Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом.
Учитывая цель исследования, сформировали следующие задачи:
1. Изучить значение утренней гимнастики с текстом в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста.
2. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста согласно выделенным этапов работы по физическому воспитанию.

Содержание

Введение с. 3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы .
Значения утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста в оздоровлении ребенка. с. 6-14
Из истории утренней гимнастики. с. 15-21
Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста. с. 22-34
Вывод по первой главе. с. 35
Глава 2. Практическая работа по проведению утренней гимнастики
с текстом с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель, задачи и этапы практической работы. с.36-37
Этапность работы в процессе организации утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста. с. 38-43
Методические рекомендации. с. 44
Вывод по второй главе. с. 45
Заключение. с. 46
Список использованной литературы.

Работа содержит 5 файлов

1.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Назаренко Л.Д. в своих исследованиях выявила, что при утренней гимнастики у детей укрепляется сердечно-сосудистая система. Высокий функциональный уровень работы сердца определяется сильным, медленным его сокращением и расслаблением (более редким пульсом), а также строгой определенностью в чередовании этих процессов, что создает благоприятные условия для питания сердечной мышцы, ее кровоснабжения, состояния нервной регуляции, интенсивности выполняемой работы.

     Сердце - тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение утренней гимнастики с текстом положительно сказывается на функции сердца, так как при этом нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется.

     Напряжение  ритмично чередуется с расслаблением  или паузами отдыха. В результате  сердечная мышца становится сильной, ровнее и реже ритм, точнее осуществляется перестройка работы сердца ребенка, являются неполное развитие мышечного аппарата и неравномерность сердечных сокращений, связанные с несовершенной нервной регуляцией. Поэтому при проведении утренней гимнастики нужно с большей осторожностью увеличивать нагрузки, в процессе некоторых упражнений давать паузы для отдыха, дозировку упражнений продолжительное время сохранять неизменной, увеличивать ее понемногу.

     Ударный  объем сердца по мере роста ребенка быстро возрастает, развитие центрального и периферического нервного аппарата сердца отличается высокими темпами и в 2-3 года жизни ребенка находится в полном развитии. Необходимо отметить, что утренняя гимнастика оказывает непосредственное влияние, как на развитие двигательной функции, так и на психическое развитие ребенка.

     В процессе  разучивания и выполнения утренней  гимнастики у детей совершенствуются  различные виды восприятия. Зрительные  восприятия создают образ движения  в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Использование утренней гимнастики с текстом содействует развитию способности к импровизации, познанию повадок диких и домашних животных, птиц; явлений природы; профессий человека, в общем - познанию окружающего мира.                                          

       ОРУ с текстом занимают значительное место в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста и применяются в различных формах физического воспитания: прежде всего в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня (утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, физкультминутках); в процессе учебной работы (занятий по физической культуре); мероприятий активного отдыха (физкультурных досугах, физкультурных праздниках, дней здоровья), а также секционной работы.

     Исследования И. Дзержинской, а так же, как и М. Палавандшвили, Н. Ветлугиной доказывают, что утреннюю гимнастику невозможно проводить без какого-либо музыкального сопровождения.

     Советский педагог Н. А. Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движения, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание».

     Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) — одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.

     Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служат сигналами к остановке или смене движения и тому подобное.

     Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует, согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся; повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

     Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служат сигналами к остановке или смене движения и тому подобное.

     Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует, согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся; повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме. (Осокина Т.И.,(21))

      Таким образом, утренняя гимнастика имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка. Влияет на все стороны и системы его организма. ОРУ с текстом занимают значительное место в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста и применяются в различных формах физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Из истории утренней гимнастики.

   Для большей доказательности вышеизложенных сведений мы бы хотели отметить историю появления и становления гимнастики, что еще больше подтвердит её значительную ценность.

     Гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в наше время система гимнастических упражнений (применялись у всех) индейских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян и евреев и других. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозных - обрядовых церемоний.

     Содержание, задачи и развитие гимнастики на разных исторических этапах определялись экономическим строем и культурой общества. Наиболее высокий уровень развития гимнастка получила в Древней Греции в период от 776 года до н.э. до 394 года н.э. Греки открыли ее воспитательное свойство и сделали гимнастику источником античной красоты. Они ввели систематические занятия молодежи физическими упражнениями как государственную повинность и достигли благодаря этому высокой совершенности не только тела, но и духовного развития человека. Однако забота о всестороннем развитии касалась только людей, относящихся к господствующим классам.           Термин «гимнастика» впервые появился у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в VIII в. до н.э. Само слово «гимнастика» происходит от греческого «гимнос» - обнаженный; древние греки выполняли физические упражнения обнаженными. Они приемники весьма разнообразных физических упражнений: бег, прыжки, кулачный бой, плавание, борьбу, метание; упражнения со снарядами, с палками, мячами, прыжки со скакалкой; упражнения на деревянном коне и другие. В дальнейшем в школе верховой езды (на деревянном коне) римские воины изучали сложные приемы верховой езды, о чем пишет римский историк Флавий Вегеций (IV в. н.э.). Определенная часть упражнений военно-прикладного характера послужила фундаментом, на базе которого позже развились упражнения на коне, которые представлены в современной гимнастике. Римляне так же применяли деревянные лестницы и другие сооружения, с помощью которых учились преодолевать препятствия и штурмовать укрепления.

     Дальнейшее развитие гимнастики характеризуется конкретизацией задач, стоящих перед ней: появляются новые снаряды, такие как перекладина, брусья, шесты для лазанья, трапеции и др. Постепенно борьба, кулачный бой выделились в самостоятельные виды. Бег, прыжки, метания были объединены и стали называться — легкой атлетикой.

     В середине века господствующие классы отвергли античную культуру. Занятия гимнастикой стали носить узкий практический характер: готовить рыцарей, которые стремились лишь к развитию грубой физической силы. Все это привело к тому, что первоначальное значение гимнастики — «быть здоровым, сильным и красивым» - это все было передано полному забвению. В раннем средневековье христианство учило заботиться только о спасении души, тело предлагалось подавлять как пристанище дьявола.

     Первые попытки гуманистов (Витторино да Фельтре и др.) возродить значение гимнастики как средства всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Однако в XV столетии, благодаря изучению античной культуры, снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание на ряду с умственным. Представители позднего гуманизма Филельфю, Меркуриалис и другие, отбрасывая принцип религиозно-схоластического  воспитания   и  обучения,  указывали,   что  гимнастика должна содействовать всестороннему воспитанию человека.

     Иероним Меркуриалис в своем труде «Об искусстве гимнастики» подробно описал все виды упражнений того времени, систематизировал их и разделил на 3 вида: военную, лечебную и атлетическую. Как врач по специальности, Меркуриалис особое значение предавал лечебной гимнастике, так как она укрепляет здоровье человека. Военную гимнастику он ставил на второе место по ценности, а третий вид, атлетическую, подвергал критике. Меркуриалис считается одним из первых теоретиков оздоровительно-гигиенического направления в гимнастике. В то же время развивалось другое направление - атлетическое, целью которого было развитие силы и ловкости с помощью овладения сложной техники движений на коне, а так же акробатических упражнений. В 1599 г. известный французский акробат А. Тюкарро опубликовал первое руководство по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Акробатика пользовалась большой популярностью. На городских и деревенских праздниках часто выступали акробаты, канатоходцы, прыгуны. Иногда эти выступления носили соревновательный характер. На одной из гравюр того времени изображена пирамида в шесть этажей, построенная из 18 человек. Профессиональная акробатика, широко распространенная в то время, оказала большое влияние на развитие гимнастики.

      По исследованиям Степаненковой Э.Я. (23), с развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые затем стали применяться в физическом воспитании как упражнения. Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта и другие).

     По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие - простым народом. Это способствовало оформлению, с одной стороны, народной физической культуры, а с другой стороны - физической культуры, распространенной среды привилегированных слоев общества.

     Значительное развитие физическое воспитание в России получило только в период царствования Петра 1. Он впервые ввел обязательное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре 1 физическое воспитание стало носить государственный характер.

     Содержание народных физических упражнений было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями. Практически у всех национальностей, населявших нашу страну, культивировались свои виды физических упражнений.    Так, в свое время

Н. А. Добролюбов писал: «Жаль, что никто из поклонников национальной немецкой гимнастики: «....не съездит к нам в Киргизские степи или Башкирию. Там гимнастика процветает; своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шесты и бегом взапуски повторяются периодически». 

     Прогрессивные идеи просветителей побудили Екатерину II к ряду реформ в области образования, в том числе физического воспитания (оно было введено в воспитательных домах, в армии). Однако идея дисциплинарной, военной направленности при организации физического воспитания оставалась. Крупные военачальники пытались внести изменения в физическое воспитание юношества. Заменить муштру более демократическими методами. Например, А.В. Суворов первым ввел для солдат утреннюю зарядку, бег, строевые упражнения, походы и так далее. В основу физического воспитания воинов им был положен принцип: «Утомлять тело свое, чтобы укрепить оное больше».

     Огромный  вклад в развитие теории физического  воспитания внес русский педагог,  анатом и врач П. Ф. Лесгафт  (1837-1909). Его творческая научная  деятельность относится к концу 19 века – началу 20 века. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. В своих анатомо-физиологических исследованиях продемонстрировал существование неразрывной связи между физическим и духовным развитием, поэтому он рассматривал физическое воспитание как полноправную и необходимую часть общего образования, на базе которого только и можно построить научную систему умственного и нравственного развития ребенка. (Кожухова Н.Н.., (15))

книга реал.doc

— 175.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прил.2.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

титул. книга.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста