Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 03:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение принципов развивающего обучения и способов реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
-Рассмотрение понятия развивающего обучения, общих принципов, сущности и значения развивающего образования.
-Выделение принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях
- определение требований к результатам освоения содержания дисциплины «Экономика».
Введение.
Глава 1.Развивающее обучение, как составляющая экономических дисциплин.
1.1.Общие принципы развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.2.Основные характеристики развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.3.Сущность и значение развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.4.Особенности методики преподавания принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях.
1.5.Использование технологии развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Глава 2.Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
2.1.Организация исследования.
2.2.Исследование принципа развивающего обучения -высокий темп изучения материала - и применение его на занятиях по «Экономике отрасли»
2.3. Исследование принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе
2.4.Значение принципов развивающего обучения на дисциплине «Экономика отрасли».
Заключение.
Библиографический список.
Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Как считает Занков, суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий. В учении различают: учебную деятельность, в процессе которой происходит усвоение, и собственно усвоение как основное содержание учебной деятельности. Специфичным для учения является его ориентация на овладение школьниками способами деятельности еще в процессе ее конструирования.
Как пишет Давыдов В.В. содержание деятельности, которое ученик должен усвоить в процессе обучения, связывается в его сознании с выполнением действия (системы действий). Таким образом, учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели, орудия и
9
инструменты
познания вне деятельности (вне системы
действий) теряют свою силу. Следовательно,
предметом деятельности учения в
структуре развивающего обучения является
не усвоение как таковое, а собственно
учебная деятельность, в процессе
конструирования и
Согласно
данным отечественных психологов, всякая
деятельность, в процессе которой
у человека появляются те или иные
новые психические образования,
знания или способы деятельности,
может рассматриваться как
Для обоснования и развития теории развивающего
обучения важно следующее: во внешнем
плане деятельность выступает в основном
своей предметной стороной. [3]
Таким образом, под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды
10
деятельности,
использование в преподавании дидактических
игр, дискуссий, а также методов
обучения, направленных на обогащение
творческого воображения, мышления,
памяти, речи. Развивающее обучение
учитывает и использует закономерности
развития, приспосабливается к уровню
и особенностям индивидуума. Педагогические
воздействия опережают, стимулируют,
направляют и ускоряют развитие наследственных
данных личности. Ребенок является
полноценным субъектом учебной
деятельности. Развивающее обучение
направлено на развитие всей целостной
совокупности качеств личности. Развивающее
обучение происходит в зоне ближайшего
развития ребенка.
1.2.Общие принципы развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная
идея заключается в том, что все
знания, которым можно научить
учащихся, делятся на три вида. Первый
вид включает в себя то, что ученик
уже знает. Третий – это, наоборот,
то, что ученику абсолютно
Другими словами, зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (степень трудности самостоятельно решаемых задач) и уровнем потенциального развития (чего ученик может достигнуть).[10]
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
Л.В.
Занков выделил несколько принципов развивающего
обучения:
11
1. Обучение на высоком уровне трудности. Ученик стремится преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся. Это ведет к развитию способностей ученика и его самостоятельности.
2.
Ведущая роль теоретических
3.
Высокий темп изучения
4.
Осознание учащимися процесса
учения. Ученик осознает себя
как субъект учебной
5.
Целенаправленная работа над
развитием всех учащихся. Нельзя
разделять учеников по
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделили следующие дидактические принципы в своей концепции:
1.
В обучении главную роль
2.
Учебная деятельность
12
3.
Овладение теоретическими
4.
Усвоение знания происходит
5.
Учащиеся не создают
Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода. Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.
1.3.Сущность
и значение развивающего
Методика
развивающего обучения – это система
качественно новых знаний, предлагающих
принципиально иное построение учебной
деятельности, не имеющей ничего общего
с репродуктивным, основанным на натаскивании
и зазубривании, обучении и консервативном
педагогическом сознании.
Суть концепции развивающего обучения
Занкова Л.В. заключается в создании условий,
когда развитие школьника превращается
в главную задачу как для учителя, так
и для самого ученика. Эта сложная педагогическая
13
проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная школа – первые 5 лет) – путем формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию, а в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для ее максимальной реализации. [9]
Д.Б.Эльконин
под развивающим обучением понимает способ
организации обучения, содержание, методы
и формы организации которого прямо ориентированы
на всестороннее развитие ребенка.
Развивающая система должна обеспечить
кроме знаний, умений и навыков, способы
самостоятельного постижения знаний по
учебным предметам. Только тогда эти знания
будут способствовать развитию способностей
в процессе осуществления самостоятельной
познавательной деятельности, а также
обеспечению эмоционально-ценностного
отношения к содержанию и процессу образования,
формированию гуманистической направленности
личности.
Такой подход культивирует творческое
отношение к деятельности, формирует обще
учебные умения, способствует овладению
средствами и способами мышления, развивает
воображение, внимание, память, волю, формирует
эмоциональную культуру и культуру общения.
[7]
По
мнению Давыдова В.В. , школа должна
формировать у учащихся прочную
основу знаний. Знания преобразуются
мышлением, и в этом смысле они
являются средством развития мышления.
Развитие мышления обеспечивается целенаправленно
организуемой деятельностью, когда в центре
внимания учителя оказывается проблема
не столько получения знаний, сколько
процесс включенности ученического интеллекта
в решение учебной задачи.
Владение приемами усвоения знаний закладывает
основу для активности человека и осознания
им самого себя как познающего субъекта,
умеющего самостоятельно строить процесс
познания.
Школа, работающая в системе развивающего
обучения, призвана передать
14
подрастающим поколениям опыт творческого мышления, творческой поисковой деятельности по решению новых проблем. [10]
Творческое
мышление, как считает Занков, характеризуют
следующие особенности:
- получение результата, которого раньше
никто не добивался;
- возможность действовать различными
путями в ситуации, когда не известно,
какой из них может привести к желаемому
итогу;
- многообразие способов, применяемых
для достижения результата;
- отсутствие достаточного опыта решения
подобных задач;
- необходимость действовать самостоятельно
без подсказки.[1]
Вывод: Разработчики технологии развивающего обучения считают, что система усвоенных школьником, сформированных в его сознании теоретических понятий становится основой дальнейшей эффективной творческой учебной деятельности школьников. Решая проблему развития мышления школьников, которая выступает в качестве основной цели обновляющейся школы, разработчики развивающего обучения обеспечивают решение и всех остальных задач, которые стоят перед образовательными институтами, но подходят ко всему остальному как средству ее достижения.
1.4.Особенности
методики преподавания
Всем
известно, что эффективность
Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое
15
образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.[28]
Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.[16]