Инновационные методы обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить и обосновать методику применения инновационных методов обучения в процессе технологической подготовки школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Характеристика методов и приемов обучения
1.2. Инновационные подходы в обучении
образовательной области «Технология»
2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности технологической подготовки школьников
2.2. Организация технологической подготовки школьников с примене-нием инновационных методов обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая тимот.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     На  современном этапе развития общества в общеобразовательных учреждениях происходят изменения, которые невозможны без совершенствования и обновления процесса обучения. В связи с этим перед школами стоит задача повышения качества учебно-воспитательного процесса. Решение данной задачи проходит различными путями, одним из которых является изучение инновационных процессов в зарубежной школе и внедрение наиболее перспективных инноваций в российские. Для того чтобы подготовить образованного, творческого человека, способного самостоятельно находить и анализировать новую информацию, осваивать новые знания, самостоятельно вести поиск путей решения сложных проблем, с целью создания у учащихся высокого уровня мотивации, активного творческого участия в учебном процессе, необходимы новые подходы в обучении. Являясь важным элементом развития образования, инновации выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Необходимость модернизации школы обусловлена тем, что современный этап цивилизации – это переход от постиндустриального к информационному обществу, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос умение искать и перерабатывать информацию. Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Стремительный рост информационных технологий требует от современной школы смещения акцента с репродуктивного обучения на развитие личности учащегося. И в нашей стране, и за рубежом накоплен большой опыт инновационной педагогической деятельности. Разработано и успешно апробировано множество эффективных технологий и методов обучения, моделей образовательного процесса. Но их широкое внедрение в практику школ затруднено отсутствием соответствующих механизмов.

     Важность  и актуальность рассматриваемой  проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для нужд общеобразовательных учреждений послужили основанием для определения темы исследования – «Инновационные методы обучения в образовательной области «Технология»».

     Цель  исследования – выявить и обосновать методику применения инновационных методов обучения в процессе технологической подготовки школьников.

     В соответствии с целью в исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Уточнить понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационные методы обучения».
  2. Проанализировать особенности технологической подготовки школьников.
  3. Раскрыть возможности компьютерных технологий в технологической подготовке школьников.

     Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

      1. ИННОВАЦИОННЫЕ  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

     1.1. Характеристика методов и приемов обучения

     Термин  «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии (10, с.261).

     Метод обучения характеризуется тремя  признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

  1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
  2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения (10, с.261).

     Методы  обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, то есть дидактических единиц. Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и. т. п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично–поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов, одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой – к методам.

     В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимися и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и другие (10, с.261-262).

     В процессе технологической подготовки школьников применяются разнообразные методы обучения. Выбор их учителем зависит, прежде всего, от характера учебного материала и учебных задач.

     В соответствии с целями обучения методы трудового обучения можно классифицировать следующим образом:

  • методы сообщения новых знаний;
  • методы формирования умений и навыков;
  • методы контроля хода и определения результатов обучения (5, с. 53).

     Такая классификация позволяет подобрать  методы в соответствии с задачами того или иного занятия.

     Классифицировать  методы обучения можно также по тем источникам, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки:

  1. Методы, связанные с передачей и восприятием словесной информации. Ее источником являются устное слово учителя: рассказ, беседа, объяснение, лекция, а также  печатное слово книги: учебник, справочник, научно–популярная литература и т.д.
  2. Наглядные методы обучения. Это наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или их плоскостных, объемных, графических изображений (моделей, макетов, рисунков, таблиц, диафильмов, телепередач, кинофильмов). Источником информации в этом случае являются натуральные объекты (явления, процессы) или их образы.
  3. Практические методы обучения. К ним относятся упражнения, решение задач, выполнение трудовых заданий. Источником информации здесь выступает практическая деятельность учащихся.

     Остановимся на основных методах трудового обучения, к которым отнесем рассказ, объяснение, беседу, демонстрацию изучаемых объектов, процессов и их изображений, инструктаж, упражнения, лабораторно–практические работы.

     Рассказ применяется сравнительно редко. Его  можно использовать, когда учащимся сообщают, например, об учебных задачах на занятиях в мастерских, о правилах поведения и т.д.

     Значительно чаще применяется объяснение, которое  в условиях трудового обучения обычно сопровождается учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию инструментов и машин, правила конструирования и разработки технологии.

     На  занятиях по технологии широко применяется  такой метод обучения, как беседа. Беседу можно использовать при изложении нового материала, когда учитель опирается на знания учащихся, при закреплении и проверке изученного, при обобщении изученного материала. К беседе учитель готовится, подбирает вопросы, которые были бы понятны учащимся, отражали суть дела, и размещает их в целесообразной последовательности.

     Особенностью  применения в технологической подготовке методов демонстрации является то, что наглядность, как правило, выступает не только в виде иллюстрации к учебному материалу, а сама служит источником знаний, а нередко и способом формирования умений и навыков. Также особенность применения методов демонстрации обусловлена той ролью, которую играют графические изображения (рисунки, технологические карты и др.). Применяя чертежи, учитель помогает учащимся овладеть графическими знаниями и умениями.

     Одним из важных средств повышения эффективности  применения наглядности служит демонстрация кинофильмов. На занятиях по технологии рекомендуется демонстрировать короткометражные фильмы (10-15 мин) либо ограничиваться отдельными фрагментами. В таком случае метод демонстрации кинофильмов сочетается с другими методами обучения (объяснением учителя, беседой и т.д.), благодаря чему достигается наибольший учебный эффект.

     Особое  место на уроках технологии занимает демонстрация трудовых приемов, направленная на формирование у учащихся умений и навыков. При этом демонстрация трудовых приемов органически сочетается с объяснением и рассказом. Прежде чем практически выполнить любое трудовое действие, человек осуществляет его мысленно, поэтому и формирование умений начинается с усвоения знаний о способе и последовательности выполнения действия, его мотивах и цели. Только при таком подходе у учащихся создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия – так называемый образ действия, ориентируясь на который учащийся будет выполнять действие практически.

     Под инструктажем понимается объяснение и  показ способов трудовых действий, которые направлены на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. Инструктаж является частью урока; в процессе инструктажа, как правило, используется несколько методов обучения. Такими методами являются демонстрация трудовых приемов и объяснение правил их выполнения; постановка технической задачи; беседа, в процессе которой учитель выясняет, насколько учащиеся поняли задание; пробное выполнение отдельными учащимися трудовых приемов. При этом методы тесно переплетаются между собой, комбинации их выступают как системы.

     Образ действия, формирующийся с помощью  рассказа, объяснения и показа, не может  быть полным и точным, а поэтому  и трудовое действие, также не может  быть точным. Этим, собственно, и объясняется  необходимость дополнения перечисленных выше методов упражнениями по отработке действия. Исследования процесса трудового обучения показывают, что изучение каждой новой операции целесообразно начинать с кратковременных упражнений. Их можно условно называть обучающими упражнениями. В процессе выполнения практических работ, изготавливая различные изделия, учащиеся продолжают упражняться в выполнении трудовых приемов и движений. Такие упражнения называют тренировочными.

     По  содержанию различают упражнения по организации рабочего места, наладке  инструмента, усвоению первоначальных трудовых приемов и движений, по совершенствованию умений и навыков и др.

     Лабораторно-практические работы учащиеся выполняют с целью  практического ознакомления со свойствами обрабатываемых материалов, с устройством инструментов, оборудования и.т.п. Их обычно организуют в форме практикума, но можно проводить их и фронтальным путем. В зависимости от сложности лабораторно-практические работы могут проводиться по устным указаниям учителя либо с использованием письменных инструкций, в которых раскрываются устройство приборов, цель и последовательность работы (7, с.52-87).

     В технологической подготовке школьников применяются различные методы обучения. Их число может бесконечно увеличиваться  в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания методов составляют методики преподавания.

1.2. Инновационные подходы в обучении

образовательной области «Технология»

     Новая гуманистическая образовательная  парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.

     Внедрение в учебный процесс инновационных  технологий является определяющей чертой современного образования. По мнению ряда, ученых понятие «инновация» возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового. Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Информация о работе Инновационные методы обучения технологии