Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом.
Учитывая цель исследования, сформировали следующие задачи:
1. Изучить значение утренней гимнастики с текстом в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста.
2. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста согласно выделенным этапов работы по физическому воспитанию.

Содержание

Введение с. 3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы .
Значения утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста в оздоровлении ребенка. с. 6-14
Из истории утренней гимнастики. с. 15-21
Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста. с. 22-34
Вывод по первой главе. с. 35
Глава 2. Практическая работа по проведению утренней гимнастики
с текстом с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель, задачи и этапы практической работы. с.36-37
Этапность работы в процессе организации утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста. с. 38-43
Методические рекомендации. с. 44
Вывод по второй главе. с. 45
Заключение. с. 46
Список использованной литературы.

Работа содержит 5 файлов

1.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Когда дети построили круг, воспитатель дает название комплекса: «Сейчас мы будем с вами медвежатами». Затем дается название упражнения. Упражнения, входящие в утреннюю гимнастику с текстом должны быть доступными детям, соответствовать особенностям их развития. Упражнения подбираются достаточно простые, чтобы детям не приходилось затрачивать много усилий для осознания и усвоения их. Упражнения даются для разных групп мышц. Такие упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни группы мышц включаются в работу, а другие отдыхают.

     Упражнения, входящие в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразны и  охватывать по преимуществу основные  группы мышц (плечевого пояса,  живота и спины). Движения для  мелких мышц не даются самостоятельно, а включаются в упражнения с охватом крупных мышечных групп.

     Надо следить  за тем, чтобы упражнения не  создавали чрезмерной нагрузки  и не вызывали утомления. Следует  избегать односторонних и особенно  статических положений, то есть таких, при которых все тело или отдельные его части остаются длительное время в одном положении. При статических положениях нарушается приток крови к мышцам и костям.

     Упражнения  могут быть имитационные, образные. Такие упражнения воспроизводят  движения животных, машин, трудовые процессы, хорошо знакомые детям и так далее. Умелое использование имитационных упражнений вносит в гимнастику элемент занимательности, эмоционального подъема, разнообразие.

     Воспитатель  с детьми, может заменять одни упражнения другими, но такими, которые охватывали бы те же группы мышц.

     Ведущим  принципом отбора упражнений  является известный принцип: «Не навреди».

      Каждое  упражнение выполняется 6-7 раз.  При первом выполнении упражнения  воспитатель комментирует: «Подняли  руки, руки прямые, локти не сгибаем, пальчики вместе, опустили, молодцы ребята». При последующем выполнении воспитатель читает текст (стихотворение): «Медвежонок поднял лапку, достал с полки шоколадку». После каждого упражнения должна быть небольшая пауза (5-10с) для отдыха и урегулирования дыхания. В конце каждого упражнения следует положительный анализ.

     Существуют  основные принципы при подборе  упражнений:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню развития, биологической зрелости и здоровью.
  2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами: бег в совокупности с контрастными воздушными ваннами, проведение утренней гимнастики босиком (полы без ковровых покрытий).
  3. Обязательное включение в комплекс элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардио-респираторной системы, таких, как медленный бег, ходьба, приседания.
  4. Осмотр детей на предмет выявления нарушения осанки; введение в утреннюю гимнастику упражнений для укрепления мышечного каркаса спины, профилактики сутулости, сколиозов.
  5. Ведущим принципом отбора разнообразных упражнений является известный принцип: «Не навреди».

     Чтобы гимнастика  не утратила своего оздоровительного значения необходимо обращать внимание, чтобы дети правильно принимали исходное положение, то есть положение влияет на правильность выполнения движений и общую устойчивость тела. В утренней гимнастике употребляются следующие исходные положения:

   Исходное положение всего тела – стоя, сидя.

    Исходное положение  для ног. Наиболее правильной, легкой и доступной для детей является стойка, при которой ноги расставлены на ширине плеч, при чем ступни ставятся параллельно друг другу. Эта стойка способствует предупреждению плоскостопия. Употребляется при упражнениях для верхних конечностей и для туловища.

     При стойке  ноги врозь с поворотом носков  в стороны тяжесть тела падает, главным образом, на внутренний свод стопы, что может привести к плоскостопию.

     Когда детям дается стойка на ширине плеч, сам воспитатель расставляет ноги несколько уже своих плеч, так как дети, подражая воспитателю, расширяют свои ноги слишком широко и в результате получается стойка, неудобная для детей. Стойка, когда пятки поставлены вместе, а носки слегка разведены, употребляется как организующий момент перед началом проведения физических упражнений, при некоторых упражнениях для мышц живота и спины.

     Исходные  положения для рук. Они даются в порядке нарастающей трудности и могут принимать такие формы:

  1. Руки опущены вниз. Руки свободно висят по сторонам тела, ладони обращены к ногам, плечи отведены слегка назад.
  2. Руки за спину. Руки свободно лежат за спиной, кисть одной руки держит кисть другой.
  3. Руки на поясе. Обе руки согнуты в локтях, находятся на поясе, четыре пальца, прижатые один к другому, направлены вперед, а большой палец – назад. Локти и плечи отведены немного назад, лопатки сомкнуты. Кисти рук с предплечьем образуют одну прямую линию, а не опущены вниз.
  4. Руки согнуты в локтях, отведены назад. Обе руки согнуты в локтях, отведены назад так, чтобы предплечья были горизонтальны. Пальцы сжаты в кулаки. Плечи отведены назад, лопатки сомкнуты.
  5. Выпрямленные руки отведены назад и находятся на расстоянии плеч. Пальцы прижаты друг к другу, ладони обращены друг к другу, лопатки сомкнуты.
  6. Руки перед грудью. Руки согнуты в локтях, кисти рук находятся перед грудью, немного ниже плеч.
  7. Руки в стороны. Руки подняты в стороны на высоту плеч и отведены назад. Лопатки сомкнуты.
  8. Руки вверх. Руки вытянуты вверх шире плеч, ладони обращены друг к другу или вперед.

     Исходные положения разнообразны. Переход от одного исходного положения в другое осуществляется последовательно, в несколько этапов. Так, если детей нужно перевести из положения стоя в положение лежа, им предлагают сначала поставить ноги поближе друг к другу и, опускаясь плавно сесть, лишь затем лечь. Если дети хорошо подготовлены, можно предложить им скрестить ноги, а потом сесть. Для перехода из положения стоя в положение стоя на коленях требуется, чтобы сначала малыши присели и затем, плавно опускаясь (не отбивая колени), заняли требуемое исходное положение.

     Если дети  выполняют общеразвивающие упражнения  в положении – стоя, то, как  правило, используются две позиции  ног: на ширине ступни ( «узкая дорожка»-встали как я) и на ширине плеч ( «широкая дорожка»-встали как я).

     Упражнения  из положения лежа лучше показывать  с помощью наиболее подготовленного  ребенка. Иногда бывает целесообразно  разучить с ним упражнение  заранее. Например: поочередное поднимание ног. «Сам лежал на дне часами, шевелил во сне усами». Младшим дошкольникам не рекомендуется часто давать стойку ноги врозь, так как это отрицательно сказывается на формировании свода стопы (может привести к уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными ступнями (на ширине 4-5см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.

     После проведения основной части следует третья, заключительная часть. В нее может быть включена спокойная ходьба или релаксация. Чем заканчивается утренняя гимнастика с текстом. Во время ходьбы воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети не спешили, спину держали ровно и дышали носом. Затем воспитатель ведет детей к линии, с которой начиналась гимнастика, останавливает детей и говорит: «Ребята, гимнастика окончена».

     Дыхание у детей, ввиду особого строения органов дыхания, отличается от этого процесса у взрослого. Дыхание у детей не глубокое, поверхностное, но частое. Потребность в кислороде при движениях сильно возрастает. У взрослых она удовлетворяется за счет углубления дыхания. Благодаря частоте дыхания, вентиляция легких у детей происходит значительно лучше, чем у взрослых.

     С дошкольного  возраста надо приучать детей  дышать через нос. При дыхании  через нос воздух, проходя через  узкие каналы носа, согревается,  очищается от пыли благодаря  ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплый и чистый. При дыхании через рот главная дыхательная мышца слабо работает, грудная клетка, сердце, легкие плохо развиваются, жизненная емкость легких обычно бывает низкой. Поэтому совершенно неправильно мнение о том, что при дыхании через рот человек глубже дышит, чем через нос.  Если ребенок начинает дышать не через нос, а через рот, особенно во время бега, то это является для воспитателя сигналом, что ребенок получил достаточную физиологическую нагрузку и ее надо снизить, то есть перейти с бега на ходьбу.

     Первая  задача воспитателя - научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Воспитатель должен обращать внимание детей на момент выдоха, а не вдоха. В этих целях гимнастические упражнения можно сопровождать звуками или словами, соответствовать образу упражнения.

     Другая  задача воспитателя при проведении  движений - научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать движение своих дыхательных мышц. Такое экономичное расходование воздуха, имеет большое значение в речи и особенно в пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается для произнесения звуков.

     Упражнения  можно проводить в двух темпах - медленном и быстром. Для регулирования дыхания необходимо также, чтобы темп движения детей соответствовать темпу их дыхания.

     Гимнастика должна проводиться каждым воспитателем в своей группе. Так же, как и все другие разделы педагогической работы, она требует от воспитателя определенной подготовки. Одним из путей решения задач по оздоровлению детей является улучшение профессионального мастерства педагогов. Но работа по самообразованию без должного руководства не для всех будет полезной. Поэтому рекомендуется не только делать тематические подборки, индивидуальный отбор литературы, но и организовывать коллективное обсуждение изученного материала. Это поможет педагогам применить полученные методические знания на практике в условиях своего учреждения, группы, учитывая контингент детей.

     Задачи  физического воспитания детей  должны осуществляться людьми, знающими  методику, умеющими нести заряд  бодрости.

     Здоровый, веселый, улыбающийся, ласковый педагог, умеющий создать обстановку взаимного понимания и доверия - залог успешной работы. Неподготовленный воспитатель не сумеет правильно проводить утреннюю гимнастику.

     Воспитатель  должен:

- Создать положительный  эмоциональный настрой в процессе  двигательной деятельности –  это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

- Уметь подобрать необходимые  речитативы, стихи, потешки, которые воздействуют на детей не только своим смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью.

- Слово не должно быть сухим, оно должно быть образным, должно будить мысль и фантазию, которые находят отражение в движениях, влияют на их качество.

- Должен всячески поощрять  даже незначительные успехи в  освоении новых движений, хвалить  ребенка в разговоре между собой в его присутствии и побуждать его к новым успехам.

- Должен знать, какую  нагрузку следует давать детям  при выполнении того или иного  движения, ориентируясь на возможности  детей.

- Следует знать о  возможных отклонениях в двигательном  развитии детей и стоящими в связи с этим задачами воспитания.

-Использовать дифференцированный  подход к детям. Не следует настаивать на том, чтобы все дети обязательно участвовали в выполнении упражнений. Через некоторое время утренняя гимнастика станет привычкой, и малыши будут включаться в нее без лишних напоминаний.

- Помнить, что гимнастика-это  не только физкультурное мероприятие, но и специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей.

- Никакой заорганизованности, строгих правил и требований  дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений!

- Если в детском саду имеется музыкальный руководитель с достаточной подготовкой по физическому воспитанию, он должен помогать воспитателю в проведении гимнастики.

     Таким образом, утренняя гимнастика с текстом и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогает успешнее решать задачи физического воспитания. Упражнения входящую в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразны и охватывать по преимуществу основные группы крупных мышц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

    Итак, проведенные  теоретические исследования, позволяют  нам прийти к следующим выводам:

  1. Утренняя гимнастика имеет большое значение во всестороннем  развитии ребенка. Влияет на все стороны и системы его организма. ОРУ с текстом занимают значительное место в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста и применяются в различных формах физического воспитания.
  2. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различной форме как действительное средство оздоровления организма, предупреждая множество заболеваний, продление жизни.
  3. Утренняя гимнастика с текстом и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогает успешнее решать задачи физического воспитания. Упражнения входящую в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразны и охватывать по преимуществу основные группы крупных мышц.

 

 

книга реал.doc

— 175.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прил.2.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

титул. книга.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста