Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 03:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение принципов развивающего обучения и способов реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
-Рассмотрение понятия развивающего обучения, общих принципов, сущности и значения развивающего образования.
-Выделение принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях
- определение требований к результатам освоения содержания дисциплины «Экономика».
Введение.
Глава 1.Развивающее обучение, как составляющая экономических дисциплин.
1.1.Общие принципы развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.2.Основные характеристики развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.3.Сущность и значение развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.4.Особенности методики преподавания принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях.
1.5.Использование технологии развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Глава 2.Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
2.1.Организация исследования.
2.2.Исследование принципа развивающего обучения -высокий темп изучения материала - и применение его на занятиях по «Экономике отрасли»
2.3. Исследование принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе
2.4.Значение принципов развивающего обучения на дисциплине «Экономика отрасли».
Заключение.
Библиографический список.
Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей. Интеграция в учебном процессе наблюдается либо в форме стихийной, либо в форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при
22
изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета. [15]
Совершено другая картина наблюдается в случае управляемой интеграции. Основным дидактическим инструментом такой интеграции являются межпредметные связи. Именно этим объясняется возросший в последние годы интерес преподавателей-практиков к проблемам межпредметных связей. Такое положение дела можно объяснить проводимым повсеместно пересмотром содержания и структуры образования, что требует выявления и учета интегративных связей между учебными предметами, а также стремлением к повышению эффективности и результативности уже установившегося стандарта обучения, для чего интеграционные процессы представляют существенные потенциальные возможности.
Воплощение идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется по нескольким направлениям:
преподавание синтезированных курсов (естествознание, технология, граждановедение);
комплексное
преподавание по методу проектов, предполагающее
самостоятельный отбор
комплексные формы организации обучения в младших классах, когда все предметы ведёт один учитель, практикуя "интегрированные дни" и "слитные уроки" по нескольким предметам. [10]
Реализация принципа обучения - межпредметность в обучении осуществляется разными способами в зависимости от содержания урока:
в
общем, комплексном подходе к
постановке и решению учебно-
в
содержании изучаемого материала в
виде элементов урока (такой урок
с межпредметными связями может быть
назван "фрагментарным");
23
уроки, органически включающие учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это "узловой" урок с межпредметными связями);
учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительно-обобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов (это "синтезированные" уроки с межпредметными связями).»[3]
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств(показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного. [11]
Межпредметные знания, умения, навыки,используемые в учебной деятельности, находят свое отражение и во внеучебной деятельности.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний,находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. [13]
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
предельной
четкостью, компактностью учебного
материала;
24
логической
взаимообусловленностью, взаимосвязанностью
материала интегрируемых
большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке. [1]
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
в
интегрированном уроке
интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;
при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий. [24]
Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении.
Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых школьных программ,где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами.[22]
Таким образом, уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не
25
заменить
атмосферу творчества, возникающую
при непосредственном общении преподавателя
и учащихся.
1.5.Использование технологии развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Согласно концепции развивающего обучения решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Концепция утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Э.В. Ильенкова, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организованно так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.[7]
Выготский пишет: «Характерные черты технологии развивающего обучения:
Включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы.
Вариативность процесса обучения.
Самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.
Сотрудничество учителя и ученика.
Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности.
Избирательность в способах работы.
Право выбора для ученика значимых для него видов и форм учебного материала.
26
Содержание обучения должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий».[4]
Как изучать экономику? При ответе на этот вопрос следует выделить две плоскости: макро-и микроуровень. Под макроуровнем мы понимаем общее строение, структуру курса экономики в целом. С нашей точки зрения, он построен на основе восхождения от общих задач к задачам частного характера.
Первое же знакомство с экономикой связано с решением общих задач: зачем нам нужна экономика, как она связана с другими науками, как применяется в повседневной жизни, очерчены границы применения экономики…. Сложность задач определяется характером источника информации и системой подсказок, необходимых для их решения. С каждым уроком источник информации должен усложняться, а система подсказок – свертываться. Для начального обучения экономики допустимо ответ лишь слегка “замаскировать”, а на последних уроках требуется логическое мышление, умение работать с документами, аналитическими статьями, цифровым материалом.
Другой аспект проблемы – специфика постановки учебной задачи на разных этапах экономического образования. На начальных – это работа преимущественно преподавателя: он “обнажает” исходное противоречие и формулирует проблему. В дальнейшем учащиеся сами должны научиться видеть противоречия и формулировать учебные задачи.
В целом проблема восхождения является в теории развивающего обучения одной из наиболее сложных.
Наконец, микроуровень, т.е. уровень урока. Здесь в основу положена организация деятельности учащихся по выполнению учебных заданий.
27
Согласно теории развивающего обучения, организация учебного труда должна соответствовать структуре человеческой деятельности. Любая деятельность включает в себя три звена: мотивационно-ориентировочное, центральное рабочее, контрольно-оценочное. Учебная деятельность, соответственно, предполагает наличие:
вводно-мотивационного этапа (постановка учебной задачи),
собственно учебных действий по решению учебной задачи,
этапа контроля и коррекции знаний.[11]
Типовой урок строится по следующей схеме:
Вводно-мотивационная часть (5–7минут). Определение темы урока; ставится и мотивируется учебная задача урока, “выводимая” преподавателем и учащимися в ходе совместной деятельности из так называемого исходного противоречия.
Собственно
учебная деятельность учащихся (20–25
минут). На этапе собственно учебных
действий по решению учебной задачи
учащиеся самостоятельно решают учебную
задачу с опорой на имеющийся источник
информации и систему подсказок,
корректирующих движение к результату
(преподаватель выступает в
28
нормальной длины в породе оказался доминантным признаком, и сегодня собаки рождаются с хвостом нормальной длины. И далее учащиеся находят примеры из жизни подтверждающие известную фразу “что облагается налогом, то уменьшается”
Контроль
и коррекция полученного