На
уроках этой группы предметов чаще
всего, как показывает педагогическая
практика, разрабатываются исследовательские
проекты, так как приоритетной в проекте
является исследовательская деятельность,
направленная на исследование проблемы
и констатацию факта, или исследование-доказательство
каких-то параметров, закономерностей.
Структура
проекта включает в себя: - аргументацию
актуальности принятого исследования;
- определение темы исследования, его предмета
и объекта; - обозначение задач исследования
в последовательности принятой логики,
- определение методов исследования, источников
информации; - определение методологии
исследования; - выдвижение гипотез решения
обозначенной проблемы; - определение
путей ее решения, в то числе экспериментальных,
опытных; - обсуждение полученных результатов
исследования [5].
В проектах по этим предметам
результат деятельности отражается
в «портфолио». В ходе проектной
деятельности учащиеся расширяют
знания содержания изучаемых предметов,
формируют навыки исследовательской деятельности,
подходы к решению проблем в границах
изучаемого предмета.
По
ходу изучения программы слушатели
работают над учебным проектом, где
особое внимание уделяется познавательным
интересам и потребностям учащихся, которые
в рамках разработанного проекта проводят
свои собственные исследования. В процессе
разработки проекта формируется учебно-методический
пакет (УМП), состоящий из информационных,
методических и дидактических материалов
для последующего использования на уроках
и во внеурочное время [12].
Наибольшую
ценность по этим предметам представляют
межпредметные проекты, реализуемые
во внеклассной деятельности, так как
формируют опыт решения комплексных проблем,
имеющих социальную значимость.
Таким
образом, наша гипотеза в исследовательской
работе нашла свое подтверждение. Метод
проектов способствует: повышению познавательной
активности; развитию самостоятельности;
более результативному решению задач
образования, развития и воспитания личности
учащегося.
Список
использованной литературы
- Ариян
М.А. Повышение самостоятельности
учебного труда школьников / М.А.Ариян
//1999.- №6.- С.17-22.
- Альтернативные
уроки. – Издательствово «Учитель», 2007-
212с.
- Программа
общеобразовательных учреждений. Изобразительное
искусство и художественный труд. под
рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение»,
2007-114с.
- Анцибор
М.М. Активные методы и формы обучения.
Тула-2002-245с.
-
Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод
проектов при обучении учащихся /Л.А.Байдурова,
Т.В.Шапошникова .-2002.-№1.-С.5-11.
- Балаян
Г.В. Метод проектов на уроке истории
// Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
- Васильев
В. Проектно-исследовательская технология:
развитие мотивации // Народное образование,
2000, №9, с.177-180.
- Владимирская
О.Д., Матюшкина М.Д. Предпрофильная подготовка:
практическая реализация. – СПб.: НОУ “Экспресс”,
2007- 116с.
- Громова
Т. Проектная деятельность в учебном
процессе. //Учитель.-2006.-№4.-С.17-20.
- Дружинин
В.Н. Психология. Изд-во: Питер, 2006, - 650с.
- Кульневич
С.В. Не совсем обычный урок: Практическое
пособие. – Воронеж. 2006- 169с.
- Кальней
В.А. и др. «Структура и содержание
проектной деятельно
сти». – ж. Стандарты и мониторинг в образовании
№4, 2004г.с.21-26.
- Кругликов
Г.И. Методика преподавания технологии
с практику
мом.- М.: ACADEMA, 2002, -251с.
- Методика
обучения учащихся технологии: Книга
для учителя / Под ред. В.Д.Симоненко.
– Брянск, Ишим, 1999 -189с.
- Митрофанов
К., Богоявленский Б. О конкурсах
исследовательских работ. // Первое
сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
- Новикова
Т.А. Проектные технологии на уроках
и во внеурочной деятельности // Народное
образование, 2000, №7, с.151-157.
- Новые
педагогические и информационные технологии
в системе образования: Учебное
пособие для студентов педагогических
вузов и
системы повышения квалификации педагогических
кадров/ Под редакцией Е.С.Полат . – М.:
Издательский центр Академия, 1999г- 158с.
- Пахомова
Н.Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении: Пособие
для учителей и студентов педагогических
вузов.- М.: Аркти, 2003- 64с.
- Рогачева
Е.Ю. Педагогическое творчество Дж.Дьюи
в чикагский период.- ж.Педагогика
№5, 2004г.,с.90-96
- Русские
педагоги и деятели народного
образования о трудовом воспитании
и профессиональном образовании / Сост.
Н.Н.Кузьмин.- Антология педагогической
мысли: В 3 т. – М., 1989. –Т.2.
- Рязанова
В.Н. Метод проектов – приоритетная
технология обучения в профильной школе
/Современные системы и технологии
обучения. Сб. мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов:
ТОИПКРО, 2004, с122-125.
- Правовое
обеспечение профильного обучения // Биология.
– Издательский дом “Первое сентября”.
- №2, 2007.- С.33- 49
- Педагогика:
учебное пособие для студентов пед. институтов
/ Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение,
2000- 119с.
- Педагогика:
Учеб. пособие для студентов пед. институтов
по спец. «Педагогика и методика нач. классов»/С.П.
Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и
др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,-
2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 2002- 336 с.
- Подласый
И.П. Новый курс: Учебник для студентов
педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.
- Полат
Е.С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования
М., 2000- 115с.
- Пахомова
Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов
педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.-
216с.
- Полат
Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова
«Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования». М.,
2004-118с.
- Сластёнин
В.А. Педагогика: Учебное пособие
для студентов пед. учебных заведений.
3-е издание – М.: Школа – Пресс, 2, 576с.
Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность
учащихся // Завуч. Управление современной
школой. – 2007. - №8. – С. 3
- Сергеев
И.С. Как организовать проектную
деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных
учреждений.- М.: Аркти, 2004,- 119с.
- Сиденко
А.С. Метод проектов: история и
практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.
- Чистякова
С.Н. и др. Профильное обучение и новые
условия подготовки // Школьные технологии.
– 2003.-№3. -101с.
- Харламов
И. Ф. Педагогика. Курс лекций. – Минск,2003-
215с.
- Щукина
Г.И. Активизация познавательной деятельности
учащихся в учебном процессе, М.2002-379с.
- Intel
«Обучение для будущего (при поддержке
Microsoft): Учеб.пособие. – 4-е изд. испр. –
М.: Издательско-торговый дом «Русская
Редакция», 2004.
Интернет-ресурсы:
1. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00032443_0.html
2. http://www.bestreferat.ru/referat-50227.html
3. http://elnlicey.edurm.ru/makarova/proekt.doc
4. http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php
5. http://pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/1924
- http://festival.1september.ru
- http://sovet.bspu.ru/10/doc_40.doc