Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом.
Учитывая цель исследования, сформировали следующие задачи:
1. Изучить значение утренней гимнастики с текстом в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста.
2. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста согласно выделенным этапов работы по физическому воспитанию.

Содержание

Введение с. 3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы .
Значения утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста в оздоровлении ребенка. с. 6-14
Из истории утренней гимнастики. с. 15-21
Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста. с. 22-34
Вывод по первой главе. с. 35
Глава 2. Практическая работа по проведению утренней гимнастики
с текстом с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель, задачи и этапы практической работы. с.36-37
Этапность работы в процессе организации утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста. с. 38-43
Методические рекомендации. с. 44
Вывод по второй главе. с. 45
Заключение. с. 46
Список использованной литературы.

Работа содержит 5 файлов

1.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая работа по проведению утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного  возраста

2.1. Цель, задачи и этапы практической работы

     Представленные  теоретические основы использования утренней гимнастики с текстом с детьми дошкольного возраста позволили выделить эффективные формы и методы по обучению детей гимнастике с текстом, способствующие физическому воспитанию.

     В качестве  практического аспекта работы  нами выделены этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

Цель практической работы:

Спроектировать и апробировать этапы работы по обучению утренней гимнастике с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Достижению цели способствовали следующие задачи:

  1. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом для детей младшего дошкольного возраста.
  2. Выделить этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе утренней гимнастики с текстом.
  3. Определить эффективные методы для физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе утренней гимнастики с текстом.
  4. Сформулировать методические рекомендации по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

     Практическая  работа была осуществлена с  детьми младшего дошкольного  возраста в ДОУ № 204 «СОЛНЫШКО» г. Карталы. В организации практической работы приняли участие воспитатель, физинструктор, родители воспитанников. Продолжительность осуществления практической работы составила 7 месяцев (с сентября 2006 года по апрель 2007 года) и включала в себя ряд этапов:

1 этап- подбор комплексов утренней гимнастики с текстом для детей младшего дошкольного возраста.

2 этап- проведение утренней  гимнастики с текстом разным  по содержанию. Использование методов, способствующих физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики.

3 этап- перенос текста  утренней гимнастики в подвижные  игры.

     Для апробации  системы работы были созданы  педагогические условия: подготовлен  спортивный зал; подготовлены  комплексы утренней гимнастики с текстом «Машенька», «Утята», «Новая кукла», «Муха-Цокотуха», «Рыбки», «Колобок», «Теремок» (см. приложение №1); подготовлено спортивное оборудование: бубен, кубики, шнур. Подготовлены элементы стимулирования: открытки, медальки, ободки (см. приложение №3 ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом

    Организация практической работы с детьми предусматривала определенную форму организации обучения, к которой нами отнесена утренняя гимнастика с текстом, рассматриваемая не только как форма, но и важное средство укрепления здоровья детей, технология здоровьесбережения. Выделенные этапы работы понимаются нами как совокупность определенных методов работы с детьми младшего дошкольного возраста по физическому воспитанию в процессе организации утренней гимнастики с текстом, с учетом этапа обучения, подобранных условий и качества выполнения упражнений детьми.

     Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста при проведении утренней гимнастики с текстом было построено на основании общепедагогических принципов: доступности, наглядности, систематичности и последовательности, а также на принципах, отражающих закономерности физического воспитания постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, непрерывности и систематичности чередования нагрузки и отдыха. Подбор упражнений велся на основании программы М. Васильевой «Программа воспитания в детском саду»; Т.А. Тарасовой «Я и мое здоровье»; М.Л. Лазарева «Здравствуй».

     На первом  этапе практической работы нами  был осуществлен выбор комплексов  утренней гимнастики с текстом  с учетом содержания выделенных программ. Для детей младшего дошкольного возраста были выбраны следующие комплексы: «Машенька», «Утята», «Новая кукла», «Муха-Цокотуха», «Рыбки», «Колобок», «Теремок»

     Далее нами  осуществлялось знакомство с общеразвивающими упражнениями в зависимости от тематики утренней гимнастики с текстом. Для этого нами были использованы разные методы ознакомления: наглядные, практические методы, включающие в себя наглядно-зрительные приемы: показ выполнения техники общеразвивающих упражнений с текстом (где демонстрировался показ в медленном темпе), в зависимости от темы комплекса. Поднятие рук-«Потянулась Машенька к зеркалу рукой, удивилась Машенька кто же там такой?». Повороты-«Кто, кто в этой комнате живет». Наклоны-«Это Машенька проснулась и откинув одеяло, вдруг сама на ноги встала». Шаги на месте-«Постояла у стола и опять вперед пошла ». Приседания- «Хоть сыночек не велик, не велик». Прыжки- «Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с комаром». Руки в стороны-«Бабочка-красавица, кушайте варенье!». Повороты – « Приходите тараканы, я вас чаем угощу! ». Наклоны – «Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки». Поочередное поднимание ног-«Дорогие гости, помогите, паука-злодея зарубите!».    

     Показ-имитация: Иду как «уточка»- «Рано-рано утречком-утречком, вышла мама уточка». «Плыви, плыви, утеныш, утеныш!». Наблюдение за уточкой.

     Использовались словесные методы обучения.

Объяснение: Наша кукла прыгает-«Кукла прыгала по лужам, пропустила вкусный ужин ».

Пояснение: Утята наклоняются вперед, прогибают спинку, крылышки отводят назад «Вы плывите, ути-ути, ровно в ряд!».

Поощрение: Молодец, Таня. Ты как настоящая уточка идешь.

Напоминание: Приседаем низко, спинку держим прямо-«Хоть сыночек не велик, не велик».

При использовании игровых методов по тексту: покажем как укладываем куклу спать: «Уложили куклу спать, кукла проситься гулять». Как плавает утенок: «Плыви, плыви утеныш, утеныш! Не бойся не утонешь, утеночек!»

     Добивались совместного обыгрывания с показом, совместного выполнения упражнений с детьми. При показе общеразвивающих упражнений разных комплексов («Машенька», «Утята», «Муха-Цокотуха») использовались игровые приемы:

Покажем, как Машенька потянулась – «Потянулась Машенька к зеркалу рукой!»

Покажем, как пляшет Муха с комаром «Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с комаром »

Покажем как мама-утка, учила своих утят плавать «Уж  она их учит, учит: «Вы плывите, ути-ути, ровно в ряд!»

     При рассматривании  иллюстраций были использованы  модели:

Руки в стороны: «Бабочка-красавица, кушайте варенье!»

Повороты: «Приходила к  Мухе бабушка-пчела».

Наклоны: «А Маша не боится ни кошки, ни щегла».

Поочередное поднимание ног: «Она дошла до стула, немножко отдохнула».

     На втором  этапе практической работы использовались  упражнения, которые несли игровой  имитационный характер, обеспечивающий  плавный переход к организации  утренней гимнастики с текстом. Так, в процессе обучения были использованы разные формы организации:

Групповая форма организации: «Утята с мамой-уткой собрались  на речке, учились плавать, играли крылышками».

Проводились подвижные  игры: «К куклам в гости», «Через ручеек», «Поймай комара».

     На данном  этапе использовали совместное выполнение общеразвивающих упражнений с текстом, поощрение медальками с изображениями, соответствующими теме комплекса. Физическое воспитание в процессе организации общеразвивающих упражнений с текстом шло постепенно: вначале отрабатывали движения персонажей поочередное поднимание рук, повороты, наклоны, ходьба на месте, приседания, прыжки. Затем вслушиваясь в текст, под который выполнялось каждое движение.

«Машенька»

Поднимание рук вверх-«Потянулась  Машенька, к зеркалу рукой». Повороты- «Кто, кто в этой комнате живет».наклоны- «А Маша ни боится ни кошки, ни щегла». Наклоны лежа на спине, руки вверх-«Это Машенька проснулась, м откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала». Поочередное поднимание ног- «Она дошла до стула, немножко отдохнула. Постояла у стола, и опять вперед пошла». Прыжки - «Скачет Машенька, весело и ловко, на своей скакалке».

«Новая кукла»

Поднимание рук - «Раз, два, три, четыре - куклу новую купили». Поворот – «Вот такую небольшую куклу Таню озорную». Наклоны – «Эта кукла не игрушка, а ребенок и подружка». Приседания – «Капризуля, баловница – с ней придется повозиться». Прыжки – «Кукла прыгала по лужам, пропустила вкусный ужин».

     Соединение  каждого движения в комплексе,  оценка выполнения:

«Ты самая красивая кукла», «У Танечки самые красивые крылышки», «Самая ровная спинка у утенка Вовы».

     Перед проведением  утренней гимнастики в часы  утреннего приема; дневной и вечерней прогулки организовывались подвижные игры: «Утка и утята», «К куклам в гости» во время которых был осуществлен показ оборудования – ободок с изображением уточки, куклы. Важное место при организации утренней гимнастики с текстом занимало произнесение текста так, чтобы детям захотелось выполнять упражнения и проговаривать текст с воспитателем. Для поддержания интереса к общеразвивающим упражнениям использовали сравнения: «Плывет, как уточка», «Покажем, какую куклу Таню купили», «Прыгаем высоко, как Машенька». Использовали поощрение: «Молодец, Света присела низко, как настоящий утенок». Использовали напоминание: «Не забывайте, Машенька прыгает через скакалку высоко, приземлятся на носочки», «Спинка у утеночка ровная», «Кукла Таня наклоняется низко, пальчиками достает до пола».

     При показе  общеразвивающего упражнения комментировалась  последовательность правильного  выполнения: «Подняли крылья. Крылья у уточки прямые, пальчики прямые». Использовались вопросы: «Как уточки умеют плавать? Как куклу можно покачать? Как Машенька прыгает? Какие сапожки принесли Мухе-Цокотухе?»

     На третьем  этапе практической работы осуществлялось физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом, проходило постепенно в течение утреннего приема, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, при чтении сказок «Репка», «Колобок», «Заяц-хваста» (см. приложение №4). В подвижных играх отрабатывали упражнения с текстом. В игре «Часы» наклоняли голову в стороны: «Тик и так, тик итак». Наклоняемся в стороны: «Нам часы стучат вот так». Шагаем на месте: «Нам часы повесили». Приседаем: «Сразу стало весело». В игре «Веселые ребята» ребята топают ногами: «Мы топаем ногами». Ребята хлопают в ладоши: «Мы хлопаем руками». Ребята наклоняют голову вперед: «Кивают головой». Ребята поднимают руки вверх и опускают: «Мы руки поднимем, мы руки опускаем». Ребята поднимают руки перед собой: «Мы руки подаем».

     На физкультурных  досугах, где приходит Петрушка  дети демонстрируют различное  упражнение, которые научились выполнять  на утренней гимнастике; прыгать как зайчики,, шагать, как веселые ребята; красиво летать как самолеты; быть ловким, как лисичка. Такая форма предоставляет возможность каждому ребенку развивать свои способности и проявлять их в движениях. Применение простых, но в то же время разнообразных упражнений, не предъявляющих больших требований к технике, способствует владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность более технически правильно выполнить движение.

     На родительском  собрании на тему: «Значение утренней гимнастики с текстом для детей младшего дошкольного возраста» (см. приложение №5) обосновывалась значимость утренней гимнастики с текстом для укрепления здоровья младших дошкольников. Во второй части родительского собрания демонстрировался фрагмент утренней гимнастики с текстом. В третьей части было проведено анкетирование на тему: «Важность утренней гимнастики с текстом для детей младшего дошкольного возраста».

     Таким образом,  проведенная работа способствовала  физическому воспитанию детей  младшего дошкольного возраста  в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические  рекомендации

  1. Выбор комплексов утренней гимнастики с текстом осуществлять на основе рабочей программы обучения и воспитания детей с учетом возраста, физических возможностей детей.
  2. Определить последовательность разучивания комплексов утренней гимнастики с текстом.
  3. Осуществлять предварительную работу по обучению детей общеразвивающим упражнениям до ввода их в утреннюю гимнастику с текстом.
  4. Включать ежедневно в план воспитательной работы индивидуальную и групповую работу, подвижные игры по закреплению общеразвивающих упражнений с текстом: в часы утреннего приема, на прогулке, в физкультурном досуге, на занятии.
  5. Привлекать родителей, специалиста-физинструктора к работе по закреплению и совершенствованию общеразвивающих упражнений с текстом с детьми посредством обучения на занятии, в подвижных играх, досугах, гимнастике.
  6. Подготовить необходимое оборудование: ободки, элементы костюмов, стимулирующие предметы, иллюстрации.
  7. Выпустить сборник методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений.

книга реал.doc

— 175.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прил.2.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

титул. книга.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста