Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 00:36, статья

Описание работы

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании

Работа содержит 1 файл

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики  

Кулешова Марина Владимировна, учитель физики  

Статья отнесена к разделу: Преподавание физики  

При организации  учебного процесса, приходится учитывать  основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).  

Это связано  с дифференцированным подходом и  выбором соответствующего стиля  взаимодействия педагогов с учащимися. Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности [4. стр. 1].  

При работе в  школе приходится сталкиваться с  индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Г. К. Селевко говоря, что все дети "очень различны по своим психологическим данным", выделяет следующие группы детей школьного возраста: 

малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями); 

педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%); 

дети со средним  уровнем развития (обучаемость и  обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство  – 60 – 70%); 

способные, продвинутые  в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%); 

одаренные, или  талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут  справиться остальные; могут учиться  в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся). 

“Большие коррективы в эту структуру распределения  вносят уровень воспитанности детей, социальные условия микрорайона  и, наконец, конкретный состав учащихся школы." [3. стр.7]  

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому  ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня. 

Система работы, используемая мной на уроках, представлена в виде схемы: 

Блок-схема работы по технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики. 
 
 

Свою работу по технологии начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками. Это помогает правильно организовать работу учащихся на уроках, помочь им правильно выбрать уровень обучения. 

Далее идет выделение  учебного материала, отвечающего обязательному уровню усвоения по теме. Для этого можно использовать Обязательный минимум содержания образования, опубликованный в брошюрах “Оценка качества выпускников основной школы” и “Оценка качества выпускников средней (полной) школы”, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. Там же опубликованы требования к уровню подготовки учеников и образцы заданий для проверки уровня подготовки. На основании данного материала перечисляются и формулируются требования к знаниям и умениям учащихся на обязательном уровне (ОРО).  

Требования к  знаниям и умениям на более  высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который  дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе  учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач. 

Одновременно  со списком ОРО, готовится тренировочный  зачет по данной теме. Он включает в  себя задания, которые в обязательной его части проверяют, на сколько  хорошо усвоен ребятами обязательный уровень требований. Например, по теме “Электростатика ” дети должны знать закон сохранения электрического заряда. Для проверки предлагается определить заряд, который приобретет первоначально нейтральный шар, при соприкосновении с таким же, но имеющим заряд 4 Кл. 

Дополнительная часть теста проверяет усвоение учащимися более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Такие задания оцениваются в два и более баллов в тесте. Причем критерии оценки работы учащихся по бальной шкале обязательно приводятся в начале теста. 

Для отработки учебного материала, подбираются задания из учебника и задачника, по которым ведется работа по физике, заранее подбираются домашние задания по теме, которые вместе с требованиями включаются в общую таблицу. 

Для совместной деятельности ученика и учителя по данной технологии желательно, чтобы каждый ученик имел у себя постоянно перед глазами и список ОРО, и тренировочный зачет. Таким образом, реализуется один из принципов технологии – открытость.  

Пример 1. 

Список ОРО  по теме “Электростатика, 10 класс”.  

Задания даны по учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева  “Физика. 10”, 2000 г. и задачнику А.П.Рымкевича  “Физика. Задачник. 10 – 11”, 2000г.

№ 

Что нужно знать  по теме. 

Задания 

Параграфы 

№ в тесте 

1. Знать строение атома, что такое элементарные частицы, какой заряд называется элементарным и чему он равен.    

32 

1 

2. Уметь объяснять электризацию тел и обнаруживать ее. 

Упр.7(1) 

33 

2 

3. Знать и уметь применять закон сохранения электрического заряда.    

34 

3 

4. Знать и уметь применять закон Кулона. 

Упр.7(5), 677, 678, 685 

35,36 

4 

5. Знать понятие электрического поля и его основных свойств. 

Упр.8(2) 

38 

5 

6. Знать определение напряженности поля, формулы для ее расчета и уметь применять их при решении задач. Знать определение линий напряженности поля, уметь определять их направление. Уметь использовать при решении задач принцип суперпозиции.  

694, 696, 697 (б) 

39,40 

6, 7 

7. Знать как ведут себя проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Знать понятие поляризации, уметь объяснять понятие электростатической защиты и физического смысла диэлектрической проницаемости среды. 

704, 705, 706, 720, 723 

41, 43,44 

9 

8. Уметь определять энергию и работу электростатического поля, если в него помещен электрический заряд.  

727, 728, 731 

45 

8, 10 

9. Знать понятие потенциала электростатического поля, его связь с напряжением. Уметь применять эти знания при решении задач.  

729, упр. 8(6) 

46 

11 

10. Знать и уметь применять при решении задач связь напряженности электрического поля с разностью потенциалов. Уметь применять свойства эквипотенциальных поверхностей. 

740, упр.8(7) 

47 

8,12 

11. Знать определение электроемкости, формулы для ее расчета, уметь применять их при решении задач. Уметь обозначать на электрической схеме конденсатор. Знать определение конденсатора. 

748, 749 

49, 50 

13, 14 

12. Знать и уметь применять формулы для расчета энергии электростатического поля. 

762 

51 

15 
 

Что можно знать  по теме:

Уметь объяснять  результаты опыта Иоффе-Милликена.

Знать основные особенности теорий близкодействия и действия на расстоянии.

Знать, как определяется напряженность поля заряженного  шара, сферы, бесконечной пластины.

Знать понятие  поверхностной плотности заряда, уметь ее рассчитывать. Уметь объяснять  распределение зарядов тел при  их соприкосновении и затем удалении друг от друга.

Знать, что такое  электрический диполь, какие виды диэлектриков существуют, и чем это  объясняется.

Знать типы конденсаторов  и уметь рассчитывать их электрическую  емкость по площади, расстоянию между  пластинами и диэлектрическую проницаемость среды.

Уметь рассчитывать общую емкость двух и более  конденсаторов, соединенных параллельно, последовательно.

Знать физический смысл понятия плотности энергии, уметь рассчитывать плотность энергии  электрического поля.  

Задачи дополнительного уровня. 

II. 679, 681, 687, 701, 709, 737, 741, 755. 

III. 690, 691, 688, упр.8(1), 713, 738, 742, 756, 763.  

Пример 2. 

Тренировочный зачет по теме “Электростатика”. 10 класс.

Отметка 

“3” 

“4” 

“5” 

Обязательная  часть 

11 

12 

13 

Дополнительная часть 

  

5 
 

Обязательная  часть. 

1. Можно ли  получить заряд 6,4? 10 -19 Кл и  сколько нужно для этого электронов? 

А. можно, n = 4;

 Б. можно, n = 0,4;

 В. нельзя, n = 0;

 Г. нельзя, n = 0,4. 

2. При трении  происходит электризация тел.  Чем объясняется электризация? 

А. перемещением протонов;

 Б. перемещением  электронов;

 В. перемещением  нейтронов;

 Г. число  частиц не меняется. 

3. Два тела  равного объема с зарядами  величиной 10Кл и 6 Кл привели  в соприкосновение и снова  развели. Какой заряд установился на каждом из тел? 

А. 6 Кл;

 Б. 10 Кл;

 В. 16 Кл;

 Г. 8 Кл. 

4. Два небольших  заряженных шара действуют друг  на друга по закону Кулона  с силой 0,1Н. Какой будет  сила кулоновского взаимодействия  этих шаров при увеличении  заряда каждого шара в 2 раза, если расстояние между ними останется неизменным? 

А. 0,1Н;

 Б. 0,2Н;

 В. 0,4 Н;

 Г. 0,05Н. 

5. Какие из  свойств являются свойствами  электрического поля? 

А. материально;

 Б. существует  вокруг любых тел;

 В. не меняется  с расстоянием;

 Г. уменьшается  с расстоянием. 

6. Как изменится  по модулю напряженность электрического  поля точечного заряда при  увеличении расстояния от заряда  в 4 раза? 

Информация о работе Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики