Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:36, дипломная работа
Цель исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом.
Учитывая цель исследования, сформировали следующие задачи:
1. Изучить значение утренней гимнастики с текстом в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста.
2. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста согласно выделенным этапов работы по физическому воспитанию.
Введение с. 3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы .
Значения утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста в оздоровлении ребенка. с. 6-14
Из истории утренней гимнастики. с. 15-21
Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста. с. 22-34
Вывод по первой главе. с. 35
Глава 2. Практическая работа по проведению утренней гимнастики
с текстом с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель, задачи и этапы практической работы. с.36-37
Этапность работы в процессе организации утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста. с. 38-43
Методические рекомендации. с. 44
Вывод по второй главе. с. 45
Заключение. с. 46
Список использованной литературы.
Введение
Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема охраны и укрепления здоровья выделена как приоритетная. В качестве стратегической цели модернизации образования определена ориентация на здоровьесберегающие технологии, воспитание потребности в сохранении и обеспечении здоровья как ценности.
В настоящее время существуют многочисленные данные, свидетельствующие о наличии неутешительных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают, что уже в дошкольном возрасте около 2/з детей имеют различные патологии и отклонения в здоровье.
Необходимость поиска эффективных путей оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость, так как более 50% детского населения воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях.
В материалах Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» отмечается, что главной задачей ДОУ является выработка у детей разумного отношения к своему организму, научение вести здоровый образ жизни с раннего детства.
В последнее время в ДОУ стало заметно, что дети не стремятся к двигательной активности, не хотят заниматься гимнастикой. Одной из причин отсутствия интереса к движению является то, что детям зачастую предлагают в утренней гимнастике одни и те же виды бега, ходьбы, обще развивающих упражнений. Второй причиной отсутствия интереса к выполнению утренней гимнастики является низкая двигательная активность, недостаточно высокая физическая нагрузка, которая не позволяет младшим дошкольникам удовлетворять свою потребность в движении.
Сегодня нужна многофункциональная система, включающая в себя развитие всех физических качеств человека, интеллектуальное и духовное развитие, воспитание характера, уверенности в своих силах. Необходимо, чтобы эта система имела значительный оздоровительный потенциал, обеспечивающий гармоничное развитие личности. К такой многофункциональной системе относится гимнастика с текстом. Гимнастика способствует развитию уверенности в себе, в своих силах, влияет на укрепление мышечной системы, улучшает подвижность суставов, совершенствует координацию движений, повышает сосудистый тонус, стимулирует деятельность внутренних органов, воспитывает в целом всесторонне развитого человека.
Исследование теории использования утренней гимнастики с текстом как средство развития интереса к физической культуре посвящены работы Т.Н. Киреевой, К.М. Барского, A.M. Подщеколдина, Е.Б. Чертовских, В.И. Глебова, Т.М. Брыкова, Т.Н. Музрукова, М.А. Чернышева.
Цель исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом.
Учитывая цель исследования, сформировали следующие задачи:
1. Изучить значение утренней гимнастики с текстом в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста.
2. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста согласно выделенным этапов работы по физическому воспитанию.
3. Организовать апробацию этапов проведения утренней гимнастики с текстом.
4. Сформулировать методические рекомендации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что этапность работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом может помочь воспитателям в совершенствовании педагогического процесса по формированию физических качеств детей и укреплению их здоровья.
Глава 1. Теоретические основы проблемы.
1.1.Значение утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста
В данном параграфе, мы рассматриваем как в общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств (Осокина Т.И. (21) ).
Утренняя гимнастика- это система специально подобранных физических упражнений, при выполнении которых ребенок развивается всесторонним. Утренняя гимнастика способствует формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С помощью физических упражнений, входящих в утреннюю гимнастику, развиваются и укрепляются крупные группы мышц: плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления, они содействуют развитию также психофизических качеств ребенка.
По мнению Степаненковой Э.Я.(23) гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движением красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств таких как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость, формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекции различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста. Сама по себе она является ценным средством оздоровления и воспитания детей. Ее основная задача – привести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать выпрямлению позвоночника.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся сильно возбужденных детей, успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после гимнастики дети уравновешены, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейший деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Губерт К.Д. (7) придерживается мнения, что основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения амплитуды, правильной экскурсии в суставах, что при систематической тренировке закрепляется как сложный условный рефлекс и используется в жизни.
Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие качества статических и динамических функций (ползание, сидение, ходьба, стояние ), на воспитание ритмичности в широком значении, то есть в смысле пластичности и экономии энергии, обеспечивает меньшую утомляемость.
Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в том, что она проводится ежедневно, в определенное время и в гигиенической обстановке.
Ежедневное проведение соответственно подобранных упражнений для слабых мышц (мышц плечевого пояса, спины и живота) способствует выработке у детей правильной осанки, предупреждению возможности образования некоторых изменений в осанке детей (сутуловатости, боковых искривлений позвоночника), которые могут появиться у них вследствие слабости мышц, при наличии несоответствующей росту детей мебели и тому подобное. Поэтому воспитатель должен тщательно следить за правильным положением у детей корпуса и головы.
Утренняя гимнастика положительно влияет на физиологические процессы в организме. В результате регулярного проведения утренней гимнастики у детей улучшается процесс обмена веществ, кровообращение, учащается дыхание. Гимнастика создает бодрое настроение и благоприятно влияет на их нервно-психическую деятельность, поднимает жизненный тонус.
Воспитательное значение утренней гимнастики заключается в том, что она прививает детям гигиенические навыки (делать упражнения при открытых фрамугах, после гимнастики проводить водные процедуры), приучает к определенному режиму (делать физические упражнения по утрам ежедневно), воспитывает целый ряд положительных качеств, так необходимых им в условиях коллективной жизни (выдержку, внимание, дисциплинированность, умение согласованно действовать в коллективе).
Немецкий педагог Роза Деметр предусматривает то, что включая в гимнастику упражнения для детей младшего дошкольного возраста, что необходимо прежде всего исходить из психологии самих детей, их фантазии и воображения. Ее слова подтверждаются тем, что включение в утреннюю гимнастику загадок, считалок, поговорок способствует желанию представить в воображении и показать в движении услышанное.
Утренняя
гимнастика является
Утренняя гимнастика может проводиться в различных комплексах и позволяет точно дозировать физическую нагрузку в соответствии с возрастом и степенью подготовленности занимающихся. Гимнастика предполагает расположение ОРУ в определенной последовательности, чтобы они поочередно оказывали воздействие на все группы мышц, на строение и функции организма детей.
Утренняя гимнастика играет важную роль в формировании правильной осанки, что имеет большое значение для физического развития дошкольников. Этому способствует: во-первых, гимнастический стиль выполнения ОРУ и требования к фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях, что позволяет формировать у детей правильную осанку и мышечно-двигательные представления о ней. Во-вторых, под влиянием систематического применения утренней гимнастики с текстом происходит своевременное равномерное развитие мышечной и костной систем, суставно-связочного аппарата, увеличивается подвижность в суставах и эластичность мышц и связок. В-третьих, в процессе выполнения ОРУ, входящих в утреннюю гимнастику, наиболее эффективным является глубокое, нечастое напряженное дыхание. При этом воздух доходит до альвеол, легочная ткань хорошо вентилируется, дыхательные мышцы работают экономично, успевает восстанавливаться их работоспособность. В спокойном состоянии и при небольшой нагрузке является нормальным носовое дыхание, при котором воздух согревается, очищается от пыли, микробов. Кроме того, оно возбуждает нервные окончания в носовых пазухах, происходит настройка всего дыхательного аппарата на дыхание (носолегочный рефлекс), повышается тонус коры головного мозга, что способствует ее развитию.
При значительной физической нагрузке ее легочная вентиляция увеличивается во много раз, проходимость носовых ходов становится недостаточной. В этих случаях вдох делается через нос, а выдох через нос и рот или вдох и выдох через нос и рот одновременно.
Активность газообмена в легких определяет ряд факторов:
В гимнастике упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, является дыхательными. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает легочную ткань и таким образом способствует глубокому, полноценному дыхание. У ребенка дыхательные мышцы, так же как и вся мышечная сила, силой не отличаются, их надо развивать. В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания.
Сила дыхательных
мышц возрастает в упражнениях,
Утренняя
гимнастика положительно
При организации утренней гимнастики в процессе выполнения упражнений в мышечной ткани увеличивается содержание сократительных белков: актина, миозина, актомиозина; повышается количество гемоглобина, возрастает кислородная емкость мышц и интенсивность окислительных процессов. Морфологические и биохимические изменения в работающих мышцах вызывает функциональные сдвиги - все это способствует приросту гибкости. Многие ОРУ можно проводить с текстом - стихами, поговорками, загадками. Они не только воспринимаются детьми как часть игры и позволяют многократно повторять одни и те же упражнения, поддерживая к ним интерес (Кенеман А.В., Хухлаева Д.В.(11)), но и способствуют развитию фантазии и воображения детей.