Использование моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:

теоретически обосновать и экспериментально доказать формы, методы и средства моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
Проверить эффективность использования этих методических приемов в процессе занятий с дошкольниками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..…..3

1. Теоретические основы экологического воспитания. …………..……......5

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований.

Задачи экологического воспитания в процессе

ознакомления с окружающим миром. ………………………….………5

1.2. Особенности умственного развития старших

дошкольников как условие для применения

метода моделирования. …………………………………………..……......9

1.3. Состояние практической работы по экологическому

воспитанию в ДДУ № 49 г. Бобруйска……………………………….....15


2. Изучение возможностей и результатов применения

метода моделирования в экологическом воспитании

дошкольников ……………………………………………………….…..18


2.1 Методика исследования использования моделирования

в экологическом воспитании дошкольников

5-6 летнего возраста.…………………………………………………..….18

2.2 Экспериментальная работа по исследованию

применения моделирования в экологическом

воспитании старших дошкольников…………………………….…..…..19

2.3.Результаты применения моделирования в

экологическом воспитании дошкольников.

2.3.1. Анализ результатов использования предметных моделей

в экологическом воспитании дошкольников……………………………24

2.3.2 Применение предметно-схематических моделей,

их возможности в экологическом воспитании….....................................28

2.3.3 Моделирование рассказа о природе как один

из способов применения метода моделирования

в процессе экологического воспитания.....................................................31


Заключение…………………………………………………………..35


Литература…………………………………………………………...36


Приложения………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по природе Использование моделирования в экологическом воспитании.doc

— 750.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки Республики Беларусь

Белорусский Государственный  Педагогический Университет  имени М. Танка 
 
 
 
 

          Факультет дошкольного воспитания

          Кафедра обшей и детской  психологии 
           
           
           
           

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Использование моделирования в  экологическом воспитании   старших дошкольников  
 
 
 

                Студентки заочного отделения группы №312  Казакевич    Оксаны Александровны 
                 

                Научный руководитель 

  
 
 
 
 
 
 

Минск  2003 год 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………..…..…..3

1. Теоретические основы экологического воспитания. …………..……......5

    1.1 Анализ  психолого-педагогических исследований.

    Задачи  экологического  воспитания в процессе

     ознакомления  с окружающим миром.   ………………………….………5

    1.2. Особенности  умственного развития старших 

    дошкольников  как условие для применения

    метода  моделирования. …………………………………………..……......9

    1.3. Состояние  практической работы по экологическому 

    воспитанию  в ДДУ № 49 г. Бобруйска……………………………….....15 

    2. Изучение возможностей и результатов применения

              метода моделирования в экологическом воспитании

              дошкольников ……………………………………………………….…..18 

    2.1 Методика  исследования использования моделирования 

    в экологическом  воспитании  дошкольников

    5-6 летнего возраста.…………………………………………………..….18

    2.2 Экспериментальная  работа по исследованию

    применения  моделирования в экологическом 

    воспитании  старших дошкольников…………………………….…..…..19

      2.3.Результаты  применения моделирования в 

      экологическом воспитании дошкольников. 

      2.3.1. Анализ результатов использования предметных моделей

      в экологическом воспитании дошкольников……………………………24 

      2.3.2 Применение предметно-схематических моделей,

      их  возможности в экологическом  воспитании….....................................28

      2.3.3 Моделирование рассказа о природе как один

      из  способов применения метода моделирования

      в процессе экологического воспитания.....................................................31 

Заключение…………………………………………………………..35 

Литература…………………………………………………………...36  

Приложения………………………………………………………….37 

Введение

       В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы.  Экологические проблемы встают сегодня не только как проблемы сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

       Единственная  стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности: человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Актуальность проблемы определили тему курсовой работы: "Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников ".

       Учитывая  исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза: если использовать на занятиях в средних и старших подготовительной группах детского сада  моделирование экологического характера, можно добиться видимых успехов в экологическом воспитании дошкольников.

      Цель  данного исследования:

    1. теоретически обосновать и экспериментально доказать формы, методы и средства моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
    2. Проверить эффективность использования этих  методических приемов  в процессе занятий с дошкольниками.

      Объектом  исследования является экологическое воспитание старших дошкольников.

      Предметом исследования выступает моделирование.

      Проблема  исследования: возможности и результаты применения метода моделирования в экологическом воспитании  дошкольников. 

      Проблема, предмет и цель предопределили следующие  задачи исследования:

    1. Выявить и проанализировать  психолого-педагогические исследования по данному вопросу.
    2. Разработать методические приемы экологического воспитания  дошкольников.
    3. Проверить опытно-экспериментальным путем в практике и сделать методические выводы.

      В ходе исследования были использованы следующие методы:

    1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания  дошкольников.
    2. Наблюдение за деятельностью дошкольников.
    3. Беседы с воспитателями о значимости экологического воспитания детей.
    4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанного моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
    5. Обобщение собственного опыта работы.

      Практическая  значимость работы заключается в совершенствовании методических приемов экологического воспитания дошкольников.

 

1. Теоретические основы экологического воспитания.

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований. Задачи экологического  воспитания в процессе ознакомления с окружающим миром.  

      В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Многие сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

      В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos — дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

      Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах: начальное представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельности; понятие, что любой объект живой природы существует, только пока есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели и исчезновению; как человек использует природу, выращивает и собирает урожай овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы; как пользуется дарами дикой природы (собирает грибы, ягоды, наслаждается красотой природы); 
 

      Воспитательных - формирование мотивов, потребностей (например, развить потребность с радостью приходить на помощь всем нуждающимся) и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни. Познакомить детей с окружающим миром, научить любить и ценить его — дело не из легких. Воспитатель, знакомя дошкольников с растениями, животными даёт представления о том, что этот мир — живой, причем очень хрупкий. Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

      Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь в игре. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения ребёнка к поступкам.

      В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено больше формирование экологического сознания, так как экологическое поведение формируется с годами.

      Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

      Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным1, Л.А.Венгером 2, Н.А.Ветлугиной3, Н.Н.Поддьяковым 4, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

      В основе метода моделирования  лежит принцип  замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

      В дошкольной педагогике разработаны  модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

      В дошкольном обучении применяются разные виды моделей5. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Информация о работе Использование моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников