Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель данного исследования:
теоретически обосновать и экспериментально доказать формы, методы и средства моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
Проверить эффективность использования этих методических приемов в процессе занятий с дошкольниками.
Введение…………………………………………………………………..…..…..3
1. Теоретические основы экологического воспитания. …………..……......5
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований.
Задачи экологического воспитания в процессе
ознакомления с окружающим миром. ………………………….………5
1.2. Особенности умственного развития старших
дошкольников как условие для применения
метода моделирования. …………………………………………..……......9
1.3. Состояние практической работы по экологическому
воспитанию в ДДУ № 49 г. Бобруйска……………………………….....15
2. Изучение возможностей и результатов применения
метода моделирования в экологическом воспитании
дошкольников ……………………………………………………….…..18
2.1 Методика исследования использования моделирования
в экологическом воспитании дошкольников
5-6 летнего возраста.…………………………………………………..….18
2.2 Экспериментальная работа по исследованию
применения моделирования в экологическом
воспитании старших дошкольников…………………………….…..…..19
2.3.Результаты применения моделирования в
экологическом воспитании дошкольников.
2.3.1. Анализ результатов использования предметных моделей
в экологическом воспитании дошкольников……………………………24
2.3.2 Применение предметно-схематических моделей,
их возможности в экологическом воспитании….....................................28
2.3.3 Моделирование рассказа о природе как один
из способов применения метода моделирования
в процессе экологического воспитания.....................................................31
Заключение…………………………………………………………..35
Литература…………………………………………………………...36
Приложения………………………………………………………….
Третья неделя.
Посвящается циклу ежедневных наблюдений за сезонными явлениями природы, работе с календарем природы, целевым прогулкам по участку детского сада. Данный цикл наблюдений и работа с календарем проводятся ежемесячно, поэтому приводим примерный ход наблюдений на каждый день. Ведение календаря представлено как применение предметно-схематических моделей в экологическом воспитании.
Понедельник. В конце прогулки на участке воспитатель собирает детей, предлагает понаблюдать за погодой, определить ее состояние. Задает примерно следующие вопросы: Какое сейчас небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, если небо покрыто облаками; солнечная, если небо чистое; дождливая, если идет дождь). Дует ли сейчас ветер? Как узнали, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (Теплая, потому, что дети одеты в кофточки, или прохладная, если они в куртках). Наблюдения детей сопровождаются разными действиями: поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него и т.д. в конце прогулки воспитатель подводит итог: «Сегодня погода (например) солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и нарисуем в календаре значками такую погоду». В группе: воспитатель собирает детей возле страницы календаря, демонстрирует «Условные обозначения», сама показывает, где и как надо закрасить квадратик «понедельник», где отметить погоду, какие значки при этом использовать. Говорит: «Сегодня я сама аккуратно раскрашу, нарисую значки в календаре. Вы посмотрите, как это надо делать. Говорите мне, какая сегодня была погода, какие значки надо рисовать. (Дети называют). Завтра вы сами будете рисовать, а я буду вам помогать».
Вторник. В начале прогулки на участке воспитатель собрав детей, говорит: «Мы вчера с вами наблюдали за погодой, говорили про нее; рисовали значками в календаре. Сегодня мы опять будем наблюдать погоду. Какая сегодня погода? Как про нее можно сказать? (Ответы). Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? (Ответы). Сегодня холоднее или теплее, чем вчера? (Ответы). Во что мы одеты? (Ответы). Как можно сказать про погоду сегодня?» (Например, пасмурная, тихая, прохладная). Чтобы разнообразить наблюдения, воспитатель продумывает заранее игровые элементы, например, ленточки, флажки для определения ветра (как модели флюгера), трубочки («подзорные трубы») для поиска солнца на небе. В конце наблюдения детям дается установка – запомнить, какая была погода, чтобы в группе после прогулки правильно отметить ее в календаре. В группе: дети под руководством воспитателя закрашивают «вторник», рисуют значки погоды. Она оказывает им помощь в рисовании.
Среда. Воспитатель, собрав детей, напоминает, как наблюдали за погодой в предыдущие дни: сначала рассматривали небо, затем определяли ветер, потом уточняли, тепло или прохладно и как все одеты. Предлагает дошкольникам самим без вопросов рассказать о погоде, выслушивает всех, уточняет реплики, высказывания детей, хвалит за наблюдательность, за хорошие словесные определения. Учит искать разнообразные признаки ветра (колышется белье на веревке, чуть шелестят листья на деревьях, слегка лохматятся волосы и др.), учит отыскивать признаки прошедшего дождя, если такие есть: мокрые крыши, лужи, темные стволы деревьев, блестящие листья и др.
Четверг. В начале прогулки воспитатель дает детям установку – самостоятельно понаблюдать за погодой, а в конце рассказать о ней. Предлагает для игры самодельную ветряную вертушку. Перед окончанием прогулки просит их рассказать о погоде, следит за правильностью и разнообразием ответов. Подводит детей к березе, предлагает им еще раз полюбоваться березой, рассмотреть ее получше, чтобы в группе нарисовать ее для календаря. В группе: дети отмечают день недели, погоду, желающие рисуют на специальной бумаге по трафарету ствол и главные ветки березы, рисуют листья, правильно передавая соотношение желтых и зеленых на дереве, на земле. Рядом рисуют куст.
Пятница. Воспитатель поручает 4 – 5 детям наблюдать за погодой, со всеми обходит всю территорию детского сада. Дети называют деревья, кустарники, травы, которые растут на других участках, отмечают красивые уголки, пейзажи, любуются ими. Воспитатель еще раз подчеркивает мысль, что территория детского сада – это «дом» для зеленых насаждений и для детей. Затем все наблюдают за животными участка (отыскивают насекомых, обращают внимание на птиц).
Понедельник. Воспитатель выясняет у детей, как они выполнили домашнее задание, хвалит тех, кто не забыл про него. Все вместе отмечают погоду в календаре за выходные дни. Рассматривают заполненную страницу сентябрьского календаря, обсуждают результаты наблюдений.
Комплексное занятие № 3.
«Растительный мир» с использованием предметных и предметно-схематических моделей - часть 1.1
Цель: обобщить понятия - природа, живое - неживое, среда обитания, сезонные изменения, травянистое растение, кустарник, дерево, строение растения.
Содержание заданий
1а. С какой ветки детки? Подбери пары: лист - плод. Соответствие осенних листьев плодам деревьев или кустарников.
16. Где лист дубовый, кленовый, березовый..? Сравни, как выглядят эти листья летом и осенью. Сопоставление листьев по окраске, образование прилагательных от названий деревьев.
2а. Путаница: вершки и корешки. Исправь ошибки. Подбор корней или корнеплодов к листьям и стеблям.
26. Назови растения. Какие части у них съедобные? Узнавание и называние овощей (злаков), беседа об использовании растений в пищу.
За. Угадай растения по силуэтам. Сравни, как они выглядят днем и ночью. Распознавание силуэтов отдельных растений или их частей в пейзаже.
36. Покажи дерево, кустарник, травянистое растение. Чем они похожи, а чем отличаются? Беседа о многообразии растительного мира, о видах растений, их отличительных признаках.
4а. С какого дерева листок? Узнавание листьев по форме, деревьев по кроне (подбор пар).
46. Назови деревья. Какие из них лиственные, а какие хвойные?
Узнавание
деревьев, сравнение лиственных и
хвойных по особенностям листьев (хвои),
приспособлению к смене времен года.
Дидактическая игра «Что растет в родном краю»
Цель: обучать детей понимать происходящие в природе процессы, давать им представления о значении растений, чтобы показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Обогащать словарь детей новыми названиями деревьев.
Ход игры:
Воспитатель: – Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас в Белоруссии. Если растут, хлопайте в ладоши, если нет, молчите.
Итак:
– Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
– Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.
– Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
– Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Теперь быстро:
– Слива. Осина. Каштан.
– Кофе. Рябина. Пальма.
– Дуб. Кипарис. Алыча.
– Тополь.
Сосна. Каланча.
Четвертая неделя.
Занятие № 4.
«Я знаю всех животных» с использованием предметно-схематических моделей. (часть 1.2)
Цель: узнать основные признаки распределения животного мира на группы, взаимосвязи между ними, зависимость от человека.
Тема повторения: Расскажи, кто и как построил эти "домики"?
Кто заботится о домашних животных? Как заботятся о себе дикие животные? и т.д.
Содержание заданий (вопросы, комментарии), часть которых сопровождается моделями
1а. Кто где живет?
Определение места обитания животных: океан, тундра, лес, степь, пустыня или тропики.
2б. Расскажи, кто обитает в океане, лесу, пустыне?..
Выделение групп животных по месту (среде) обитания. Беседа о приспособлении к жизни в определенных условиях, например: животные пустыни могут долгое время обходиться без воды и еды, легко переносят жару.
3а. Какой этап в развитии животного пропущен?
Восстановление цикла развития каждого животного.
3б. Назови взрослых животных и их детенышей.
Сравнение внешнего вида животных на разных этапах развития.
4а. Дополни каждый ряд.
Отнесение каждого животного к определенной группе (классификация).
46. Где дикие, а где домашние животные (птицы, насекомые)?
Выделение диких и домашних животных.
5а. Кто из животных какую пользу приносит?
Сопоставление животных с приносимой ими пользой (какие животные дают продукты питания, шерсть для одежды, лекарства; кто перевозит грузы и др.).
56.
Как животные помогают
человеку? Свободная беседа.
ОКТЯБРЬ.
Первая неделя.
Занятие № 5.
«Обитатели нашего уголка природы»
Цель: воспитывать умение задавать вопросы; воспитывать навыки культурного общения между детьми.
Программное содержание. Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные – живые существа. У них есть потребности в определенных условиях: для растений это тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – их пища, вода, место, где они строят гнездо, едят, отдыхают. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди, они заботятся о них, ухаживают.
Ухаживая
за обитателями уголка природы, получают
и расширяют знания о том, что им необходимо
для правильного роста и в повседневной
жизни, таким образом, дети привыкают к
“братьям нашим меньшим”, привязываются
к ним, беспокоятся о них.
Комплексное занятие № 6.
«Я знаю всех животных» с использованием предметно-схематических моделей – часть 2.1
Цель: начальная систематизация представлений о животном мире.
Содержание заданий, комментарии, темы для бесед
1а. Где чей детеныш? Узнавание домашних животных и их детенышей по внешним признакам.
16. "Собери" семью петуха, индюка, селезня. Узнавание домашних птиц. Беседа о том, что многие животные (даже некоторые рыбы) заботятся о своих детенышах - кормят, оберегают от врагов, учат добывать пищу и защищаться.
2а. Путаница: что не так? Исправь ошибки. Исправление неточностей во внешнем виде животных.
26. Сравни у этих животных части тела и окраску. Выявление сходства и различия во внешнем виде животных. Беседа о том, что особенности строения и окраски связаны с образом жизни животных, средой их обитания (перепонки на лапах для плавания, длинные уши - чуткий слух).
За. Где чей хвост? Узнавание отдельных частей тела животных.
36. Для чего животным хвосты? Беседа о значении хвоста в жизни животного (для плавания, для управления полетом, отгонять насекомых, привлекать красотой).
4а. Найди два силуэта одного и того же животного. Узнавание животного в разных силуэтах по характерным очертаниям тела.
46. Угадай по тени, кто это? Обратить внимание на то, что животные отличаются друг от друга не только отдельными частями тела или окраской, но и общей пластикой.
5а.
Найди пары животных. Отнесение животных
к одной группе (птицы, рыбы, жуки, пауки,
млекопитающие, пресмыкающиеся).
Вторая неделя.
Занятие № 7.
«Почему белые медведи не живут в лесу» с использованием предметно-схематических моделей.
Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии; воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию; активизировать словарь детей; совершенствовать слуховое восприятие.
Информация о работе Использование моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников