Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 00:36, статья

Описание работы

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании

Работа содержит 1 файл

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

А. уменьшится в  четыре раза;

 Б. увеличится  в 4 раза;

 В. уменьшится  в 16 раз;

 Г. увеличится  в 16 раз. 

............................................................... 

Дополнительная  часть. 

16. Как изменится  электроемкость плоского воздушного  конденсатора при увеличении  расстояния между его пластинами  в 2 раза и введением между  пластинами диэлектрика с диэлектрической проницаемостью, равной 4? (2 балла) 

А. увеличится в 8 раз;

 Б. увеличится  в 2 раза;

 В. уменьшится  в 2 раза;

 Г. Уменьшится  в 8 раз. 

Каждое задание  обязательной части оценивается  в 1 балл. Задания дополнительной части  могут оцениваться в 2 и более балов. 

Готовится и  картотека заданий для отработки  обязательного уровня на уроках.  

Если для освоения некоторых вопросов недостаточно материала  основного учебника, указывается  для ученика книга, в которой  он может данный материал отыскать. 

На основе списка ОРО, составляются требования к изучаемому материалу, которые используются при  планировании цели и хода урока, отборе материала для отработки и  закрепления. 

Перед началом  работы учащиеся знакомятся с правилами  работы со списком ОРО и тренировочным зачетом, осуществления промежуточного и тематического контролей, а также выставления отметки ученику за работу по данной теме.  

После окончания  подготовительной работы учитель переходит  непосредственно к учебной деятельности.  

На первом ее этапе осуществляется ввод учебного материала и первичный контроль.  

Для этого можно  использовать систему диктантов  по каждой теме, куда, кроме основных элементов требований, включаются понятия, величины, формулы, изученные на уроках. Не зная языка физики, нельзя научиться решать задачи и понимать явления. Слово “мед”, известно каждому, если построить с ним предложение, каждый поймет, о чем идет речь. Мы стараемся разговаривать с детьми на одном языке, а для этого необходимо знать язык физики: его основные определения, обозначения физических величин, их единицы измерения. 

По завершении этапа отработки теории проводится физический диктант, включающий вопросы  из ОРО и дополнительного уровня, проверяющие уровень понимания  учебного материала. 

Следующим шагом  в работе является отработка учащимися умения решать задачи. Здесь возможны два пути: 1) если ученики уже знакомились с данной темой при изучении физики на предыдущем этапе обучения, то сразу после отработки теории, учащиеся делятся на группы по уровням, а затем переходят к индивидуальной работе по решению задач; 2) если материал изучается учащимися впервые, то сначала учитель объясняет учащимся основные приемы (алгоритмы) решения задач, после чего происходит деление их на группы и индивидуальная работа.  

При закреплении умения решать задачи по теме, на основном этапе урока обязательно выделяются задания трех уровней: 1 уровень –  простейшие задания, на применение одной из основных формул; 2 уровень – несложные задачи на применение нескольких формул по данной теме; 3 уровень – задания, на применение знаний текущей и одной из предыдущих тем (иногда, олимпиадные задачи, задачи творческого характера). В задания 2 и 3 уровней включаются задачи по отработке элементов из раздела “Что может знать ученик по данной теме” из списка ОРО. Учащиеся могут начинать решение задач с любого уровня, но учитель в начале работы объясняет, что если они не до конца поняли тему, если у них возникают трудности при решении задач, лучше начать с 1 уровня, а лишь затем перейти ко второму и третьему. Если решение задач первого уровня они могут объяснить сразу, после прочтения, можно приступать к задачам второго уровня. И лишь, если задания второго уровня ученик может проанализировать и предсказать ход решения, он может приступить сразу к третьему уровню. Кроме того, если данный вид задач разбирается впервые самостоятельно учащимися, отметка за работу на уроке может не выставляться в журнал, если ребенка она не удовлетворяет. Необходимо настроить детей на то, что они должны научиться на данном уроке решать задачи по теме, а не списывать. 

Задания же следующего уровня они могут решить на других уроках или дома. Это приводит к  более активной работе ребят при  решении задач на уроке, у них  появляется желание учиться, снимается  психологический барьер по отношению к задачам.  

Каждый ученик выбирает уровень работы и индивидуально  решает задачи. Он может обратиться за советом к ученику - консультанту данного уровня или к учителю. Он может сесть в группу с ребятами того же уровня и вместе с ними разобрать  непонятную задачу. 

По завершении этапа отработки умений решать задачи, проводится самостоятельная работа, по итогам которой выставляется отметка  в журнал. В эту работу обязательно  включаются задания трех уровней  сложности и заранее учащиеся ставятся в известность о критериях оценивания данной работы. 

Если данная тема разбита на блоки, то, после  проведения самостоятельной работы, снова идет ввод учебного материала, отработка теории, решение задач  и т.д.  

В конце каждой темы, перед зачетом обязательно  проводится урок обобщающего повторения. Такие уроки можно проводить, используя различные формы, например, групповую. 

Ребятам можно  дать на дом задания, выполнение которых  они будут объяснять на уроке  самостоятельно. Задания подбираются  так, чтобы повторить все вопросы, включенные в ОРО и в требования дополнительной части. Задания могут быть теоретическими и практическими (с решением или демонстрацией). На этом уроке главная цель: максимально возможно повторить тему, используя тренировочный зачет и список ОРО. 

После чего проводятся зачет и контрольная работа. 

Зачет выполняется  в тестовой форме на 2 и более  варианта, причем его структура совпадает  со структурой тренировочного зачета, но задания, проверяющие элементы знаний, уже другие.  

Если зачет  выполнен не очень удачно, ученики имеют право доработать тему самостоятельно и, ответив на вопросы учителя, или, выполнив задания учителя по тем элементам знаний, ответы на вопросы по которым, были даны первоначально не верно, могут получить более высокую отметку. 

Последней пишется контрольная работа, задачи к которой подбираются, опять таки, с учетом обязательных требований к знаниям учащихся (ОРО) (задачи на три) и требований дополнительного уровня (на четыре и пять). Контрольная работа состоит из пяти заданий, первые три из которых относятся к задачам первого уровня сложности, четвертая - к задачам второго уровня сложности, пятая - к задачам третьего уровня сложности. Составляются четыре варианта заданий, и, соблюдая правило открытости и гласности, задачи для контрольной работы вывешиваются заранее, без указания вариантов, группируя их по блокам. В контрольную работу можно включить задачи, аналогичные решенным на уроках, в этом случае задачи заранее не сообщаются учащимся.  

После проведения контрольной работы учащиеся разбирают и решают задачи, вызвавшие наибольшие трудности, делают работу над ошибками. После чего, (по желанию) могут написать другую работу и исправить отметку. 

По итогам выполнения заданий всех видов контроля выставляется отметка за тему. 

Тематический контроль должны сдать обязательно все учащиеся. Даже если ребенок долго болел, он должен проработать тему и выполнить зачет и контрольную работу. 

Четвертные и  годовые отметки выставляются, с  учетом только тематических отметок. 

Что это дает детям? Слабые ученики начинают решать задачи и анализировать учебный материал. Сильные имеют больше времени и возможностей для углубления своих знаний.  

Рост качества образования, рост интереса к предмету, создание комфортности на уроке, развитие общеучебных умений и навыков, в том числе умения учиться. 

“Ребенком осознается лишь то содержание воспринятого, которое  выступает перед ним как объект, на который направлены его действия; лишь тот предмет, который является для человека целью его действий" [5. стр.112]. Поэтому, при организации работы учащихся с использованием технологии уровневой дифференциации обучения, можно научить ребят добывать знания, что осуществляется при сотрудничестве учащихся и учителя, а не получать их в готовом виде.  

От одной темы к другой отработка учебного материала и контроль проводятся единообразно, ученики могут заранее планировать свою работу по изучению тем предмета. И именно это больше всего нравится ученикам.  

И мне кажется, что технология УДО приближает переход  школы от "школы кузницы знаний" к "школе развития личности," с учетом яркой индивидуальности каждого, где комфортное пребывание детей становится такой же основополагающей целью, как усвоение основ знаний по предметам [4. стр.5]. 

Список использованной литературы: 

1. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.   – М.: Педагогика, 1996г. 

2. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация  обучения. – Я.: Ярославль, 1995г. 

3. Смолеусова  Т. В. Идеи гуманизации на  уроках. www.iro.yar.ru , 2003г.  

4. Стукалова  И.Н. и др. Уровневая дифференциация  обучения. – Б.: АКИПКРО, 1996г. 

5. Якиманская  И.С. Личностно-ориентированное обучение  в современной школе. – М.: Просвещение. 1996 г.

Информация о работе Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики