Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение принципов развивающего обучения и способов реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
-Рассмотрение понятия развивающего обучения, общих принципов, сущности и значения развивающего образования.
-Выделение принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях
- определение требований к результатам освоения содержания дисциплины «Экономика».

Содержание

Введение.
Глава 1.Развивающее обучение, как составляющая экономических дисциплин.
1.1.Общие принципы развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.2.Основные характеристики развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.3.Сущность и значение развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
1.4.Особенности методики преподавания принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин в современных условиях.
1.5.Использование технологии развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
Глава 2.Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин.
2.1.Организация исследования.
2.2.Исследование принципа развивающего обучения -высокий темп изучения материала - и применение его на занятиях по «Экономике отрасли»
2.3. Исследование принципа развивающего обучения - целенаправленная работа над развитием всех учащихся -и применение его на занятиях по «Экономике отрасли» в группе
2.4.Значение принципов развивающего обучения на дисциплине «Экономика отрасли».
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

л. курсовая.docx

— 373.37 Кб (Скачать)

     Интеграция - восстановление, восполнение, объединение  в целое каких-либо частей. Интеграция в учебном процессе наблюдается  либо в форме стихийной, либо в  форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих  воздействий преподавателя для  решения той или иной учебной  ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при

22

изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета. [15]

     Совершено другая картина наблюдается в  случае управляемой интеграции. Основным дидактическим инструментом такой  интеграции являются межпредметные связи. Именно этим объясняется возросший в последние годы интерес преподавателей-практиков к проблемам межпредметных связей. Такое положение дела можно объяснить проводимым повсеместно пересмотром содержания и структуры образования, что требует выявления и учета интегративных связей между учебными предметами, а также стремлением к повышению эффективности и результативности уже установившегося стандарта обучения, для чего интеграционные процессы представляют существенные потенциальные возможности.

     Воплощение  идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется по нескольким направлениям:

     преподавание  синтезированных курсов (естествознание, технология, граждановедение);

     комплексное преподавание по методу проектов, предполагающее самостоятельный отбор предметных знаний учащихся;

     комплексные формы организации обучения в  младших классах, когда все предметы ведёт один учитель, практикуя "интегрированные  дни" и "слитные уроки" по нескольким предметам. [10]

     Реализация  принципа обучения - межпредметность в обучении осуществляется разными способами в зависимости от содержания урока:

     в общем, комплексном подходе к  постановке и решению учебно-воспитательных задач;

     в содержании изучаемого материала в  виде элементов урока (такой урок с межпредметными связями может быть назван "фрагментарным"); 

     23

     уроки, органически включающие учебный  материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза  знаний (это "узловой" урок с межпредметными связями);

     учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительно-обобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов (это "синтезированные" уроки с межпредметными связями).»[3]

     Интегрированный урок чаще всего проводится с целью  изучения, закрепления и обобщения  материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена  видов деятельности учащихся, использование  технических средств(показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного. [11]

     Межпредметные знания, умения, навыки,используемые в учебной деятельности, находят свое отражение и во внеучебной деятельности.

     Интеграция  помогает сблизить предметы, найти  общие точки соприкосновения, более  глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

     Интегрированный урок отличается от традиционного использования  межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний,находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. [13]

     Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

     предельной  четкостью, компактностью учебного материала;  

     24

     логической  взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов  на каждом этапе урока;

     большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке. [1]

     При планировании и организации таких  уроков учителю важно учитывать  следующие условия:

     в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных  предметов, поэтому чрезвычайно  важно правильно определить главную  цель интегрированного урока. Если общая  цель определена, то из содержания предметов  берутся только те сведения, которые  необходимы для ее реализации;

     интеграция  способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется  тщательное определение оптимальной  нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;

     при проведении интегрированного урока  учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация  действий. [24]

     Причиной  затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении.

     Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых школьных программ,где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами.[22]

     Таким образом, уровень подготовки и эффективность  обучения любой дисциплине находится  в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не

25

заменить  атмосферу творчества, возникающую  при непосредственном общении преподавателя  и учащихся. 

1.5.Использование  технологии развивающего  обучения на занятиях  экономических дисциплин.

     Согласно  концепции развивающего обучения решающая роль в развитии ребенка принадлежит  обучению. Концепция утвердилась  в XX веке благодаря трудам русских  ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Э.В. Ильенкова, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организованно так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.[7]

     Выготский пишет: «Характерные черты технологии развивающего обучения:

     Включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы.

     Вариативность процесса обучения.

     Самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.

     Сотрудничество  учителя и ученика.

     Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности.

     Избирательность в способах работы.

     Право выбора для ученика значимых для  него видов и форм учебного материала.

     26

     Содержание  обучения должно быть скомпоновано и  преобразовано таким образом, чтобы  активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация  содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через  выполнение учебных заданий».[4]

     Как изучать экономику? При ответе на этот вопрос следует выделить две  плоскости: макро-и микроуровень. Под макроуровнем мы понимаем общее строение, структуру курса экономики в целом. С нашей точки зрения, он построен на основе восхождения от общих задач к задачам частного характера.

     Первое  же знакомство с экономикой связано  с решением общих задач: зачем  нам нужна экономика, как она  связана с другими науками, как  применяется в повседневной жизни, очерчены границы применения экономики…. Сложность задач определяется характером источника информации и системой подсказок, необходимых для их решения. С каждым уроком источник информации должен усложняться, а система подсказок  – свертываться. Для начального обучения экономики допустимо ответ  лишь слегка “замаскировать”, а на последних уроках требуется логическое мышление, умение работать с документами, аналитическими статьями, цифровым материалом.

     Другой  аспект проблемы – специфика постановки учебной задачи на разных этапах экономического образования. На начальных – это  работа преимущественно преподавателя: он “обнажает” исходное противоречие и формулирует проблему. В дальнейшем учащиеся сами должны научиться видеть противоречия и формулировать учебные  задачи.

     В целом проблема восхождения является в теории развивающего обучения одной  из наиболее сложных.

     Наконец, микроуровень, т.е. уровень урока. Здесь  в основу положена организация деятельности учащихся по выполнению учебных заданий.

27

Согласно  теории развивающего обучения, организация  учебного труда должна соответствовать  структуре человеческой деятельности. Любая деятельность включает в себя три звена: мотивационно-ориентировочное, центральное рабочее, контрольно-оценочное. Учебная деятельность, соответственно, предполагает наличие:

     вводно-мотивационного этапа (постановка учебной задачи),

     собственно  учебных действий по решению учебной  задачи,

     этапа контроля и коррекции знаний.[11]

     Типовой урок строится по следующей схеме:

     Вводно-мотивационная  часть (5–7минут). Определение темы урока; ставится и мотивируется учебная  задача урока, “выводимая” преподавателем и учащимися в ходе совместной деятельности из так называемого  исходного противоречия.

     Собственно  учебная деятельность учащихся (20–25 минут). На этапе собственно учебных  действий по решению учебной задачи учащиеся самостоятельно решают учебную  задачу с опорой на имеющийся источник информации и систему подсказок, корректирующих движение к результату (преподаватель выступает в качестве их консультанта и помощника). Учебная  задача – это в подавляющем  большинстве случаев вопрос “почему?” (почему изучаемое явление “имеет место быть”, почему то или иное событие произошло). Но чтобы ответить на него, мы должны ответить сначала  на другие вопросы: как это событие  произошло? что произошло? Например, на фотографии собака породы “боб-тейл”. Учащимся задается вопросы: “Какое отношение эта собака имеет к налогам? Что это за порода? Как переводится с английского боб-тейл? Справка: “боб-тейл, в переводе с английского, – “куцый хвост”. Традиция купирования хвостов зародилась в середине XIX века в Англии. Согласно Генри Артуру Тилли, пионеру породы одной из причин было то, “что бесхвостые собаки признавались налоговыми властями как рабочие собаки и были освобождены от обложения налогом”. Хвост

28

нормальной  длины в породе оказался доминантным  признаком, и сегодня собаки рождаются  с хвостом нормальной длины. И  далее учащиеся находят примеры  из жизни подтверждающие известную фразу “что облагается налогом, то уменьшается”

     Контроль  и коррекция полученного результата (10–15 минут). На уроке развивающего обучения, после того как учащиеся решили поставленную задачу, результат  обсуждения фиксируется. Работа здесь  носит коллективный характер: кто-то из учащихся нашел одну причину, кто-то другую, каждый может и должен аргументировано отстаивать свое мнение, опираясь на факты. Занятие заканчивается тем, что самостоятельно найденный учащимися ответ на учебную задачу урока (“сухой остаток” их работы при направляющей и корректирующей роли преподавателя) заносится в тетради.

Информация о работе Использование принципов развивающего обучения на занятиях экономических дисциплин