Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель данного исследования:
теоретически обосновать и экспериментально доказать формы, методы и средства моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
Проверить эффективность использования этих методических приемов в процессе занятий с дошкольниками.
Введение…………………………………………………………………..…..…..3
1. Теоретические основы экологического воспитания. …………..……......5
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований.
Задачи экологического воспитания в процессе
ознакомления с окружающим миром. ………………………….………5
1.2. Особенности умственного развития старших
дошкольников как условие для применения
метода моделирования. …………………………………………..……......9
1.3. Состояние практической работы по экологическому
воспитанию в ДДУ № 49 г. Бобруйска……………………………….....15
2. Изучение возможностей и результатов применения
метода моделирования в экологическом воспитании
дошкольников ……………………………………………………….…..18
2.1 Методика исследования использования моделирования
в экологическом воспитании дошкольников
5-6 летнего возраста.…………………………………………………..….18
2.2 Экспериментальная работа по исследованию
применения моделирования в экологическом
воспитании старших дошкольников…………………………….…..…..19
2.3.Результаты применения моделирования в
экологическом воспитании дошкольников.
2.3.1. Анализ результатов использования предметных моделей
в экологическом воспитании дошкольников……………………………24
2.3.2 Применение предметно-схематических моделей,
их возможности в экологическом воспитании….....................................28
2.3.3 Моделирование рассказа о природе как один
из способов применения метода моделирования
в процессе экологического воспитания.....................................................31
Заключение…………………………………………………………..35
Литература…………………………………………………………...36
Приложения………………………………………………………….
Министерство Образования и Науки Республики Беларусь
Белорусский
Государственный
Педагогический Университет
имени М. Танка
Факультет дошкольного воспитания
Кафедра
обшей и детской
психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Использование
моделирования в
экологическом воспитании
старших дошкольников
Студентки
заочного отделения
группы №312 Казакевич
Оксаны Александровны
Научный
руководитель
Минск
2003 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы экологического воспитания. …………..……......5
1.1 Анализ
психолого-педагогических
Задачи экологического воспитания в процессе
ознакомления с окружающим миром. ………………………….………5
1.2. Особенности умственного развития старших
дошкольников как условие для применения
метода моделирования. …………………………………………..……......9
1.3. Состояние
практической работы по
воспитанию
в ДДУ № 49 г. Бобруйска……………………………….....15
2. Изучение возможностей и результатов применения
метода моделирования в экологическом воспитании
дошкольников ……………………………………………………….…..18
2.1 Методика
исследования использования
в экологическом воспитании дошкольников
5-6 летнего
возраста.…………………………………………………..
2.2 Экспериментальная работа по исследованию
применения моделирования в экологическом
воспитании
старших дошкольников…………………………
2.3.Результаты применения моделирования в
экологическом воспитании дошкольников.
2.3.1. Анализ результатов использования предметных моделей
в экологическом воспитании дошкольников……………………………24
2.3.2 Применение предметно-схематических моделей,
их
возможности в экологическом
воспитании…...................
2.3.3 Моделирование рассказа о природе как один
из способов применения метода моделирования
в
процессе экологического воспитания....................
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологические проблемы встают сегодня не только как проблемы сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности: человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Актуальность проблемы определили тему курсовой работы: "Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников ".
Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза: если использовать на занятиях в средних и старших подготовительной группах детского сада моделирование экологического характера, можно добиться видимых успехов в экологическом воспитании дошкольников.
Цель данного исследования:
Объектом исследования является экологическое воспитание старших дошкольников.
Предметом исследования выступает моделирование.
Проблема
исследования: возможности и результаты
применения метода моделирования в экологическом
воспитании дошкольников.
Проблема, предмет и цель предопределили следующие задачи исследования:
В ходе исследования были использованы следующие методы:
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании методических приемов экологического воспитания дошкольников.
1. Теоретические основы экологического воспитания.
1.1 Анализ
психолого-педагогических
исследований. Задачи
экологического
воспитания в процессе
ознакомления с окружающим
миром.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Многие сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos — дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательных
- формирование системы знаний об экологических
проблемах: начальное представление о
природе естественной, независимой от
человека и его деятельности; понятие,
что любой объект живой природы существует,
только пока есть необходимые условия,
нарушение которых ведет к его гибели
и исчезновению; как человек использует
природу, выращивает и собирает урожай
овощей, фруктов, разводит домашних животных,
цветы; как пользуется дарами дикой природы
(собирает грибы, ягоды, наслаждается красотой
природы);
Воспитательных - формирование мотивов, потребностей (например, развить потребность с радостью приходить на помощь всем нуждающимся) и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни. Познакомить детей с окружающим миром, научить любить и ценить его — дело не из легких. Воспитатель, знакомя дошкольников с растениями, животными даёт представления о том, что этот мир — живой, причем очень хрупкий. Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь в игре. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения ребёнка к поступкам.
В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено больше формирование экологического сознания, так как экологическое поведение формируется с годами.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным1, Л.А.Венгером 2, Н.А.Ветлугиной3, Н.Н.Поддьяковым 4, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей5. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.
Информация о работе Использование моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников