Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение принципов развивающего обучения и способов реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
-Рассмотрение понятия развивающего обучения, общих принципов, сущности и значения развивающего образования.
-Выделение принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях
- определение требований к результатам освоения содержания дисциплины «Экономика».

Содержание

Введение.
Глава 1.Развивающее обучение, как составляющая экономических дисциплин.
1.1.Общие принципы развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.2.Основные характеристики развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.3.Сущность и значение развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.4.Особенности методики преподавания принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях.
1.5.Использование технологии развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Глава 2.Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
2.1.Организация исследования.
2.2.Исследование принципа развивающего обучения -высокий темп изучения материала - и применение его на занятиях по «Экономике отрасли»
2.3. Исследование принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе
2.4.Значение принципов развивающего обучения на дисциплине «Экономика отрасли».
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

л. курсовая.docx

— 373.37 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ                                                       Федеральное государственное образовательное  учреждение                            высшего профессионального образования                                                         Амурский гуманитарно-педагогический государственный                                   Факультет экономики, технологии и  дизайна 
 
 

     Курсовая  работа

     по  дисциплине:

     Методика  профессионального образования

     На  тему:

     Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин. 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка группы ПО-43

     Чусова Л. Г.

     Проверила: заместитель декана

     Лунь  Г.Ш. 
 
 
 
 

     Комсомольск-на-Амуре

     2011г.

     2

     Содержание

Введение.

Глава 1.Развивающее  обучение, как составляющая экономических  дисциплин.

1.1.Общие принципы  развивающего обучения на занятиях  экономических дисциплин.

1.2.Основные характеристики  развивающего обучения на занятиях  экономических дисциплин.

1.3.Сущность и  значение развивающего обучения  на занятиях экономических дисциплин.

1.4.Особенности  методики преподавания принципов  развивающего обучения на занятиях  экономических дисциплин в современных  условиях.

1.5.Использование  технологии развивающего обучения  на занятиях экономических дисциплин.

Глава 2.Использование  принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.

2.1.Организация  исследования.

2.2.Исследование  принципа развивающего обучения  -высокий темп изучения материала - и применение его на занятиях по «Экономике отрасли»

2.3. Исследование  принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над  развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе

2.4.Значение принципов развивающего обучения на дисциплине «Экономика отрасли».

Заключение.

Библиографический список.

 

      3

     Введение.

     Актуальность  исследования технологии развивающего обучения и воспитания нацелена на будущее развитие общества. Важнейшим  социальным требованием является ориентация образования не только на усвоение определенных знаний, умений, навыков, но и на развитие личности студентов, их профессиональных мотиваций, на формирование у них познавательных и созидательных  способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и социальной адаптации на рынке труда.

     Необходимость решительных перемен была глубоко  осознана и осмыслена с точки  зрения новых экономических, социальных, политических, нравственных, эстетических требований жизни общества к подрастающему  поколению.

     Научно  – техническая революция в  ХХ веке резко усложнила характер труда, он стал преимущественно интеллектуальным, что требовало внесения корректив  в систему массового образования. Над начальной школой были надстроены средние и старшие звенья, с  принципиально иным, научным содержанием  знаний. Однако выяснилось, что большинство учащихся не владеет необходимыми способностями для их усвоения. Это и породило неразрешимое противоречие между массовостью среднего образования и интеллектуальным потенциалом учащихся. Особенно остро стал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений, что и явилось основанием для поиска новых форм и методов обучения.

     Обществу  нужен учитель, гибко мыслящий и  нестандартно действующий в динамично  меняющемся концептуальном поле современного образования, использующий новые формы  и методы обучения и воспитания.  

     4

     В настоящее время в рамках концепции  развивающего обучения разработан ряд  технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

     Объектом  данной курсовой работы являются принципы развивающего обучения на занятиях экономических  дисциплин.

       Предметом данной курсовой - использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.

     Цель  данной курсовой работы - рассмотрение принципов развивающего обучения и  способов реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.

     Поставленная  цель привела к рассмотрению следующих  задач:

     -Рассмотрение  понятия развивающего обучения, общих принципов, сущности и  значения развивающего образования.

     -Выделение  принципов развивающего обучения  на занятиях экономических дисциплин  в современных условиях

     - определение требований к результатам  освоения содержания дисциплины  «Экономика».

     Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования  полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу  особенностей методики подготовки и  осуществления уроков развивающего обучения. В рамках преподавания экономических  дисциплин могут быть использованы, разработанные конспекты уроков.

     Структура исследования включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический  список.

 

      5

     Глава 1.Развивающее обучение как составляющая   экономических дисциплин.

     На  сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению даже самых незначительных предрасположенностей ребенка к какой-либо сфере в окружающем его мире. Это подтверждается следующими фактами:

     дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад по экономическим  дисциплинам;

     уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем  у учащихся с традиционной формой обучения

     развитие  у детей способностей к глубокому  анализу и миросозерцанию, умению аргументированно рассуждать и излагать свою точку зрения;

     развитие  и реализация скрытых возможностей, заложенных в ребенке;

     коэффициент усвояемости нового материала существенно  выше, поскольку сама форма обучения не предполагает пассивного восприятия информации от педагога, а приводит к ее усвоению путем серии последовательных логических рассуждений самим учеником. Фактически сам ученик формирует следующую ступень знаний;

     развитие  способности нетрадиционно мыслить  и находить нестандартные решения;

     активная  форма обучения по этой системе развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;

     реализация  и развитие всех индивидуальных природных  данных каждого учащегося, заложенная возможность к принятию нестандартных решений, развитие аналитических способностей и умения аргументированно излагать свою точку зрения позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.[8] 

     6

     1.1.Основные  характеристики развивающего  обучения на занятиях  экономических дисциплин.

     По  Занкову Л.В. , под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). [2]

     Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся  на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных  возможностей.  
Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

     1. Развивающее обучение осуществляется  в форме вовлечения учащегося  в различные виды деятельности, использование в преподавании  дидактических игр, дискуссий,  а также методов обучения, направленных  на обогащение творческого воображения,  мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика  в учебную деятельность, ориентированную  на его потенциальные возможности,  учитель должен знать, какими  способами деятельности учащийся  овладел в ходе предыдущего  обучения, какова психология этого  процесса овладения, степень осмысления  учащимися собственной деятельности.  
2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.  
3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.  
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте

7

схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана  решения задачи, отыскание способа  проверки решения путем использования  самостоятельно подмеченных новых  связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе "добывания" создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат  в виде новых фактов. Тем самым  уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени  интеллектуального и личностного  развития.

     4. Ребенок является полноценным  субъектом учебной деятельности.  
Д.Б. Эльконин указывал основой учения в структуре развивающего обучения связь "цель - средство - контроль", а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывали в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью, которая (в поведении ученика) выступает временно как побуждение и как цель. Мотив учения выражен в либо непосредственно в практической потребности, ситуативном интересе, либо опосредованно - субъективно и скрыт от ученика. Например, для математика или другого специалиста, владеющего математикой, формулы всегда служат только вспомогательным средством, позволяющим перевести содержательную мыслительную работу в формальную и даже чисто механическую. Чтобы овладеть содержанием деятельности, которая обобщенно выражена в изучаемой формуле, ученик должен увидеть и раскрыть систему содержательных операций, заключенных в ней. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов
 

8

деятельности  выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат  деятельности ученика.

     5. Развивающее обучение направлено  на развитие всей целостной  совокупности качеств личности.

     6. Развивающее обучение происходит  в зоне ближайшего развития  ребенка. 

     Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности  человека и на их реализацию. Продвижение  в развитии становится условием глубокого  и прочного усвоения знаний. Учебная  деятельность школьника проходит в  сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы. [6]

Информация о работе Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин