием, что соответствует  возрастающим возможностям детей старшего дошкольного возраста.

Реализация этого условия  предусматривает рассмотрение основных групп загадок.

Остановимся подробнее  на первой группе загадок. Обучение составлению  и анализу описаний является одним  из важных разделов работы по развитию связной  речи, а определённый уровень  сформированности  соответствующих  умений – необходимая база для обучения детей старшего дошкольного возраста разгадыванию и составлению загадок. В основу описания, имеющего целью подробно и всесторонне охарактеризовать некий объект, явление, закладывается определённая схема. С задачей выделения и систематизации, представленных в загадке  элементов описания обычно лучше справляются дети, знакомые с логикой описания животных, растений, объектов неживой природы и рукотворного мира.

Все загадки построены на парадоксе. Слово «парадокс» означает неожиданное явление, противоречащее здравому смыслу и расходящееся с общепринятым мнением. И действительно, загадки строятся необычно, а быстрые отгадки являются, как правило, всегда ложными, ибо они нестандартны.

В загадках используются разнообразные  художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз. Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку.

Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить детей придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют воспитателю оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

Чтобы разгадывать загадку-описание, нужно выделить и перечислить признаки и действия загадочного объекта, сохранить их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину – «портрет» отгадки.

Вторая группа – загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета, традиционно признаются наиболее простыми. Опыт работы показывает: детям далеко не всегда удаётся выделить в тексте загадки фрагмент, ёмко и однозначно указывающий на знакомый объект. Помимо наводящих вопросов и пересказа эффективными могут стать игры. Например, игра «Строчки». После прочтения каждой строчки детям предлагается попытаться дать отгадку и сделать вывод, является ли этот фрагмент главным в описании предмета. Если ответов получиться много или не получиться ни одного, значит, ключевой признак ещё не найден.

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину –

Хоть пиши картину.

Первая строчка указывает лишь на то, что речь идёт об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) – существа, обитающие в реке и строящие плотины.

Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего, в их построении -  перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект. Это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета. Поэтому желание как можно быстрее разгадывать загадку диктует выбор такой тактики: « отрицающая» часть текста «выводится за скобки», во внимание принимаются лишь «положительные» признаки и действия.

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

В данном примере указание на то, кем  не является загаданный объект, не даёт нам дополнительной информации. Но в ряде загадок «отрицающая» часть  информативна. Это даёт возможность  более полно использовать развивающий потенциал загадки.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда наступят холода.

 Слова «галстук»  и «воротник» в загадке указывают  на то, что речь идёт о предмете  или детали одежды, которая носится  на шее. Именно это и объединяет  данные два слова. Вторая строка  подтверждает нашу догадку. Из  двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет одежды лишь в холода (шарф).

Четвёртая группа – загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и  другие подсказки:

1. указываются буквы, которые есть в слове – отгадке.

Начинается на «о»

И кончается на «о».

Я хвораю, не гуляю,

Целый день гляжу в  него.

2. указываться ключевое слово, спрятано в тексте загадки.

Отвечай-ка, что за птица

Провожает корабли,

Рыбу ловит и кружится

Белой лентою вдали?

В самой загадке есть ответ!

Ты догадался или  нет? (чайка.)

3. дополнительной подсказкой служит рифма – отгадка является последним словом текста загадки  и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто  ёж, -

Вот и назван…

Пятая группа – загадки, содержащие которых, не несет прямого указания на загаданный предмет.  Они строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивания рассуждение. Дети часто не могут определить, по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов. В помощь можно предложить различные способы наглядного представления текста загадки.

Большинство детей старшего дошкольного возраста достаточно скоро начинают действовать самостоятельно, и обсуждение требуется лишь в тех случаях, когда в загадке встречаются незнакомые понятия или когда важные характеристики трудно выделить.

Таким образом, роль загадки в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста велика, при этом желаемого эффекта при обучении детей самостоятельному рассказыванию педагог может добиться только при целенаправленной и планомерной работе.

 

Выводы по первой главе

 

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Связная монологическая речь в дошкольном образовательном учреждении имеет важное значение, так как она обеспечивает создание литературной лексики, которая является основой речевого развития детей дошкольного возраста, на основе чего возможно решение других задач речевого и умственного развития ребенка дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок достигает такого уровня освоения речи, когда речь становится полноценным средством общения и познания. В лексическом развитии происходят значительные сдвиги, связанные с развитием смысловой стороны речи (овладение обобщающими словами, синонимами, антонимами и др.).

Загадки – очень современный  жанр, они поэтичны не только по своей образной системе, но и по форме, они ритмичны. Ритм создаётся и созвучием слов при произношении, и всем интонационным рисунком фразы.

В современной методике загадка рассматривается как  важное средство речевого и умственного  развития детей дошкольного возраста. Посредством загадки у детей развивается умение составлять её самостоятельно, они учатся пользоваться различными способами, подбирать нужные слова, подходящие по смыслу.

Загадки способствуют решению разных задач развития речи детей, наибольшее влияние они оказывают на развёрнутость высказывания, законченность, логическую завершённость.

Условиями эффективного использования загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста являются следующие:

- целенаправленное обучение  детей не только отгадыванию  загадок, но и самостоятельному  их составлению;

- использование загадок разных видов с последовательно усложняющимся содержанием в работе с детьми.

 

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по использованию загадок  в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Изучение уровня сформированности навыков самостоятельного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.

 

Экспериментальная работа по использованию загадок в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МДОУ №151 Центрального района города Челябинска в старшей группе «Ромашка». В исследовании принимала участие вся группа в количестве 20 детей, из них 10 детей контрольная группа, 10 детей экспериментальная группа.

Экспериментальная работа включала три этапа:

- констатирующий этап  эксперимента (проводилось изучение  исходного уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста);

- формирующий этап  эксперимента (проводилась апробация  предложенных условий использования загадок в работе по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста);

- контрольный этап  эксперимента (проводилась повторная  диагностика развития связной монологической детей контрольной и экспериментальной групп с целью определения результативности проведенного исследования).

Изучение исходного  уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста требует знания программных требований к речевому развитию детей, а также грамотного использования диагностической методики.

Информация о работе Использование загадки в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста