Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить и обосновать методику применения инновационных методов обучения в процессе технологической подготовки школьников.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Характеристика методов и приемов обучения
1.2. Инновационные подходы в обучении
образовательной области «Технология»
2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности технологической подготовки школьников
2.2. Организация технологической подготовки школьников с примене-нием инновационных методов обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
На
современном этапе развития общества
в общеобразовательных
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для нужд общеобразовательных учреждений послужили основанием для определения темы исследования – «Инновационные методы обучения в образовательной области «Технология»».
Цель исследования – выявить и обосновать методику применения инновационных методов обучения в процессе технологической подготовки школьников.
В соответствии с целью в исследовании поставлены следующие задачи:
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Характеристика методов и приемов обучения
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии (10, с.261).
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, то есть дидактических единиц. Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и. т. п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично–поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов, одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой – к методам.
В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимися и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и другие (10, с.261-262).
В процессе технологической подготовки школьников применяются разнообразные методы обучения. Выбор их учителем зависит, прежде всего, от характера учебного материала и учебных задач.
В соответствии с целями обучения методы трудового обучения можно классифицировать следующим образом:
Такая
классификация позволяет
Классифицировать методы обучения можно также по тем источникам, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки:
Остановимся на основных методах трудового обучения, к которым отнесем рассказ, объяснение, беседу, демонстрацию изучаемых объектов, процессов и их изображений, инструктаж, упражнения, лабораторно–практические работы.
Рассказ применяется сравнительно редко. Его можно использовать, когда учащимся сообщают, например, об учебных задачах на занятиях в мастерских, о правилах поведения и т.д.
Значительно чаще применяется объяснение, которое в условиях трудового обучения обычно сопровождается учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию инструментов и машин, правила конструирования и разработки технологии.
На занятиях по технологии широко применяется такой метод обучения, как беседа. Беседу можно использовать при изложении нового материала, когда учитель опирается на знания учащихся, при закреплении и проверке изученного, при обобщении изученного материала. К беседе учитель готовится, подбирает вопросы, которые были бы понятны учащимся, отражали суть дела, и размещает их в целесообразной последовательности.
Особенностью применения в технологической подготовке методов демонстрации является то, что наглядность, как правило, выступает не только в виде иллюстрации к учебному материалу, а сама служит источником знаний, а нередко и способом формирования умений и навыков. Также особенность применения методов демонстрации обусловлена той ролью, которую играют графические изображения (рисунки, технологические карты и др.). Применяя чертежи, учитель помогает учащимся овладеть графическими знаниями и умениями.
Одним
из важных средств повышения
Особое место на уроках технологии занимает демонстрация трудовых приемов, направленная на формирование у учащихся умений и навыков. При этом демонстрация трудовых приемов органически сочетается с объяснением и рассказом. Прежде чем практически выполнить любое трудовое действие, человек осуществляет его мысленно, поэтому и формирование умений начинается с усвоения знаний о способе и последовательности выполнения действия, его мотивах и цели. Только при таком подходе у учащихся создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия – так называемый образ действия, ориентируясь на который учащийся будет выполнять действие практически.
Под инструктажем понимается объяснение и показ способов трудовых действий, которые направлены на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. Инструктаж является частью урока; в процессе инструктажа, как правило, используется несколько методов обучения. Такими методами являются демонстрация трудовых приемов и объяснение правил их выполнения; постановка технической задачи; беседа, в процессе которой учитель выясняет, насколько учащиеся поняли задание; пробное выполнение отдельными учащимися трудовых приемов. При этом методы тесно переплетаются между собой, комбинации их выступают как системы.
Образ действия, формирующийся с помощью рассказа, объяснения и показа, не может быть полным и точным, а поэтому и трудовое действие, также не может быть точным. Этим, собственно, и объясняется необходимость дополнения перечисленных выше методов упражнениями по отработке действия. Исследования процесса трудового обучения показывают, что изучение каждой новой операции целесообразно начинать с кратковременных упражнений. Их можно условно называть обучающими упражнениями. В процессе выполнения практических работ, изготавливая различные изделия, учащиеся продолжают упражняться в выполнении трудовых приемов и движений. Такие упражнения называют тренировочными.
По содержанию различают упражнения по организации рабочего места, наладке инструмента, усвоению первоначальных трудовых приемов и движений, по совершенствованию умений и навыков и др.
Лабораторно-практические работы учащиеся выполняют с целью практического ознакомления со свойствами обрабатываемых материалов, с устройством инструментов, оборудования и.т.п. Их обычно организуют в форме практикума, но можно проводить их и фронтальным путем. В зависимости от сложности лабораторно-практические работы могут проводиться по устным указаниям учителя либо с использованием письменных инструкций, в которых раскрываются устройство приборов, цель и последовательность работы (7, с.52-87).
В технологической подготовке школьников применяются различные методы обучения. Их число может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания методов составляют методики преподавания.
Новая
гуманистическая
Внедрение
в учебный процесс
Информация о работе Инновационные методы обучения технологии