Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение принципов развивающего обучения и способов реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
-Рассмотрение понятия развивающего обучения, общих принципов, сущности и значения развивающего образования.
-Выделение принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях
- определение требований к результатам освоения содержания дисциплины «Экономика».

Содержание

Введение.
Глава 1.Развивающее обучение, как составляющая экономических дисциплин.
1.1.Общие принципы развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.2.Основные характеристики развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.3.Сущность и значение развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.4.Особенности методики преподавания принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях.
1.5.Использование технологии развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Глава 2.Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
2.1.Организация исследования.
2.2.Исследование принципа развивающего обучения -высокий темп изучения материала - и применение его на занятиях по «Экономике отрасли»
2.3. Исследование принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе
2.4.Значение принципов развивающего обучения на дисциплине «Экономика отрасли».
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

л. курсовая.docx

— 373.37 Кб (Скачать)

     В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы  учебного процесса в преподавании общественных наук:

     лекции,

     самостоятельная работа,

     семинарские занятия,

     консультации,

     зачеты,

     экзамены,

     различные формы внеклассной работы.[8]

     Ни  одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся  во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

     В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного  общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция. [24]

     Лекция  как форма учебного процесса имеет  ряд отличительных черт, в частности:

     она дает целостное и логичное освещение  основных положений учебной дисциплины;

     вооружает учащихся методологией изучения данной науки;

     16

     лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных  учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными  наук;

     органично сочетает обучение с воспитанием;

     нацеливает  учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

     Лекционная  форма преподавания обладает рядом  достоинств:

     это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,

     одно  из наиболее действенных средств  формирования мировоззрения и убеждений,

     средство  прямого личного воздействия  учителя на большую аудиторию  одновременно.

     Лекция  не свободна и от недостатков, в частности:

     она не может совершенно отходить от базовых  трудов, учебников, аксиом и истин;

     она обеспечивает лишь самую минимальную  обратную связь от учащихся к учителю;

     наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.

     В определенной степени остроту названных  противоречий снимает возможность  применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.[21]

     Вместо  того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию(проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.[8]

     Современные учебные лекции делится на 4вида: 
 

     17

     Обзорная  лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с  каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.

     Проблемная  лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных  точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций).

     Предметная  лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она  вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.

     Установочная  лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.[19]

     Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие  требования, предъявляемые к этому виду занятий.[9]

     Лекция должна:

     быть  яркой и убедительной и безукоризненной  в научном отношении;

     выходить  за рамки даже самою нового и качественного  учебника;

     учить мыслить, а не состоять из готовых  ответов и рецептов;

     быть  грамотной и логичной.[18]

     Специфику и место семинара как формы  практического занятия в системе  учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:

     на  семинарские, практические занятия  отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических  дисциплин;

     из  всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные  возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки  самостоятельного творческого мышления у учащихся; 

     18

     успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько  от учащихся.[20]

     Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так:

     Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и  в ходе самостоятельной работы.

     Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения  информации.

     Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и  подготовку к более активной и  целеустремленной работе.

     Воспитывающая функция - формирование мировоззрения  и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

     Контролирующая  функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной  работы учащихся.[8]

     Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

     Контрольно-обучающий  семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.

     Обучающий семинар - это занятие, на котором  в центре внимания - самостоятельные  выступления учащихся.

     Творческий  семинар - это занятие, максимально  обеспечивает творческую самостоятельность  обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной  защиты рефератов.

     Практическое  занятие. Оно может проводиться  по изучению конкретного литературного  источника, в виде деловой (ролевой) игры,  

     19

решения задач с использованием ИКТ, экскурсии  или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися  других школ. [21]

     Кроме лекций и семинаров используется также и самостоятельная работа учащихся.

     Роль  преподавателя в организации  и руководстве самостоятельной работой включает в себя:

     обучение  самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;

     управление  самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную  работу, оказание помощи в повышении  эффективности и качества; работы;

     контроль  за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия; 
коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная. [19]

     Сложность руководства и организации самостоятельной  работы учащихся объясняется целым  рядом факторов, главными из которых  является:

     частая  смена экономических приоритетов;

     не  укомплектованность фонда библиотек  современными качественными учебниками и пособиями по экономическим  наукам;

     специфик  этой работы (вне расписания, вне  стен учебного заведения);

     отсутствия  единства в организационных и  методических требованиях к самостоятельной работе.[16]

     Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых  

20

теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.[19]

     Наше  время перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией  предъявляет особые требования к  образованию и,конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.[5]

     Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный  урок, Бабанский Ю.К. выделяет следующие:

     Использование новейших достижений науки, передовой  педагогической практики, построение урока на основе закономерностей  учебно-воспитательного процесса.

     Реализация  на уроке в оптимальном соотношении  всех дидактических принципов и  правил.

     Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

     Установление  осознаваемых учащимися межпредметных связей.

     Связь с ранее изученными знаниями и  умениями, опора на уровень развития учащихся.

     Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

     Эффективное использование педагогических средств.

     Формирование  практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов  мышления и деятельности.

     Формирование  умения учиться, потребности постоянно  пополнять объем знаний.

     Тщательное  прогнозирование, проектирование и  планирование каждого урока. [10]

     21

     В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые  нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой  системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой  и внедрением в учебный процесс  новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования  нетрадиционных методов и форм организации  обучения, в том числе интегрированных  уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает  более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.[7]

 Методика интегрированного обучения имеет цели - помочь учащимся:

     научиться познавать;

     научиться делать

     научиться жить вместе

     научиться жить в ладу с самим собой.

     Цель  интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его  целостную картину.

     Основные  его свойства - синтетичность,универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала,быстрее включить его в познавательный процесс.

Информация о работе Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин