Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 03:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение принципов развивающего обучения и способов реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
-Рассмотрение понятия развивающего обучения, общих принципов, сущности и значения развивающего образования.
-Выделение принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях
- определение требований к результатам освоения содержания дисциплины «Экономика».
Введение.
Глава 1.Развивающее обучение, как составляющая экономических дисциплин.
1.1.Общие принципы развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.2.Основные характеристики развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.3.Сущность и значение развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.4.Особенности методики преподавания принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях.
1.5.Использование технологии развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Глава 2.Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
2.1.Организация исследования.
2.2.Исследование принципа развивающего обучения -высокий темп изучения материала - и применение его на занятиях по «Экономике отрасли»
2.3. Исследование принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе
2.4.Значение принципов развивающего обучения на дисциплине «Экономика отрасли».
Заключение.
Библиографический список.
В качестве дополнительного средства контроля (как домашние задания) могут использоваться многочисленные тесты, кроссворды и графические задания.[2]
Таким образом, содержание обучения должно быть скомпоновано и преобразовано, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий. Первое знакомство с экономикой связано с решением общих задач: зачем нам нужна экономика, как она связана с другими науками, как применяется в повседневной жизни, очерчены границы применения экономики. Любая деятельность включает в себя три звена: мотивационно-ориентировочное, центральное рабочее, контрольно-оценочное.
Выводы по 1 главе:
1)Развивающее
обучение - направление в теории
и практике образования,
29
потенциальных возможностей.
Основная роль учителя в процессе развивающего
обучения - организация учебной деятельности
ученика, направленной на формирование
познавательной самостоятельности, развитие
и формирование способностей, идейных
и нравственных убеждений, активной жизненной
позиции.
2)Структура
развивающего обучения
3)Развивающее
обучение осуществляется в
4)Педагогические
воздействия опережают,
5)Ребенок
является полноценным
6)Развивающее
обучение направлено на
7)Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
8)В развивающем
обучении акцент переносится
с изучения учебного материала
на учебную деятельность
30
9)Уровень
подготовки и эффективность
10)Решающая роль в развитии студента принадлежит обучению.
11)Организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий».
12)Для начального обучения экономики допустимо ответ лишь слегка “замаскировать”, а на последних уроках требуется логическое мышление, умение работать с документами, аналитическими статьями, цифровым материалом.
13)Организация учебного труда должна соответствовать структуре человеческой деятельности
31
Глава 2.Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
При использовании
принципов развивающего обучения на
занятиях экономических дисциплин
студент в большей степени
становится субъектом учебной
Регулярное использование на занятиях принципов развивающего обучения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию, повышает качество их подготовленности, позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.
Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
2.1.Организация исследования.
Задачей исследования является:
Рассмотреть:
1)принципы развивающего обучения
Высокий темп изучения материала
Целенаправленная работа над развитием всех учащихся
2)их
использование на занятиях «
3)сравнение двух принципов
Участники
исследования-
32
Методы:
Проведен курс лекций, в конце которого
студентами написан тест.
2.2.Исследование
применения принципа
Исследование проходило в виде лекций, в течение месяца было проведено 4 занятия, основанных на высоком темпе изучения материала. То есть, студенты на каждой лекции изучали новый материал без повторения пройденных тем для того, чтобы как можно быстрее «познать мир экономики».
По итогу месяца был проведен тест, в содержание которого включались вопросы первого, второго и третьего уровня сложности.
Тест включает в себя три уровня сложности для того, чтобы студент почувствовал свое активное участие в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Ведь наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям: степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); стремление к участию в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д., формирует определенный уровень самостоятельности в изучении наук.
Анализ результатов.
При
высоком темпе изучения материала,
практически без повторения пройденных
тем, мы получили следующие результаты:
33
Рис. 1 Уровень ответов на вопросы первого уровня.
На вопросы 1 уровня только пять человек ответили без ошибок, у двоих было по 1 ошибке, у четверых – 2 ошибки, у одного- 4 ошибки.
Рис. 2.Уровень ответов на вопросы второго уровня
На вопросы 2 уровня четыре студента ответили без ошибок, один сделал одну ошибку, трое- 2 ошибки, трое- 3 ошибки, один- 4 ошибки.
34
На вопросы 3 уровня засчитывались ответы только те, которые были раскрыты полностью. Полностью, НА ВСЕ ПЯТЬ ВОПРОСОВ, ответили правильно только 3 человека, не ответило на 1 вопрос- 2 человека, не ответило на 2 вопроса- 1 человек, не ответило на 3 вопроса- 3 человека, остальные трое - не ответили ни на один вопрос.
Рис. 3.Уровень ответов на вопросы третьего уровня
ВОБЩЕМ ТЕСТ НАПИСАЛИ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Рис. 4.Общие результаты теста.
35
Выводы:
1)Студенты
отвечали правильно, в большей
степени, на более простые
2)С
тестом на 100% справилось только 3
человека, остальное большинство
имело от 25 до 35 баллов, то есть
справилось с тестом на 55% до 100%,
что является хорошим
3)При
высоком темпе изучения
2.3. Исследование принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе «Национальная экономика»
По
этому принципу мы не разделяли учеников
по способностям и нельзя сравнивали их
друг с другом. Каждый учащийся уникален
и должен продвигаться в своем развитии
в результате сотрудничества с разными
по развитию детьми.
36
Исследование проходило в два этапа: 1) в течение месяца было проведено 4 занятия (лекции), основанных на целенаправленной работе над развитием всех учащихся.
Студентам
был проведен тот же тест, что
и студентам специальности «
Анализ результатов.
При целенаправленной работе над развитием всех учащихся (то есть все студенты учились на одном уровне) после написания итогового теста были получены следующие результаты:
На
вопросы 1 уровня 6 человек ответили
без ошибок, 3 человека- с одной
ошибкой, 3 человека с двумя ошибками.
Рис. 5.Уровень ответов на вопросы первого уровня.
На
вопросы 2 уровня полностью ответили
6 студентов, 3 человека- с одной ошибкой,
2 человека- с двумя ошибками, 1 человек-
сделал три ошибки.
37
Рис. 6.Уровень ответов на вопросы второго уровня
На вопросы 3 уровня 5 человек ответили полностью, 3 студента сделали по одной ошибке, 2- по две ошибки, 2-три ошибки.
Рис. 7.Уровень ответов на вопросы третьего уровня.
Общие
результаты.
38
Рис. 8.Общие результаты теста
Выводы:
На вопросы всех уровней без ошибок отвечали практически одни и те же ребята, то есть уровень сложности им не страшен, так как они полностью усвоили пройденный материал. Большое количество ребят имели незначительное количество ошибок, то есть в принципе, усвоили основной материал. Всего 2 человека с группы не усвоили даже половины материала.