Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48

Работа содержит 1 файл

курсовая сережааааааааааааа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

     В зависимости от степени творческой самостоятельности студентов в учении выделяют репродуктивные и проблемно-поисковые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

     Репродуктивные  методы характеризуют такой способ обучения, при котором ведущее место значение имеет запоминание ученикам сообщаемой различным образом учителем информации.

     Проблемно-поисковые  методы предполагают создание учителем проблемных ситуаций, активное размышление  учеников и на этой основе самостоятельное  продвижение их в усвоении новых знаний.

     В зависимости от степени педагогического  управления деятельностью учащихся выделяют методы учебной работы под  руководством учителя и методы самостоятельной  работы. При этом в ходе самостоятельной  работы происходит опосредованное управление ею со стороны педагога, так как ученик чаще всего при этом руководствуется ранее полученными инструкциями, указаниями учителя и пр., хотя в данный момент педагог непосредственно и не контактирует с ним.

     Методы  стимулирования и мотивации учения подразделяются на ряд подгрупп в зависимости от избираемого основания для классификации. Здесь необходимо учесть два основных мотива учения: мотивы познавательного интереса и мотивы долга в учении. Соответственно можно выделить две подгруппы методов: методы формирования интереса к учению и методы развития долга и ответственности в учении.

     В группе методов контроля и самоконтроля можно выделить: методы устного, письменного  и лабораторно-практического контроля, программированного и непрограммированного контроля и самоконтроля и др.

     Большинство исследователей проблемы методов обучения приходят к выводу, что в любом  акте деятельности всегда сочетаются несколько методов. Методы всегда как  бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся.

     Таким образом, чтобы сформулировать активизацию  учебной деятельности и самостоятельности  учащихся, используется весь арсенал  методов организации и осуществления  учебной деятельности. Особенностью всех методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся. К методам способствующим активизации познавательной активности и самостоятельности также относят метод проектов.

     Задача, стоящая перед колледжом, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. Так Е.С.Полат [10, с. 25-32] обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:

     • в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий  проектная методика наиболее легко  вписывается в учебный процесс  и может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

     • это технология, которая позволяет  при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным образовательным стандартом образования цели;

     • это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

     На  современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л.Бим, И.А.Зимней, Т.Е.Сахаровой, О.М.Моисевой, Е.С.Полат, И.Чечель, Д.Филлипс, и другие. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

     Применение  проектной методики особенно актуально на средней ступени обучения. По-нашему мнению, именно на этом этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.

     Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

     • особое внимание к индивидуальности человека, его личности

     • четкость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

     Таким образом, применение проектной технологии активизирует познавательные процессы учащихся, а также развивает самостоятельность и интерес к изучению.

     Говоря  о проектной методики, мы имеем  в виду, способ достижения дидактической  цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Основная особенность проектной деятельности в образовательном процессе – то, что она является учебной. Это означает, что главной целью является развитие личности, а не получение объективного нового результата, как в «большой» науке.

     Метод проектов предполагает обязательное наличие  проблемы, требующей исследования. Поисковая, исследовательская деятельность учащихся рассматривается не только как процесс достижения того или  иного результата, но и как организация  процесса достижения этого результата.

     Поэтому так важно не смешивать понятия  «проект, как результат деятельности»  и «проект, как метод познавательной деятельности».

     Результаты  работы над проектом должны быть «осязаемыми», в итоге учащиеся должны получить продукт, готовый к использованию на уроке, в школе, в жизни. Если говорить о методе проектов как об образовательной технологии, то она представляет собой совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

     Однако  внедрение в колледж проектных технологий вызывает у большинства учителей неприятие и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Учитель выступает не как толкователь знаний, а как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требуются дополнительные затраты времени и усилий от учителя и ученика.

     Непременным условием успешной проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования (определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.

     Отсюда, основным требованием к использованию  метода проектов являются:

     • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированных знаний, поиска для ее решения;

     • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (доклад на экологическую тему, совместный выпуск газеты, Интернет-сайт на образовательную тему и т.д.);

     • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

     • структурирование содержательной части  проекта (основные этапы, установленные  сроки выполнения проекта);

     • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

     - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

     - выдвижение гипотез; 

     - обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и прочее);

     - обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.),

     - сбор данных, их систематизация  и анализ, подведение итогов, оформление результатов, презентация;

     - выводы;

     - обозначение новых проблем, возникших в ходе исследования.

     Различают исследовательские, творческие, информационные и практико-ориентировочные виды проекта.

     Исследовательские проекты имеют четко продуманную  структуру, которая практически  совпадает со структурой реального  научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

     Творческие  проекты не имеет детально проработанной  структуры совместной деятельности участников – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме жанра конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, видеофильм.  
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, на ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта, источник получения информации (статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т. п.), форма представления результатов (статья, реферат, доклад, видеофильм, конференция).

     Практико-ориентировочные  проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии и другого характера; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности и участие каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

     По  признаку предметно-содержательной области  проекта можно выделить монопроекты  проекты (выполняются в рамках одного предмета) и межпредметные проекты (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); и надпредметные проекты (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

     По  назначению различают текущие проекты (для самообразования и проектной  деятельности из учебного курса выносится  часть содержания обучения), и итоговые проекты (по результатам выполнения проекта оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала).  
По продолжительности различают мини проекты (до нескольких недель), средней продолжительности (несколько месяцев) и долгосрочные проекты (выполняются в течение всего учебного года).

     В зависимости от уровня подготовки учащихся, от темы и от цели, которую определяет учитель, проекты могут разрабатываться  индивидуально или в группах по 2-5 человек.

     Перед началом проектной работы ученик обязательно получает индивидуальное задание с исходными данными.

     Организация проектной работы предполагает следующие этапы:

     1. Подготовительный:

     • представление ситуаций, позволяющих  выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

     • выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

Информация о работе Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин