Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48
При этом в спроектированной модели деятельность учителя заключается в организации исследовательской работы учащихся, чтобы они самостоятельно «пришли» к решению основополагающего вопроса проекта, представив результаты в виде конечного продукта (презентация, буклет, бюллетень, газета, статья, задачник и т.п.).
Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов (с учетом выделенных этапов исследовательского проекта) включает в себя три основные этапа: мотивационный (мотивация исследовательской деятельности, постановка проблем), операционно-познавательный (сбор, систематизация и анализ фактического материала, выдвижение гипотез, проверка гипотез, доказательство или опровержение гипотез, подготовка к презентации полученных результатов), рефлексивно-оценочный (презентация, рефлексия).
На
первом, мотивационном, этапе осуществляется
создание учебно-проблемной ситуации
– мотивирующая задача, совместное
целеполагание, прогнозирование
На втором, операционно-познавательном, этапе учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт.
На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта.
Преобладающей
деятельностью учащихся является исследовательская,
поэтому основная задача учителя
– создать условия для
Таким образом, использование метода проектов на уроках в рамках педагогического обучения позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, добиваясь тем самым глубокого и надежного усвоения изучаемого материала, а также способствует достижению требований современного информационного общества.
При изучении особенностей функционирования познавательной активности, у студентов, мы отмечали следующее: успешность преодоления познавательных трудностей (когнитивных стратегий), частота выступлений на занятиях и постановки вопросов перед преподавателем; развитие навыков самостоятельного познания; умение выделять главное, доказывать, излагать знания; участие в научной работе; помощь товарищам по учебе.
До эксперимента, мы наблюдали, что активность детей требует некоторого побуждения извне, поддержания внимания на объекте мысли.
У большинства детей проявляется интерес к заданиям, стремление к достижению результата. В процессе деятельности сохраняется положительное эмоциональное отношение к предлагаемым заданиям.
Мы заметили, что у студентов наблюдается яркое проявление положительных эмоции, в ходе занятия сосредоточены, поглощены деятельностью, отвлечения либо отсутствуют, либо очень редки. Некоторые испытуемые (8 детей) отказываются от предлагаемой извне помощи, если даже принимают, то минимальную, проявляя ярко выраженное стремление к самостоятельному поиску решения.
По нашим наблюдениям, мы можем сказать, что у испытуемых присутствует стремление к умственному напряжению, к достижению объективного результата, а степень самостоятельности выполнении задания ниже.
А так же, мы можем сказать, что у студентов стремление к преодолению трудностей присутствует, но большинство детей охотно принимают и помощь взрослого. Активность носит конструктивно - пробовательный характер вследствие некоторой несобранности и неорганизованности.
Рис.1. Уровни сформировнности познавательной активности у студентов
Как видно из рисунка уровень познавательной активности у студентов находится на среднем (50%). Уровни, но имеется тенденция к повышению, особенно на высоком уровне.
Т.е. мы можем сказать, что для студентов до эксперимента, характерно быстрое переключение с непривлекательной деятельности, а после эксперимента, большинство из них могут самостоятельно организовать поиск необходимых сведений.
Нужно отметить, что в процессе деятельности у некоторых детей фиксируется в целом ровное, спокойное эмоциональное состояние, без выраженных реакций положительной и отрицательной модальности. У этих детей стремление к поиску решения не подкреплено возможностями удержания в сознании содержания задачи в полном объеме и характером действий, не отличающихся необходимой и достаточной конструктивностью.
Отношение к полученным результатам, в целом положительное как у всех детей, независимо от итогов деятельности.
По данным результатов методик, мы выявили, что в особенностях познавательной активности у студентов чаще отмечается увлеченность, поглощенность деятельностью, все действия подчинены желанию решить задачу.
Результаты
показали, что степень выраженности
поисковой активности проявляется
слабо до эксперимента и более
усиливается после
В ответах на задания теста студенты используют яркие эмоциональные определения, стремятся придать ситуации сюжетную основу, показать отношения между объектами. В случае с чистым стилем испытуемые устойчиво демонстрируют эмоциональную насыщенность когнитивных процессов, в случае же диагностики смешанного стиля отмечалось использование эмоциональной окраски менее 11 раз из 15 сюжетных картинок (т.е. менее 70 % случаев).
Характеристики
познавательной активности, у студентов,
после эксперимента, более выражены, что
говорит о повышении умения ориентироваться
на целостное восприятие объекта познания,
низком уровне развития таких мыслительных
операций как обобщение и абстракция.
Преобладающие в этом возрасте конкретные
формы мышления затрудняют целостное
восприятие и интерпретацию картины мира.
Во многом, это определено доминированием
в современном колледже технологий обучения,
ориентирующих учащихся на индуктивное
познание, при котором подача учебного
материала осуществляется от конкретного
к общему.
Рис.2. Уровни сформировнности самостоятельности у студентов
Общая тенденция к повышению уровня сформированности способности к самостоятельности в процессе проектировочной деятельности проявилась в увеличении инициативности и активности подростков в отношении посещения занятий и участия в предлагаемых упражнениях; количества и качества вопросов к педагогу; меры самостоятельности подростков в поиске информации, выборе темы занятия, развивающих упражнений, в определении затруднений и необходимой помощи; внимательности и интереса к себе и окружающим; количества «Я высказываний»; а также в разработке программы саморазвития; организации и проведении работы по саморазвитию; развитии навыков анализа, планирования и прогнозирования.
По данным анкетирования педагогов наибольшее распространение в педагогических учреждениях имеет практика организации монопредметных (51,2% учителей) по сравнению с межпредметными (40,1%) и надпредметными (8,7%) проектами. Подобное распределение объясняется тем, что межпредметные и надпредметные проекты, решающие проблему, значимую для нескольких областей знания, достаточно продолжительны во времени, сложны в организации и требуют квалифицированной координации со стороны различных специалистов.
Анализ проектной деятельности студентов показывает преобладание в практике творческих (36,8%), исследовательских (22,7%), прикладных (17,9%) и ознакомительно-ориентировочных (13,6%) проектов. Содержание ролево-игровых проектов (9%) предусматривает рассмотрение студентов общественных проблем с позиций разных социальных групп. Согласно проведенному опросу учителей, большинство творческих и игровых проектов студентов являются групповыми.
С
целью выявления отношения
Рис.
3. Показатели уровня самостоятельности
и познавательной активности у учащихся
педагогического колледжа.
Таким образом, характеризуя познавательную активность у учащихся, можно сказать, что у студентов заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Эпизодически они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами. Внимание таких учащихся можно «держать» вопросами, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задать 5-6 вопросов по теме урока. Студентам с относительно-активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом и т.д. Как и для учащихся с нулевым уровнем активности, для этих студентов важную роль играет эмоциональная поддержка. Эмоционально-интеллектуальную атмосферу необходимо поддерживать на протяжении всего урока.
Сами они считают, что узнали «много о себе», стали лучше себя понимать и «по-другому» к себе относиться, убедились в «нужности» саморазвития, приобрели знания о саморазвитии, появилась уверенность «в своих силах», в том, что «все можно изменить», в том, что каждый человек «сам для себя все решает» и «сам за себя отвечает».
Учителя отметили такие изменения как: повышение инициативности студентов в отношении выполнения творческих заданий и участия в учебных и внеучебных мероприятиях; повышение уверенности в себе при ответе у доски и публичных выступлениях; стремление высказывать свое мнение; изменение отношения к оценке (преимущественное внимание к ее содержательным аспектам, увеличение доли самооценки); изменение отношений между подростками (интерес и уважение к чужому мнению); развитие навыков саморегуляции (сдержанность, уравновешенность, обязательность).
В основном, дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Таким образом, мы предположили, что развитие познавательной активности и самостоятельности у студентов в процессе проектной деятельности, будет эффективным, если обучение учащихся осуществляется согласно разработанной структурно-функциональной модели развития познавательной активности и самостоятельности студента в процессе обучения.
Главными направлениями внеклассной работы, с использованием метода проектов, являются:
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать соё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.