Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48

Работа содержит 1 файл

курсовая сережааааааааааааа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

     При этом в спроектированной модели деятельность учителя заключается в организации исследовательской работы учащихся, чтобы они самостоятельно «пришли» к решению основополагающего вопроса проекта, представив результаты в виде конечного продукта (презентация, буклет, бюллетень, газета, статья, задачник и т.п.).

     Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов (с учетом выделенных этапов исследовательского проекта) включает в себя три основные этапа: мотивационный (мотивация исследовательской деятельности, постановка проблем), операционно-познавательный (сбор, систематизация и анализ фактического материала, выдвижение гипотез, проверка гипотез, доказательство или опровержение гипотез, подготовка к презентации полученных результатов), рефлексивно-оценочный (презентация, рефлексия).

     На  первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно-проблемной ситуации – мотивирующая задача, совместное целеполагание, прогнозирование предполагаемого  результата (продукта проекта), распределение  учащихся по парам или группам (в случае парного или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта.

     На  втором, операционно-познавательном, этапе  учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения   гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт.

     На  третьем, рефлексивно-оценочном, этапе  в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта.

     Преобладающей деятельностью учащихся является исследовательская, поэтому основная задача учителя  – создать условия для включения  студента в деятельность, направленную на самостоятельной выдвижение гипотез и на поиск их доказательств.

     Таким образом, использование метода проектов на уроках в рамках педагогического обучения позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, добиваясь тем самым глубокого и надежного усвоения изучаемого материала, а также способствует достижению требований современного информационного общества.

          Для проверки эффективности предложенного метода проектов, был проведен контрольный срез с учащимися, с целью выявления динамики и повышения уровня познавательной активности и самостоятельности.

     При изучении особенностей функционирования познавательной активности, у студентов, мы отмечали следующее: успешность преодоления познавательных трудностей (когнитивных стратегий), частота выступлений на занятиях и постановки вопросов перед преподавателем;   развитие навыков самостоятельного познания;  умение выделять главное, доказывать, излагать знания;  участие в научной работе; помощь товарищам по учебе.

     До  эксперимента, мы наблюдали, что активность детей  требует некоторого побуждения извне, поддержания внимания на объекте мысли.

     У большинства детей проявляется  интерес к заданиям, стремление к  достижению результата. В процессе деятельности сохраняется положительное эмоциональное отношение к предлагаемым заданиям.

     Мы  заметили, что у студентов наблюдается яркое проявление положительных эмоции, в ходе занятия сосредоточены, поглощены деятельностью, отвлечения либо отсутствуют, либо очень редки. Некоторые испытуемые (8 детей)  отказываются от предлагаемой извне помощи, если даже принимают, то минимальную, проявляя ярко выраженное стремление к самостоятельному поиску решения.

     По  нашим наблюдениям, мы можем сказать, что у испытуемых присутствует стремление к умственному напряжению, к достижению объективного результата, а степень самостоятельности выполнении задания ниже.

       А так же, мы можем сказать, что у студентов стремление к преодолению трудностей присутствует, но большинство детей охотно принимают и помощь взрослого. Активность носит конструктивно -  пробовательный характер вследствие некоторой несобранности и неорганизованности.

     

     Рис.1. Уровни сформировнности познавательной активности у студентов

     Как видно из рисунка уровень познавательной активности у студентов находится на среднем (50%). Уровни, но имеется тенденция к повышению, особенно на высоком уровне.

     Т.е. мы можем сказать, что для студентов  до эксперимента, характерно быстрое переключение с непривлекательной деятельности, а после эксперимента, большинство из них могут самостоятельно организовать поиск необходимых сведений.  

     Нужно отметить, что в процессе деятельности у некоторых детей фиксируется  в целом ровное, спокойное эмоциональное  состояние, без выраженных реакций  положительной и отрицательной модальности. У этих детей стремление к поиску решения не подкреплено возможностями удержания в сознании содержания задачи в полном объеме и характером действий, не отличающихся необходимой и достаточной конструктивностью.

     Отношение к полученным результатам, в целом положительное как у всех детей, независимо от итогов деятельности.

     По  данным результатов методик, мы выявили, что  в особенностях познавательной активности у студентов чаще отмечается увлеченность, поглощенность деятельностью, все действия подчинены желанию решить задачу.

     Результаты  показали, что степень выраженности поисковой активности проявляется  слабо до эксперимента и более  усиливается после эксперимента.

     В ответах на задания теста студенты используют яркие эмоциональные определения, стремятся придать ситуации сюжетную основу, показать отношения между объектами. В случае с чистым стилем испытуемые устойчиво демонстрируют эмоциональную насыщенность когнитивных процессов, в случае же диагностики смешанного стиля отмечалось использование эмоциональной окраски менее 11 раз из 15 сюжетных картинок (т.е. менее 70 % случаев).

     Характеристики  познавательной активности, у студентов, после эксперимента, более выражены, что говорит о повышении умения ориентироваться на целостное восприятие объекта познания, низком уровне развития таких мыслительных операций как обобщение и абстракция. Преобладающие в этом возрасте конкретные формы мышления затрудняют целостное восприятие и интерпретацию картины мира. Во многом, это определено доминированием в современном колледже технологий обучения, ориентирующих учащихся на индуктивное познание, при котором подача учебного материала осуществляется от конкретного к общему.  

     

     Рис.2. Уровни сформировнности самостоятельности у студентов

     Общая тенденция к повышению уровня сформированности способности к  самостоятельности в процессе проектировочной деятельности проявилась в увеличении инициативности и активности подростков в отношении посещения занятий и участия в предлагаемых упражнениях; количества и качества вопросов к педагогу; меры самостоятельности подростков в поиске информации, выборе темы занятия, развивающих упражнений, в определении затруднений и необходимой помощи; внимательности и интереса к себе и окружающим; количества «Я высказываний»; а также в разработке программы саморазвития; организации и проведении работы по саморазвитию; развитии навыков анализа, планирования и прогнозирования.

     По  данным анкетирования педагогов наибольшее распространение в педагогических учреждениях имеет практика организации монопредметных (51,2% учителей) по сравнению с межпредметными (40,1%) и надпредметными (8,7%) проектами. Подобное распределение объясняется тем, что межпредметные и надпредметные проекты, решающие проблему, значимую для нескольких областей знания, достаточно продолжительны во времени, сложны в организации и требуют квалифицированной координации со стороны различных специалистов.

     Анализ  проектной деятельности студентов показывает преобладание в практике творческих (36,8%), исследовательских (22,7%), прикладных (17,9%) и ознакомительно-ориентировочных (13,6%) проектов. Содержание ролево-игровых проектов (9%) предусматривает рассмотрение студентов общественных проблем с позиций разных социальных групп. Согласно проведенному опросу учителей, большинство творческих и игровых проектов студентов являются групповыми.

     С целью выявления отношения студентов к проектной деятельности в рамках исследования проводилось анкетирование учащихся. В целом анализ анкет учащихся показывает их высокую заинтересованность в организации проектной деятельности. Большинство участвовавших в опросе студентов (73,8%) указывают на интерес как к результатам данной деятельности («интересно найти способ решения проблемы», «желание реализовать свои знания, умения и навыки»), так и к самому процессу создания проекта («интересен сам процесс»). Также учащиеся указывают на «интерес к предметному содержанию проекта», «стремление самоутвердиться в коллективе» (26,2%). В анкетах студентов отмечают, что они еще раз создали бы проект, потому что «это интересно» и повышает «заинтересованность в изучаемом предмете». 51,9% студентов выделяют как самый интересный исследовательский этап, 32,4% – этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта, 15,7% – презентацию. По итогам выполнения проектов 72,5% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные 27,5% студентов говорили о недовольстве собой, добавляя при этом, что постараются выполнить следующий проект более качественно.

Рис. 3. Показатели уровня самостоятельности и познавательной активности у учащихся педагогического колледжа. 

     Таким образом, характеризуя познавательную активность у учащихся, можно сказать, что у студентов заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Эпизодически они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами. Внимание таких учащихся можно «держать» вопросами, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задать 5-6 вопросов по теме урока. Студентам с относительно-активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом и т.д. Как и для учащихся с нулевым уровнем активности, для этих студентов важную роль играет эмоциональная поддержка. Эмоционально-интеллектуальную атмосферу необходимо поддерживать на протяжении всего урока.

     Сами  они считают, что узнали «много о себе», стали лучше себя понимать и «по-другому» к себе относиться, убедились в «нужности» саморазвития, приобрели знания о саморазвитии, появилась уверенность «в своих силах», в том, что «все можно изменить», в том, что каждый человек «сам для себя все решает» и «сам за себя отвечает».

     Учителя отметили такие изменения как: повышение  инициативности студентов в отношении выполнения творческих заданий  и участия в учебных и внеучебных мероприятиях; повышение уверенности в себе при ответе у доски и публичных выступлениях; стремление высказывать свое мнение; изменение отношения к оценке (преимущественное внимание к ее содержательным аспектам, увеличение доли самооценки); изменение отношений между подростками (интерес и уважение к чужому мнению); развитие навыков саморегуляции (сдержанность, уравновешенность, обязательность).

     В основном, дети удовлетворяются  односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

     Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем  сложности.

     Таким образом, мы предположили, что развитие познавательной активности и самостоятельности у студентов в процессе  проектной деятельности, будет эффективным, если обучение  учащихся осуществляется согласно разработанной структурно-функциональной модели развития познавательной активности и самостоятельности студента в процессе обучения.

2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности

     Главными  направлениями внеклассной работы, с использованием метода проектов, являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;
  • закрепление и развитие знаний о науке;
  • развитие мышления;
  • выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;
  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

     Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать соё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.

Информация о работе Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин