Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48
В зависимости от степени творческой самостоятельности студентов в учении выделяют репродуктивные и проблемно-поисковые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Репродуктивные методы характеризуют такой способ обучения, при котором ведущее место значение имеет запоминание ученикам сообщаемой различным образом учителем информации.
Проблемно-поисковые методы предполагают создание учителем проблемных ситуаций, активное размышление учеников и на этой основе самостоятельное продвижение их в усвоении новых знаний.
В зависимости от степени педагогического управления деятельностью учащихся выделяют методы учебной работы под руководством учителя и методы самостоятельной работы. При этом в ходе самостоятельной работы происходит опосредованное управление ею со стороны педагога, так как ученик чаще всего при этом руководствуется ранее полученными инструкциями, указаниями учителя и пр., хотя в данный момент педагог непосредственно и не контактирует с ним.
Методы стимулирования и мотивации учения подразделяются на ряд подгрупп в зависимости от избираемого основания для классификации. Здесь необходимо учесть два основных мотива учения: мотивы познавательного интереса и мотивы долга в учении. Соответственно можно выделить две подгруппы методов: методы формирования интереса к учению и методы развития долга и ответственности в учении.
В
группе методов контроля и самоконтроля
можно выделить: методы устного, письменного
и лабораторно-практического
Большинство исследователей проблемы методов обучения приходят к выводу, что в любом акте деятельности всегда сочетаются несколько методов. Методы всегда как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся.
Таким
образом, чтобы сформулировать активизацию
учебной деятельности и самостоятельности
учащихся, используется весь арсенал
методов организации и
Задача, стоящая перед колледжом, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. Так Е.С.Полат [10, с. 25-32] обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
•
в условиях все еще существующей
классно-урочной системы
•
это технология, которая позволяет
при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный
процесс успешнее достигать поставленные
государственным
• это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л.Бим, И.А.Зимней, Т.Е.Сахаровой, О.М.Моисевой, Е.С.Полат, И.Чечель, Д.Филлипс, и другие. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Применение проектной методики особенно актуально на средней ступени обучения. По-нашему мнению, именно на этом этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.
Проектная
методика как новая педагогическая
личностно-ориентированная
• особое внимание к индивидуальности человека, его личности
• четкость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Таким образом, применение проектной технологии активизирует познавательные процессы учащихся, а также развивает самостоятельность и интерес к изучению.
Говоря о проектной методики, мы имеем в виду, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Основная особенность проектной деятельности в образовательном процессе – то, что она является учебной. Это означает, что главной целью является развитие личности, а не получение объективного нового результата, как в «большой» науке.
Метод проектов предполагает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Поисковая, исследовательская деятельность учащихся рассматривается не только как процесс достижения того или иного результата, но и как организация процесса достижения этого результата.
Поэтому так важно не смешивать понятия «проект, как результат деятельности» и «проект, как метод познавательной деятельности».
Результаты работы над проектом должны быть «осязаемыми», в итоге учащиеся должны получить продукт, готовый к использованию на уроке, в школе, в жизни. Если говорить о методе проектов как об образовательной технологии, то она представляет собой совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Однако внедрение в колледж проектных технологий вызывает у большинства учителей неприятие и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Учитель выступает не как толкователь знаний, а как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требуются дополнительные затраты времени и усилий от учителя и ученика.
Непременным условием успешной проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования (определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.
Отсюда, основным требованием к использованию метода проектов являются:
• наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированных знаний, поиска для ее решения;
• практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (доклад на экологическую тему, совместный выпуск газеты, Интернет-сайт на образовательную тему и т.д.);
• самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
• структурирование содержательной части проекта (основные этапы, установленные сроки выполнения проекта);
•
использование
-
определение проблемы и
- выдвижение гипотез;
-
обсуждение методов
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.),
- сбор данных, их систематизация и анализ, подведение итогов, оформление результатов, презентация;
- выводы;
-
обозначение новых проблем,
Различают исследовательские, творческие, информационные и практико-ориентировочные виды проекта.
Исследовательские
проекты имеют четко
Творческие
проекты не имеет детально проработанной
структуры совместной деятельности
участников – она только намечается и
далее развивается в соответствии с требованиями
к форме жанра конечного результата. Это
может быть стенгазета, сценарий праздника,
видеофильм.
Информационные проекты направлены на
сбор информации, о каком-либо объекте,
явлении, на ознакомление участников проекта
с этой информацией, на ее анализ и обобщение
фактов. Эти проекты так же как и исследовательские,
требуют четко продуманной структуры:
тема проекта, источник получения информации
(статистическая обработка, анализ, сравнение,
обобщение и т. п.), форма представления
результатов (статья, реферат, доклад,
видеофильм, конференция).
Практико-ориентировочные проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии и другого характера; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности и участие каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
По
признаку предметно-содержательной области
проекта можно выделить монопроекты
проекты (выполняются в рамках одного
предмета) и межпредметные проекты
(интегрируется смежная
По
назначению различают текущие проекты
(для самообразования и
По продолжительности различают мини
проекты (до нескольких недель), средней
продолжительности (несколько месяцев)
и долгосрочные проекты (выполняются в
течение всего учебного года).
В зависимости от уровня подготовки учащихся, от темы и от цели, которую определяет учитель, проекты могут разрабатываться индивидуально или в группах по 2-5 человек.
Перед началом проектной работы ученик обязательно получает индивидуальное задание с исходными данными.
Организация проектной работы предполагает следующие этапы:
1. Подготовительный:
• представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
• выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;