Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать возможности проектной деятельности для развития самостоятельности и познавательной активности у студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме использования проектной технологии в обучение студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин
1.1. История метода проектов………………………………………………….7
1.2.Проектные технологии и их классификация………………………….....9
1.3. Методы проектной технологии способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа. 14
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта
2. 1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин………………………………………………………………………26
2.2. Проектная деятельность в учебной и внеклассной работе как средство развития познавательной активности и самостоятельности
39
Выводы по II главе 43
Заключение………………...……………………………………………………45
Список использованной литературы 48

Работа содержит 1 файл

курсовая сережааааааааааааа.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

     • обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в  каждой группе по одной гипотезе), возможных  источников информации для проверки выдвинутой гипотезы;

     • оформление результатов.

          2. Основной:

     • работа в группах над поиском  фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;

     • текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

     3. Заключительный:

     • защита проектов;

     • оценка результатов, выявление новых проблем.

     Этап  практического использования результатов  работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т.д.)

     В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

     Правильно организованная проектная работа, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.

     Организация учебного проекта предполагает организацию  творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности. [18, 33]

Выводы  по I главе

     Проведенный анализ научной литературы и наш  собственный опыт показывают, что развитие познавательной активности студентов в процессе проектной деятельности эффективно при реализации определенных педагогических условий. В качестве первого педагогического условия развития познавательной активности мы рассматриваем педагогическое стимулирование проектной деятельности учащихся.

     Опыт  работы в колледже показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в студентах активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

     Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и студента, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности студентов, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

     Реализация  метода проектов на практике ведет  к изменению роли и функции  педагога. Учитель при таком подходе  выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих студентов.

     В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков  работы над отдельной темой или крупным блоком курса.

        Результатом  внедрения  в  образовательный процесс учебных  исследовательских проектов являются:

     - формирование у обучающихся умения  самостоятельно привлекать знания  из различных областей;

     -умение  самостоятельно находить информацию в информационном поле;

     -умение  выдвигать гипотезы;

     -умение  планировать организацию своей  деятельности;

     -умение  находить несколько вариантов  решения проблемы;

     -освоение  обучающимися методологии исследовательской  деятельности;

     - умение устанавливать причинно-следственные связи.

     Важным  моментом  в исследовательской  деятельности обучающихся является  признание результата их деятельности полезным, значимым для  других, положительная  оценка сверстниками.

        Применение  метода проектов способствует  формированию самостоятельной и активной позиции обучающихся в образовательном процессе.   
 
 

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития познавательной  активности и самостоятельности студентов педагогического колледжа при изучение педагогических дисциплин с помощью метода проекта

1.1. Реализация метода проектов при изучении педагогических дисциплин

 

       Известно, что педагогическое образование из всех областей знания оказывает самое большое воспитательное воздействие на обучающегося. Действительно, гуманитарные науки вносят определяющий вклад в развитие культуры личности, а педагогические дисциплины, составляющие значительную часть образовательных программ, позволяют сформировать высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и интеллектуальным, духовным потенциалом.

     В современное время очевидно одно: подходы к теории и практике образования  и воспитания заметно меняются под  влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования программирования, медиасредств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения и т. д.

     Преподаватели педагогических дисциплин используют не только традиционные технологии преподавания: уроки, лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, разнообразные виды деятельности во внеурочное время, но и встречи с разного уровня специалистами, дискуссионные клубы, творческие встречи, конференции и т. д. Сегодня необходимо расширять в этой сфере формы коммуникации и контактов.

     Среди инновационных подходов к организации  учебного процесса в колледже апробированы преподавателями гуманитарных дисциплин  разнообразные педагогические технологии, формы, методы, и приёмы

     Для того чтобы студенты ориентировались на саморазвитие и самоуглубление полученных базовых знаний, на самоорганизацию при обучении, проводятся уроки с применением проектной деятельности.

     Для наиболее активных, увлечённых участников диалога в группе попытка разрешения проблемной ситуации, смоделированной проектом, станет импульсом обращения к иным книжным и электронным источникам информации по проблеме, выходу в открытое информационное пространство в поисках аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к исследовательской деятельности.

     Преподаватель приобщает студентов к исследовательской деятельности, используя современные образовательные технологии (приёмы обучения на основе действий по определённому алгоритму).

     При организации совместных ролевых  занятий на уроках педагогического цикла наиболее целесообразны частично-поисковый метод, диалог, драматизация, репродукция, импровизация и риторическое представление студентов в роли.

     Частично-поисковый  метод допускает деление изучаемого материала на части (роли), их «исполнение» студентами по цепочке и подведение всех умений к общему результату.

     Хороший результат даёт использование метода проектов. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне окружения, недостаточно выполнять только условно-коммуникативные упражнения. Необходимо дать возможность студентам мыслить, высказывать и отстаивать своё мнение, приводить убедительные аргументы. Применение метода проектов позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами.

     Итак, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности студента, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность студента в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

     Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:

     а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

     б) включает в себя обоснованную систему  приемов и форм деятельности учителя  и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

     в) применяется при изучении разных педагогических дисциплин.

         Метод проектов

 

Рис. 1   Модель организации метода проектов на уроках  и начал анализа в условиях обучения.

В основе поэтапной реализации спроектированной модели лежит модель совместно-распределенной деятельности учителя и учащихся в процессе работы над проектами, представленная в таблице 2.

Таблица 2

Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся в процессе работы над проектами

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 2
1. Накопление фактов
1.1. Актуализация знаний, умений
Организация деятельности учащихся по выявлению  ориентировочной основы – исходные знания и способы действий, необходимые для выполнения исследовательского проекта. Определение каждым учащимся собственной ориентировочной  основы (исходные знаний и способы  действий)
1.2. Создание учебно-проблемной ситуации – мотивирующая задача
Выбор задачи, содержащей проблему. Участие в постановке проблемной задачи.
1.3. Постановка проблемы
Фиксация  затруднений. Фиксация затруднений  в индивидуальной деятельности.
2. Выдвижение гипотез
2.1. Сбор фактического материала
Задание направления проведения испытаний, посредством указаний, чертежей, пояснений и т.п. Изучение соответствующей  учебной или специальной литературы, проведение испытаний, попыток решения  частных проблем, варьирование числовыми  данными, изменение каких-либо параметров исходной задачи. Возможно выдвижение гипотез.
2.2. Систематизация и анализ полученного материала
Указание  способа систематизации фактического материала. Определение способа  систематизации материала и непосредственно  систематизация и анализ полученного  материала с помощью таблиц, диаграмм, схем, графиков и т.п. Возможно выдвижение гипотез.
2.3. Выдвижение гипотез
Организация процесса самостоятельной записи гипотезы на математическом языке. Выявления особенностей уже систематизированного фактического материала. Окончательное формулирование гипотез.
3. Проверка истинности доказательством
3.1. Проверка гипотез
Консультирование  учащихся по необходимости. Организация  дополнительного испытания. Проверка истинности гипотез посредством проведения еще одного испытания.
3.2. Доказательство или опровержение гипотез
Консультирование  учащихся по методу убывающих подсказок. Проводят доказательство выдвинутых гипотез в обобщенном виде.
4. Построение теории (продукта проекта)
4.1. Построение выводов, заключений
Осуществление консультации по построению проекта. Обобщение и  систематизация полученной в процессе исследовательской деятельности информации.
4.2. Подготовка к презентации полученных результатов
  Оформление  полученной информации в виде продукта, наполненного образовательным смыслом (опорный конспект, задачник…).
5. Выход в практику
5.1. Презентация
Организация презентации учащимися результатов  исследовательских проектов. Презентация учащимися  результатов исследовательских  проектов.
5.2. Рефлексия
Обобщение и резюмирование полученных результатов.

Самооценка деятельности.

Определение содержания корректировочной работы с учетом полученных результатов.

Восстановление  последовательности выполненных действий. 
Изучение продукта проекта с точки зрения его эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. 
Осуществление взаимооценки, самооценки. 
Выдвижение гипотез по отношению к будущей деятельности. 
Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

Информация о работе Использование проективных технологии в обучение студентов педагогического коллежджа при изучение педагогических дисциплин