Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение принципов развивающего обучения и способов реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
-Рассмотрение понятия развивающего обучения, общих принципов, сущности и значения развивающего образования.
-Выделение принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях
- определение требований к результатам освоения содержания дисциплины «Экономика».

Содержание

Введение.
Глава 1.Развивающее обучение, как составляющая экономических дисциплин.
1.1.Общие принципы развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.2.Основные характеристики развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.3.Сущность и значение развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.4.Особенности методики преподавания принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях.
1.5.Использование технологии развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Глава 2.Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
2.1.Организация исследования.
2.2.Исследование принципа развивающего обучения -высокий темп изучения материала - и применение его на занятиях по «Экономике отрасли»
2.3. Исследование принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе
2.4.Значение принципов развивающего обучения на дисциплине «Экономика отрасли».
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

л. курсовая.docx

— 373.37 Кб (Скачать)

     На 100% усвоили материал 5 студентов, а  это практически половина группы. От 55 до 60 % процентов усвоили материал другие 5 студентов. Один студент имел 48% правильных ответов, и один- 25%.

     При целенаправленной работе над развитием  всех учащихся были получены хорошие  результаты, но и стало заметно, что  успевают одни и те же ребята, то есть более сильные, которым не требовалось  более детального и глубокого  изучения дисциплины «Экономика предприятия». Конкретно не успевали за остальными двое студентов, которые, видимо, были немного слабее других. Поэтому, мы считаем, что этот принцип развивающего обучения Занкова хорош тем, что он пытается уровнять всех ребят для того, чтобы никто не чувствовал себя слабее. Но и минус этого принципа в том,

39

что неуспевающие, более слабые ребята так и будут  отставать от более сильных студентов, так как им требуются дополнительные занятия. 

     2.5. Значение применения  принципов развивающего  обучения на дисциплине  «Экономика отрасли».

     При исследовании было выявлено, что при освоении любой деятельности студент приобретает определенные способности: например, в труде ребенок обретает способность к планированию, в игре - к воображению и действию в уме. В учебной деятельности он обретает способность учить себя, или умение учиться.

     С помощью принципов развивающего обучения, таких как: высокий темп изучения материала и целенаправленная работа над развитием всех учащихся:

     1)Учащийся  в большей степени становится  субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном  процессе, выполняя творческие, поисковые,  проблемные задания. Осуществляется  взаимодействие обучающихся друг  с другом при выполнении заданий  в паре, группе.

     2) Учащийся имеет определенный  уровень самостоятельности в  изучении наук.

     3) Достигается высокое качество  знаний и их соответствие требованиям  программ.

     Важнейшая задача - организовать учебную деятельность так, чтобы материал запоминался  тогда, когда учащийся занят непосредственно  материалом, а не специально запоминанием этого материала.

     Результаты  исследования показали: в процессе учебной деятельности учащегося, большую  роль играет уровень его развития :внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование этих характеристик более эффективно при

40

целенаправленной  работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей учащихся.

     Таким образом, эти два принципа нельзя сравнивать, так как наилучшего результата мы достигнем, используя их в совокупности с другими принципами. Каждый из них эффективен в обучении, но высокого результата мы добьёмся только используя все принципы.

     Выводы по второй главе:

Анализ и проведение нами исследования позволяют констатировать следующее:

1. Эффективность  формирования экономического мышления  находится в прямой зависимости  от уровня обучения, уровня активности  ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности  в этом процессе.

2. Средствами  развития экономического мышления  мы считаем следующие: 

- использование  принципов развивающего обучения;

- постановку  проблемных задач и заданий  на уроке; 

- выполнение  творческих проектов и заданий  учащимися; 

- критическая  постановка вопросов, споры, мозговые  штурмы, ситуационный анализ;

3. Активизация  деятельности учащихся будет  эффективной, если:

- создается среда  обучения, в которой учащиеся  могут проводить исследования, делать  открытия и осуществлять разработки;

- применяются  технологии развивающего обучения 

- осуществляется  моделирование системы уроков  по каждой теме (разделу) экономических  курсов.

4. К условиям  активной деятельности учащихся  в процессе изучения экономических  дисциплин мы относим: 

- учет возрастных  особенностей учащихся;

41

- обучение на  соответствующем уровне трудности  ("зона ближайшего развития");

- формирование  условий для совместной деятельности, общения учащихся в учебном  процессе;

- личность учителя,  его отношения с учениками  и готовность овладеть новым  педагогическим мышлением, целостной  технологией организации деятельности  и творческого взаимодействия  с учащимися.

5) Использование  принципов развивающего обучения  в  процессе преподавания экономических  дисциплин дает высокий конечный  результат: 

- повышается  уровень знаний учащихся, усиливаются  мотивы учения, повышается интерес  к изучаемому предмету и процессу  обучения в целом; 

- создается среда  обучения, в которой учащиеся  могут проводить исследования, делать  открытия, осуществлять разработки  и проекты, заниматься активной  образовательной деятельностью; 

- происходит  успешное становление личности, так как познавательные и духовные  потребности ученика находят  свое удовлетворение в содержании  педагогического процесса;

- формируется  гуманная система взаимоотношений  "учитель - ученик", "ученик - ученик" при сочетании требовательности  и уважения к личности, положительных  эмоций в общении; 

- создается перспектива  индивидуального роста, личного  интереса: ученик получает новые  знания, умения, навыки, повышается  его социальный статус в ученическом  коллективе.

В ходе исследования возникли проблемы, решение которых  не относилось к поставленным задачам. Пути их решения требуют отдельного самостоятельного изучения. Дальнейшая работа может затронуть такие  процессы, как разработка подходов к выбору системы путей и средств  использования принципов развивающего обучения в процессе непрерывного экономического образования; разработка путей и  средств во внеклассной работе использования  принципов развивающего обучения по экономическому воспитанию учащихся. 

42

Заключение.

     Развивающее обучение предполагает перспективу  саморазвития ребенка и расширения его сознания на основе познавательно-творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей. Осуществление  идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной  модели взаимодействия между воспитателем и ребенком. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель - содействовать становлению  ребенка как личности. Способы  общения - понимание, признание и  принятие личности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку  зрения и не игнорировать его чувства  и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Взгляд на ребенка - как на полноправного  партнера.

     Сознательность, активность и самостоятельность  учащихся в обучении – необходимо активное овладение детьми знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы, сотрудничества педагога и воспитанников  в осознанном достижении целей обучения.

       Чем же привлекает эта система  педагогов? Прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи, которые всегда волновали учителей, но оказывались нерешенными: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным.

     Кроме того, развитие детей в данной системе  понимается не как развитие отдельных  психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, - а как  общее развитие личности – развитие воли, ума и чувств. Это является основной целью обучения в системе Л.В. Занкова . Не только усвоение, а переработка знаний, в которых участвуют различные

43

виды  умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные  виды памяти, воображение, характеризуют  развитие ума. В свою очередь развитие ума связано с развитием воли - желанием и умением поставить  перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее. И наконец, развитие чувств во всем своем многообразии – эстетических, нравственных, интеллектуальных – это то, что составляет духовное богатство человека.

       Являясь личностно ориентированной,  система отличается верой в  каждого ребенка, в его силы, она принимает его таким, каков  он есть, и учитывает, что при  общем обучении развитие ребенка  сугубо индивидуально.

     Состояние неудовлетворенности традиционной системой образования, желание кардинально  перестроить учебный процесс  приводит учителя к осмыслению системы  развивающего обучения, разработанной  Л.В.Занковым, к реализации ее дидактических принципов и типических свойств.

     Отдельные свойства методической системы Л.В. Занкова: многогранность, процессуальность, вариативность процесса обучения, коллизии (проблематизация содержания), работа над развитием сильных и слабых детей, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, продвижение в изучении материала быстрым темпом (обучение русскому языку именно это и предполагает) – в той или иной мере были свойственны и традиционной школе. Поэтому в рамках данной статьи целесообразно показать возможность реализации на уроках русского языка тех дидактических принципов, которые отличают систему развивающего обучения Л.В Занкова от традиционной школы: системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения. Отличает систему развивающего обучения и то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных

44

возможностей, которые позволяют ребенку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку трудных заданий. Взрослый (учитель, родители) руководит поиском ответов на поставленный ребенком вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ребенок работает самостоятельно. Работа учителя с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации у детей самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя. Знания, умения, навыки, формирование которых является основной задачей традиционной школы, в системе Занкова являются только базой, информационным фундаментом, необходимым для развития потенциальных возможностей ребенка.

     Ядром системы Занкова является не изолированное изучение отдельных тем программы, а системность обучения. Человеческий язык – сложная система, и обучение языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученик привыкал искать связи между различного уровня языковыми единицами, мог рассматривать слово с разных точек зрения (фонетики, графики, словообразования, лексикологии, грамматики), тем не менее осознавая неповторимое единство всех этих сторон в одном слове, восхищаясь удивительным даром – языком.

     Таким образом, мы рассмотрели принципы развивающего обучения и способы реализации их на занятиях по экономическим дисциплинам  и решили следующие задачи:

     -Рассмотрели  понятие развивающего обучения, общих принципов, сущности и  значения развивающего образования.

     45

     -Выделили  принципы развивающего обучения  на занятиях экономических дисциплин  в современных условиях

     - определили требования к результатам  освоения содержания дисциплины  «Экономика».

     В настоящей работе предпринята попытка  рассмотреть одну из важнейших педагогических проблем - активизация познавательной деятельности.

     Проведенное нами исследование показало, что применение принципов развивающего обучения (высокий  темп изучения материала, целенаправленная работа над развитием всех учащихся), позволяет в значительной мере решить проблему активизации познавательной деятельности студентов при изучении экономических дисциплин.

Информация о работе Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин