Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48
Использование
проективных технологии в обучение
студентов педагогического
Оглавление
Введение
Метод проектов позволяет решить дидактическую задачу, которая заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Тем самым уроки превращаются в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются интересные задачи, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны.
Психологический
аспект развития познавательной активности
исследовался в работах Ю. Н. Кулюткина,
А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. М. Матюшкина,
С. Л. Рубинштейна и др. В отечественной
педагогической науке эта проблема расcматривались
в трудах П. П. Аристовой, В. С. Данюшенкова,
В. И. Лозовой, Г. И. Шамовой, Г. И. Щукиной
и других ученых, определяющих познавательную
активность как одно из ключевых качеств
личности, формирование, которого является
целью обучения. Субъектная позиция ученика
формируется в условиях активных форм
и методов обучения, которые ориентированы
на персональный характер образования
на основе приоритетного отношения к его
интересам и потребностям. Большие возможности
для развития познавательной активности
школьников создает проектная учебная
деятельность.
Историографию метода проектов можно
проследить в работах П. П. Блонского, В.
П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э.
Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина,
А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих
метод проектов как обучение на активной
деятельностной основе. Вопросы применения
метода проектов в процессе обучения как
средства активизации самостоятельной
учебно-познавательной деятельности студентов
и применения полученных знаний для решения
практических проблем отражены в трудах
М. Ю. Бухариной, В. В. Гузеева, Е. С. Полат,
И. Д. Чечель и других.
Наиболее
благоприятные условия для
учащихся в процессе проектной учебной
деятельности.
В
современных научных
Особую актуальность развитие познавательной активности приобретает в старшем подростковом возрасте в условиях формирования в этот период онтогенеза сложных форм аналитико-синтетической деятельности. Однако проблема развития познавательной активности студентов в процессе проектной деятельности на уроках технологии специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить познавательную активность выпускников педагогического колледжа.
Актуальность исследования заключается в том, что реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития студента. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Необходимость постоянного совершенствования образовательной системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Социальный заказ общества выдвигает задачу развития самостоятельности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Поэтому не случайно, что основной целью обучения на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая самостоятельно совершенствоваться в познавательной деятельности. Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составляет проблему исследования. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Использование проектной технологий в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин».
Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования: использования проектной технологии в системе педагогических дисциплин на занятий и во внеклассной работе, и особенности формирования познавательной активности и самостоятельности.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения при изучении педагогических дисциплин применять основные классификационные признаки проектов, то это будет способствовать повышению познавательной активности и росту самостоятельности студентов.
Для решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
• разобрать методы активизации познавательной активности, деятельности, уровни самостоятельности;
•
дать теоретическое обоснование
проектной методики обучения в ее
психологическом и
• исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин;
• исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.
Практическая значимость заключается в эффективном применении в педагогическом процессе проектной технологии.
В ходе работы над этой темой, нами были применены следующие Методы исследования: 1) изучение и анализ научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2) наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.
База исследования: Педагогический колледж №1 г.Уфа ул.Малая Шелководная
Глава
1. Теоретический анализ
по проблеме использования проектной технологии в обучение
студентов педагогического колледжа
при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения. [3с.66]
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. [9с.54].
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
• не было учителей, способных работать с проектами;
• не было разработанной методики проектной деятельности;
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В
СССР метод проектов возрождать в
школе не торопились, а в англоговорящих
странах – США, Канаде, Великобритании,
Австралии, Новой Зеландии – применяли
активно и весьма успешно. В Европе он
прижился в школах Бельгии, Германии, Италии,
Нидерландов, Финляндии и многих других
стран. Разумеется, со временем произошли
изменения; сам метод не стоял на месте,
идея обросла технологической поддержкой,
появились подробные педагогические разработки,
позволяющие перевести метод проектов
из категории педагогических «произведений
искусства» в категорию «практических
приемов». Родившись из идеи свободного
воспитания, метод проектов постепенно
«самодисциплинировался» и успешно интегрировался
в структуру образовательных методов.
Но суть его остается прежней – стимулировать
интерес учеников к знанию и научить практически
применять эти знания для решения конкретных
проблем вне стен школы. [9с.62].
1.2.Проектные технологии и их классификация
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития.
Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. [5с.132]
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.