Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48

Работа содержит 1 файл

курсовая сережааааааааааааа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

     Такая форма организации обучения позволяет  повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

     Карл  Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:

     - участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

     - участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

     - участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

       - участники проекта организуют себя на дело;

       - участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

       - участники проекта вступают в дискуссии.

     Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.

     Н.Г. Чернилова рассматривает проектное  обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

     Следует отметить, что переводить полностью  весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

     Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. [7с.81]

     Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества.

     Классификация учебных проектов

     Проект  может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

     Современная классификация учебных  проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

     Возможна классификация проектов по:

     • тематическим областям;

     • масштабам деятельности;

     • срокам реализации;

     • количеству исполнителей;

     • важности результатов.

     Но  независимо от типа проекта, все они:

     • в определенной степени неповторимы  и уникальны;

     • направлены на достижение конкретных целей;

     • ограничены во времени;

     • предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

     По  комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

     Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

     Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания. [8с.75].

     По  характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

     По  продолжительности различают:

  • минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
  • краткосрочные — на 4-6 уроков;
  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

     • долгосрочные (годичные) проекты как  индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

     Виды  презентации проектов:

     - научный доклад;

     - деловая игра;

     - демонстрация видеофильма;

     - экскурсия;

     - телепередача;

     - научная конференция;

     - инсценировка;

     - театрализация; 

     - игры с залом; 

     - защита на Ученом Совете;

     - диалог исторических или литературных персонажей;

     - спортивная игра;

     - спектакль; 

     - путешествие; 

     - реклама; 

     - пресс-конференция.

     Критерии  оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. [8с.184].

     Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

     Если  задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

     Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

     Классификация учебных проектов (по Коллингсу).

     Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

     Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности.

     Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

     Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

     Конструктивные  проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п. [1с.75].

     1.3 Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа.

     В современных условиях накоплен достаточный  исследовательский материал, и поэтому  есть возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности.

     В учебной деятельности есть основания  выделять три важнейших компонента: организационно-действенный, стимулирующий  и контрольно-оценочный.

     Отсюда  целостный подход к деятельности предполагает существование трех больших  групп методов обучения: а) методов  организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности; б) методов стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности; в) методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

     Каждая  из трех групп методов включает взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские  влияния учителя сочетаются здесь  с самоорганизацией и осуществлением деятельности учащихся.

     Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у студентов, т.е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.  
Рассмотрим основные группы методов и их функции. Все методы выполняют общие и специальные функции.

     К общим функциям методов относятся  образовательная, воспитательная и  развивающая функции. Специальные  функции выполняет следующая  группа методов: методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, а также методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности. Они выполняют доминирующие и смежные функции.

     К доминирующим функциям относится функции  организации познавательной деятельности учащихся по чувственному восприятию, логическому осмысливанию учебной информации, самостоятельному поиску и получению новых знаний, стимулирующее-мотивационная, контрольно-оценочная, регулировочная и т.д.

     К смежным функциям относятся стимулирующее-мотивационная функция, контрольно-регулировочная, и организационно-познавательная функции. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности выделяются следующие подгруппы: методы организации и осуществления чувственного восприятия учебной информации (перцептивные методы), методы организации и осуществления мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и другого характера (логические методы), методы репродуктивного и поискового характера (гностические методы), а также методы управляемой и самоуправляемой учебно-практической деятельности (методы управления в обучении). [13, 115]

     Отражая детальнее взаимодействие педагогов  и учащихся, перцептивные методы, можно описать следующим образом:

     • методы словесной передачи и слухового  восприятия учебной информации (сокращенно их называют словесными методами: рассказ, лекция, беседа и др.);

     • методы наглядной передачи и зрительного  восприятия учебной информации (сокращенное  название – наглядные методы: иллюстрации, демонстрации и др.);

     • методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинетического ее восприятия (сокращенно их называют практическими методами: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.);

     Классификация методов по логическому признаку должна опираться, прежде всего, на классификацию умозаключений, которые традиционно разделяют по направлению движения мысли на индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), также выделяются аналитические и синтетические методы.

Информация о работе Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин