Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель данного исследования:
теоретически обосновать и экспериментально доказать формы, методы и средства моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
Проверить эффективность использования этих методических приемов в процессе занятий с дошкольниками.
Введение…………………………………………………………………..…..…..3
1. Теоретические основы экологического воспитания. …………..……......5
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований.
Задачи экологического воспитания в процессе
ознакомления с окружающим миром. ………………………….………5
1.2. Особенности умственного развития старших
дошкольников как условие для применения
метода моделирования. …………………………………………..……......9
1.3. Состояние практической работы по экологическому
воспитанию в ДДУ № 49 г. Бобруйска……………………………….....15
2. Изучение возможностей и результатов применения
метода моделирования в экологическом воспитании
дошкольников ……………………………………………………….…..18
2.1 Методика исследования использования моделирования
в экологическом воспитании дошкольников
5-6 летнего возраста.…………………………………………………..….18
2.2 Экспериментальная работа по исследованию
применения моделирования в экологическом
воспитании старших дошкольников…………………………….…..…..19
2.3.Результаты применения моделирования в
экологическом воспитании дошкольников.
2.3.1. Анализ результатов использования предметных моделей
в экологическом воспитании дошкольников……………………………24
2.3.2 Применение предметно-схематических моделей,
их возможности в экологическом воспитании….....................................28
2.3.3 Моделирование рассказа о природе как один
из способов применения метода моделирования
в процессе экологического воспитания.....................................................31
Заключение…………………………………………………………..35
Литература…………………………………………………………...36
Приложения………………………………………………………….
Программное содержание. Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни: крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой.
Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, – она их спасает от мороза, белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать.
Материалы к занятию: книга Танасийчука В. «Экология в картинках» (М., 1989) (рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу?»); глобус, маленькие изображения животных: белые медведи; клей.
Занятие № 8.
«Я знаю всех животных» с элементами моделирования – часть 2.2
Цель: продолжить начальную систематизацию знаний о животном мире.
Содержание заданий, комментарии, темы для бесед
1а. Найди пары животных. Отнесение животных к одной группе (птицы, рыбы, жуки, пауки, млекопитающие, пресмыкающиеся).
26. Расскажи, чем похожи и чем отличаются животные в одном ряду? Сравнение животных одной группы по сходству и различию.
3а. Найди пары животных, которые похоже передвигаются.
Определение способа передвижения животных и подбор пар по этому признаку.
3б. Какие из этих животных скачут, бегают, летают, прыгают, ползают, плавают? Установление зависимости между строением тела (конечностей) и движением. Сравнение животных по способу передвижения. Определение разных способов передвижения у одного и того же животного (жук ползает и летает, лягушка прыгает и плавает).
4а. Что едят эти животные? Нахождение характерной еды для каждого животного.
46. Где и как животные добывают пищу? Беседа о питании разных животных: домашних кормят люди, дикие добывают еду сами (они быстрые, ловкие, имеют хорошее зрение, чуткий слух). Есть животные травоядные, хищные, всеядные.
5а. Когда это бывает? Установление связи между сезонными (суточными) изменениями в природе и особенностями поведения (образа жизни) животных.
56. Где
зима, а где лето? Беседа о том, как разные
животные и люди приспособились к смене
времен года.
Третья неделя
Как и в сентябре проводятся наблюдения за сезонными явлениями природы на участке детского сада и работа с календарем.
Детям также предлагается заучивание загадок, пословиц, поговорок, потешек и стихов.
Комплексное занятие № 9.
«Растительный мир» с использованием предметных и предметно-схематических моделей - часть 1.2
Цель: обобщить понятия о строение растений, стадий развития.
Содержание заданий
1а. Путаница: вершки и корешки. Исправь ошибки. Подбор корней или корнеплодов к листьям и стеблям.
2а. Части растения: что к какой группе относится?
Выделение основных частей растения и отнесение их к группе аналогичных (хотя и разных по виду) частей.
26. Назови растения и сравни их части. Вывод о внешнем разнообразии аналогичных частей растений, несмотря на сходство функций.
3а. Где какой цветок распустится?
Узнавание растения по стеблю, листьям, бутону и соотнесение с цветком.
3б. Назови цветы. Найди одинаковые, но разные по цвету. Узнавание цветов по характерной форме независимо от цвета лепестков.
4а. "Раскрась" лепестки цветов. Нахождение характерного цвета.
46. Назови цветы. Найди разные, но одинаковые по цвету. Подбор цветов по окраске лепестков. Узнавание и называние цветов.
5а. Что появится из цветка? Подбор пар: цветок-плод. Подведение к выводу о том, что любой плод берет свое начало из цветка.
56.
Назови растения. Какие из них съедобные?
Беседа о плодах (семенах) и их значении
в жизни самого растения, животных и человека.
Четвертая неделя.
Идет цикл наблюдений за комнатными растениями.
Рисование предметной схемы-модели на тему “Что мы увидели бы, если бы заглянули под землю”
Комплексное занятие № 10.
«Растительный мир» с использованием предметных и предметно-схематических моделей - часть 2.1
Цель: установить последовательность и цикличность стадий роста и развития растения, систематизировать знания о группах растений.
Содержание:
1а. Путаница: ветки и детки. Какой плод с какой ветки? Подбор нужного плода к ветке с листьями (хвоей), узнавание дерева.
1б. Назови растения и их плоды. Узнавание и называние различных видов плодов. Беседа о признаках (цвет, вкус, величина), о роли в жизни человека и животных, о распространении семян и размножении растений.
2а. Как растет фасоль: что сначала, что потом? Отметь цифрами этапы развития. Представление о последовательности роста и развития растения на примере фасоли.
2б. Как растет огурец: от семечка до семечка. Вывод о цикличной последовательности роста и развития всех растений (сопоставление этапов роста фасоли и огурца).
За. Дополни каждый ряд. Классификация растений и отнесение к нужному ряду (овощи, фрукты, ягоды, злаки, бобовые, орехи).
36. Как можно назвать растения в каждом ряду одним словом? Обобщение и классификация (овощи, фрукты, ягоды, злаки, орехи, бобовые). Беседа о сходстве и различии растений одной группы, сравнение групп по внешнему виду плодов, по вкусу, месту
произрастания, употреблению в пищу.
4а. Угости животных. Выбор еды, характерной для каждого животного.
4б.
Чем и как питаются
животные? Беседа о питании животных
разными растениями (их частями), начальные
представления об экосистеме и экоцепочках.
Проводится дидактическая игра «Что растет в родном краю»
НОЯБРЬ
Первая неделя.
Продолжается цикл наблюдений за комнатными растениями.
Занятие № 11. «Где у саксаула листья»
Цель: дать детям представление о пустыне. Уточнить с детьми представление о приспособленности знакомых им животных.
Программное обеспечение. Дать детям первоначальное представление о пустыне: большие пространства земли – песчаные или каменистые, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники.
Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома. Уточнить с детьми представления о приспособленности знакомых им животных.
В работе используем метод моделирования апперцептивной схемы рассказа предметно-схематичное моделирование.
Материалы к занятию: Книга «Экология в картинках» (рассказ «Где у саксаула листья?»), глобус, картина «Караван верблюдов».
Вторая неделя.
Комплексное занятие № 12.
«Растительный мир» с элементами моделирования - часть 2.2
Цель: продолжить обобщение и систематизацию представлений о растениях
Содержание
1а. Из каких растений изготовлены эти продукты питания? Поиск пар: продукт и растение, из которого он изготовлен.
1б. Как употребляют в пищу эти растения? Беседа о том, как плоды (или иные части) растений собирают, перерабатывают в продукты питания и сохраняют - запасают на зиму (сушат, замораживают, солят, консервируют).
2а. Угадай цветок по схеме. Узнавание цветка в условном изображении.
2б. У каких растений соцветия (соплодия) похожи?
Сравнение растений по схемам. Беседа о единстве и разнообразии растений (разные растения имеют одну схему строения). Рисование разных видов растений с натуры и по замыслу.
3а. Что где растет? Места произрастания. Нахождение для каждого растения характерного места произрастания (сад, огород, луг, поле, лес, водоем).
3б. Что растет в лесу, в водоеме, на лугу, в поле, на огороде, в саду? Узнавание и называние 3-5 растений, произрастающих в одном месте (чем они похожи и чем отличаются; где могут расти деревья, кусты, овощи, фрукты, ягоды, полевые и садовые цветы, злаки и др.). Беседа о дикорастущих и культурных (садовых, огородных, комнатных) растениях.
4а. Что где растет? Природные зоны. Отнесение растения к характерной природной зоне.
4б. Где и как живут эти растения? Беседа о том, что в одной природной зоне живут растения разные, но приспособленные по внешним и функциональным признакам к данным условиям.
Игра «Земля и ее обитатели».
Цель: уточнение и расширение знаний о животных.
Третья неделя.
Занятие № 13.
«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».
Программное
содержание. Сформировать у детей
представления о
Материалы к занятию. Два растения – типичные представители засухоустойчивой и влаголюбивой группы (например, бальзамин и алоэ).
Продолжается подкормка птиц. Ежедневно проводятся наблюдения за погодой и работа с календарем.
Проводится дидактическая игра «Кто назовет больше признаков улучшения (ухудшения) погоды».
Рисование предметной схемы-модели на тему “Что мы увидели бы, если бы заглянули под снег”
четвёртая неделя
Занятие № 14. «Беседа об осени».
Цель: воспитывать навыки культурного общения; совершенствовать умения детей отвечать на поставленные вопросы, используя как можно больше прилагательных и др. частей речи; совершенствовать умения детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии.
В работе используем метод моделирования апперцептивной схемы рассказа о природе.
Наблюдения
за сезонными явлениями природы
на участке детского сада и работа с
календарем.
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Результаты использования метода предметного моделирования
в процессе экологического воспитания дошкольников
Таблица
3
|
Информация о работе Использование моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников