Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48

Работа содержит 1 файл

курсовая сережааааааааааааа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа  при изучение педагогических дисциплин

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

     Введение

     Метод проектов позволяет решить дидактическую  задачу, которая заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Тем самым уроки превращаются в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются интересные задачи, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны.

     Психологический аспект развития познавательной активности исследовался в работах Ю. Н. Кулюткина, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна и др. В отечественной педагогической науке эта проблема расcматривались в трудах П. П. Аристовой, В. С. Данюшенкова, В. И. Лозовой, Г. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и других ученых, определяющих познавательную активность как одно из ключевых качеств личности, формирование, которого является целью обучения. Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития познавательной активности школьников создает проектная учебная деятельность.  
Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе. Вопросы применения метода проектов в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов и применения полученных знаний для решения практических проблем отражены в трудах М. Ю. Бухариной, В. В. Гузеева, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и других.

     Наиболее  благоприятные условия для осуществления  проектной деятельности имеет образовательная область «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию (П. Р. Атутов, В. М.Казакевич, Е. М. Муравьев, М. Б. Павлова, И. А Сасова, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и другие) указывают на необходимость развития личностного потенциала  
учащихся в процессе проектной учебной деятельности.

     В современных научных исследованиях  получили практическое обоснование содержание и дидактические условия проектной деятельности младших школьников (М. Н. Конышева, Н. В.Матяш, В. Д.Симоненко), учащихся 5-7-х классов (Л Н. Иляева, В. С. Капустин, М. Б. Павлова, И. А Сасова), студентов профессиональной подготовки (М. Б. Романовская, С. М. Шустов).

     Особую  актуальность развитие познавательной активности приобретает в старшем подростковом возрасте в условиях формирования в этот период онтогенеза сложных форм аналитико-синтетической деятельности. Однако проблема развития познавательной активности студентов в процессе проектной деятельности на уроках технологии специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить познавательную активность выпускников педагогического колледжа.

     Актуальность  исследования заключается в том, что реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития студента. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Необходимость постоянного совершенствования образовательной системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Социальный заказ общества выдвигает задачу развития самостоятельности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

     Поэтому не случайно, что основной целью  обучения на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая самостоятельно совершенствоваться в познавательной деятельности. Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составляет проблему исследования. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Использование проектной технологий в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин».

     Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.

     Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс обучения студентов педагогического колледжа.

     Предмет исследования: использования проектной технологии в системе педагогических дисциплин на занятий и во внеклассной работе, и особенности формирования познавательной активности и самостоятельности.

     Гипотеза  исследования: если в процессе обучения при изучении педагогических дисциплин применять основные классификационные признаки проектов, то это будет способствовать повышению познавательной активности и росту самостоятельности студентов.

     Для решения поставленной цели требуется решение следующих задач:

     • разобрать методы активизации познавательной активности, деятельности, уровни самостоятельности;

     • дать теоретическое обоснование  проектной методики обучения в ее психологическом и дидактическом  аспектах;

     • исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин;

     • исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

     Практическая  значимость заключается в эффективном применении в педагогическом процессе проектной технологии.

     В ходе работы над этой темой, нами были применены следующие Методы исследования: 1) изучение и анализ научно-теоретической литературы по данной проблеме.

     2) наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.

     База  исследования: Педагогический колледж №1 г.Уфа ул.Малая Шелководная

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов  педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин

1.1. История метода проектов.

     Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

     Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения. [3с.66]

     Чтобы ученик воспринимал знания как действительно  нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

     Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. [9с.54].

     Есть  несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

     • не было учителей, способных работать с проектами;

     • не было разработанной методики проектной  деятельности;

     • чрезмерное увлечение «методом проектов»  шло в ущерб другим методам  обучения;

     • «метод проектов» неграмотно соединили  с идеей «комплексных программ»;

     • отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

     В СССР метод проектов возрождать в  школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли  активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. [9с.62]. 

     1.2.Проектные технологии и их классификация

     Личностная  ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу перевод обучающегося в режим саморазвития.

     Дьюи  рассматривал метод проектов как  универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. [5с.132]

     Организованный  учебный процесс все в большей  степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Информация о работе Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин