Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48

Работа содержит 1 файл

курсовая сережааааааааааааа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

     В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Проект возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя “ предъявлять”, высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.

     Работа  над проектом с точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, и имеет особое значение для самих открывателей.

     Актуальность  проектной технологии заключается  в радикальных изменениях, связанные с разгосударствлением общественной жизни, которые затронули и систему российского образования. Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность студентов и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

     Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках и во внеурочной деятельности.

     Задачи:

     1.Определение  содержания проективной методики  как образовательной технологии.

     2.Краткая  классификация видов проектной  деятельности.

     3.Описание  опыта применения метода проектов.

     4.Составление  методики работы над исследовательскими  проектами.

     5.Определение перспектив дальнейшей работы.

     По- нашему мнению, выполнение данных задач поможет автору сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания и внеклассной работы по предмету.

     При подготовке доклада были использованы работы Г.В.Балаян, В.Н.Буркова, Д.А.Новикова, В.В.Васильева, В.В.Гузеева, Н.Ю.Ерофеевой, Т.А.Новиковой, Г.Г.Новиковой, В.И.Слободчикова, И.Д.Чечель, Т.И.Шамовой, А.Н.Малинина, А.С.Сиденко и др.

     В современном российском образовании  различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.

     Метод проектов (проективная методика), как  образовательная технология-это  дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения  определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

     Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

     Исходя  из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

     Прикладные  проекты отличают следующие черты:

  • четко обозначенный результат деятельности;
  • тщательное продумывание структуры проекта;
  • четкое распределение функций между участниками;
  • оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

     Исследовательские проекты подразумевают:

  • деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
  • наличие этапов, характерных для любой научной работы.

     Информационные  проекты направлены на изучение характеристик  процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта  похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

     Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:

  • конструирование гипотетической игровой ситуации;
  • исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
  • результат остается неизвестным до конца работы.

     Ролево-игровые  проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

     В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

     По  характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

     В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

     Выводы  по II главе

     В данном параграфе, проведен анализ использования метода проекта в учебной и внеклассной  деятельности:

     Преподаватели педагогических дисциплин используют не только традиционные технологии преподавания: уроки, лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, разнообразные виды деятельности во внеурочное время, но и встречи с разного уровня специалистами, дискуссионные клубы, творческие встречи, конференции и т. д. Сегодня необходимо расширять в этой сфере формы коммуникации и контактов.

     Среди инновационных подходов к организации  учебного процесса в колледже апробированы преподавателями гуманитарных дисциплин  разнообразные педагогические технологии, формы, методы, и приёмы

     Для того чтобы учащиеся ориентировались на саморазвитие и самоуглубление полученных базовых знаний, на самоорганизацию при обучении, проводятся уроки с применением проектной деятельности.

     Для наиболее активных, увлечённых участников диалога в группе попытка разрешения проблемной ситуации, смоделированной проектом, станет импульсом обращения к иным книжным и электронным источникам информации по проблеме, выходу в открытое информационное пространство в поисках аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к исследовательской деятельности.

     Преподаватель приобщает студентов к исследовательской деятельности, используя современные образовательные технологии (приёмы обучения на основе действий по определённому алгоритму).

     При организации совместных ролевых занятий на уроках педагогического цикла наиболее целесообразны частично-поисковый метод, диалог, драматизация, репродукция, импровизация и риторическое представление школьника в роли.

     Главными направлениями внеклассной работы, с использование метода проектов, являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;
  • закрепление и развитие знаний о науке;
  • развитие мышления;
  • выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;
  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

     Проектная деятельность воспитывает и развивает  самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой  совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать соё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.

     В ходе работы над проектом воспитывается  коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Проект возможность  научиться понимать и выражать себя, не бояться себя “ предъявлять”, высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.

      
 
 
 
 

     Заключение

     Проектная методика является новой педагогической технологией  обучения и представляет собой возможную  альтернативу традиционной классно-урочной  системе. Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлена тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности студента, его подготовки к реальной деятельности.

     В процессе целенаправленного  анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме развития познавательной активности и самостоятельности студентов на основе метода проектов мы пришли к выводу, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного образования:

     • сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

     • шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);

     • стимулировать  у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

     • усилить степень автономии учащихся;

     • пересмотреть традиционную роль учителя и студента на уроке

     Применение проектной  методики повышает интерес студентов к учебе. Современные подходы к обучению подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора.

     Проект-это возможность  учащимся выразить свои собственные  идеи в удобной для них творчески  продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим  оформлением), демонстрация моделей  с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т. д.

     В процессе проектной  работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как  индивида и как члена проектной  работы. Самое важное то, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.

     Выполнение заданий  проекта выходят за рамки урока  и требует много времени, но часто  усилия оправдывают себя, так как  при этом решается ряд важных задач:

     • занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая эмоциональную сферу. Благодаря чему усиливается мотивация учащихся к обучению;

     • учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

     • в проекте успешно  реализуется различные формы  организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом;

     • в проектной  работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося, так, прежде всего, учитываются  его интересы. Жизненный опыт и индивидуальные способности;

     • совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать  результаты своего труда, а именно написать статью для газеты, сообщение, обработать статистические данные, оформить коллаж, стенгазету, выставку, презентацию.

Информация о работе Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин