Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель данного исследования:
теоретически обосновать и экспериментально доказать формы, методы и средства моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
Проверить эффективность использования этих методических приемов в процессе занятий с дошкольниками.
Введение…………………………………………………………………..…..…..3
1. Теоретические основы экологического воспитания. …………..……......5
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований.
Задачи экологического воспитания в процессе
ознакомления с окружающим миром. ………………………….………5
1.2. Особенности умственного развития старших
дошкольников как условие для применения
метода моделирования. …………………………………………..……......9
1.3. Состояние практической работы по экологическому
воспитанию в ДДУ № 49 г. Бобруйска……………………………….....15
2. Изучение возможностей и результатов применения
метода моделирования в экологическом воспитании
дошкольников ……………………………………………………….…..18
2.1 Методика исследования использования моделирования
в экологическом воспитании дошкольников
5-6 летнего возраста.…………………………………………………..….18
2.2 Экспериментальная работа по исследованию
применения моделирования в экологическом
воспитании старших дошкольников…………………………….…..…..19
2.3.Результаты применения моделирования в
экологическом воспитании дошкольников.
2.3.1. Анализ результатов использования предметных моделей
в экологическом воспитании дошкольников……………………………24
2.3.2 Применение предметно-схематических моделей,
их возможности в экологическом воспитании….....................................28
2.3.3 Моделирование рассказа о природе как один
из способов применения метода моделирования
в процессе экологического воспитания.....................................................31
Заключение…………………………………………………………..35
Литература…………………………………………………………...36
Приложения………………………………………………………….
1.3. Состояние практической работы по экологическому воспитанию в ДДУ № 49 г. Бобруйска.
Коллектив ДДУ прекрасно осознаёт, что дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. В саду проводятся систематизированные занятия, в ходе которых формируются экологические представления, являющиеся основой знаний о природной среде, бережном к ней отношении. Дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать экологические связи: связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры детей, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание. Через познание данных связей и отношений дошкольники изучают окружающий мир, получают первые представления об экологии, и полученные знания способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи. Постоянное внимание воспитателей к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес детей к экологии. При описательном изучении интерес у детей постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным.
Педагоги детского сада проводят игровое, проблемное обучение, выделяя три уровня изучения природы.
Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними.
Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.
Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе прежде всего? Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает детям на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.
Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.
Коллектив ДДУ придаёт очень большое значение раскрытию связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется в воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.
Руководитель коллектива ДДУ понимает, что не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Но материал об экологических связях является обязательным элементом на занятиях в группах. Получая таким образом определенную систему знаний, дошкольники также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.
Педагоги пытаются реализовать комплексную программу обучения детей основам экологии, природопользования и правам человека. Делая акцент на экологической культуре, задаваясь такими основными рамками, как:
Непременное условие работы педагогов детского сада активное вовлечение детей в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел много: это внутреннее и внешнее озеленение детского сада, уход за цветниками, сбор плодов и семян растений и тому подобное. Дети участвуют в подготовке почвы к посевам и посадкам на участках (повторная перекопка земли, рыхление, оформление клумб, гряд), в посевах и посадках (посев семян, луковиц гладиолусов и др.), уходе за растениями (полив, рыхление, прополка).
Из всего сказанного
раннее следует, что коллектив сада
считает, что воспитание, основанное на
раскрытии конкретных экологических связей,
поможет детям усвоить правила и нормы
поведения в природе. И в ходе работы
делают выводы, что родителям, воспитателям
очень нужен сегодня полноценный комплект
пособий, который позволил бы построить
правильно стратегию эколого-воспитательной
работы с малышами, выбрать наиболее адекватные
методы и подходы.
2. Изучение возможностей и результатов применения метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
2.1
Методика исследования
использования моделирования
в экологическом воспитании
дошкольников 5-6летнего
возраста.
Эксперимент проводился на базе детского сада № 49 города Бобруйска в старшей группе (список детей в Приложении 1). Все дети с удовольствием принимали участие в эксперименте, вели себя раскованно, свободно. Было проведено исследование уровня экологической воспитанности на начало учебного года в экспериментальной и контрольной группах. Затем исследование повторялось через 3 месяца, после того, как с детьми экспериментальной группы проводились обучающие занятия основам экологии и природопользования с использованием метода моделирования.
Степень освоенности материала определялась по следующим критериям:
Результаты
исследования приводятся в Приложении
3,4,5,6,7.
2.2
Экспериментальная
работа по исследованию
применения моделирования
в экологическом воспитании
старших дошкольников.
Исследование проводилось на протяжении 3-х месяцев.
На I этапе исследования, в сентябре, изучалась и анализировалась работа воспитателя детского сада, осуществляемая с детьми ранее. Выбирались две группы: обычная группа, которая будет являться контрольной, и экспериментальная группа, в которой будут проводиться занятия с использованием моделирования экологической направленности. В это время идет комплектование группы и я, посредством наблюдения за деятельностью детей и, давая специально подобранные задания, определяю уровень развития речи и уровень экологической воспитанности. Сходное исследование проводим и в обычной группе.
Вначале детям было предложено задание № 1. (Проверка словарного запаса детей).
Детей попросили назвать предметы, относящееся к различным смысловым группам, для этого были заданы следующие вопросы:
– Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?
– Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?
– Какие ты знаешь деревья, цветы?
– Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
– Какую ты знаешь мебель?
– Какую ты знаешь посуду?
– Какую ты знаешь одежду, обувь?
Результаты этого задания позволили составить самое общее представление о богатстве и бедности словарного запаса детей: одни дети называли, например, множество разных животных, включая и «экзотических», а другие ограничивались только «кошкой и собакой». То же самое и в отношении всех других смысловых групп предметов. В частности, из овощей дети нередко называли «картошку и морковь», а из птиц – ворону. Делая вывод можно сказать, что в подобных случаях нужно немедленно приступать к обогащению словарного запаса детей, как бы наполняя конкретным содержанием каждое из названных обобщенных понятий.
Задание №2. Знания о животном мире.
В 5-6 лет дети необыкновенно наблюдательны и любознательны. Их интересуют самые разные вопросы о животных: где они живут, чем питаются, как спасаются от врагов, спят ли, какие у них детеныши?.. К этому возрасту накапливается достаточно знаний для их начальной систематизации и "открытия" некоторых закономерностей:
• Внешний вид животных связан со средой обитания и образом жизни. Так, например, рыбы приспособились жить в воде (у них обтекаемое туловище, хвост и плавники для плавания, жабры для дыхания). Среда обитания птиц и насекомых - наземно-воздушная (по земле они передвигаются на ногах, а в воздухе - с помощью крыльев).
• Строение частей тела и окраска покрова определены их функциями. Так, клювы разной длины и формы у птиц позволяют по-разному добывать корм - склевывать с земли, доставать из шишек, вылавливать из воды. Рыжую белку не видно на стволе сосны, а белого зайца на снегу.
• Все живое постоянно изменяется - животные рождаются, растут, развиваются, выводят детенышей. Животные нуждаются в пище, тепле, свете.
• В природе огромное множество разных животных, но все они по основным признакам распределяются на несколько групп - насекомые, рыбы, птицы, животные…
• В природе все взаимосвязано (экосистемы, экоцепочки), а ее благополучие во многом зависит от человека (экологическая культура).
Для анализа использовались вопросы, включённые в комплексные занятия №№ 3,9,10,12. (Приложение 2). Результаты приведены далее в сводной таблице (Приложения 6,7).
Старшие дошкольники имеют довольно обширные знания о животных, могут не только описать их внешний вид, но и рассказать о повадках, среде обитания (“Зайцы днем не бегают, они боятся, что их лиса или волк увидят. Заберутся под кустик и спят с открытыми глазами”). Кроме того, они способны к классификации, группировке, например, довольно легко выполняют такие задания: “Отбери картинки, на которых нарисованы перелетные (зимующие) птицы”; “Найди, кто летает, бегает, плавает”.
Задание № 3
Знания о растительном мире.
В старшем дошкольном возрасте экологический кругозор заметно расширяется и систематизируется. У детей складывается начальное представление о связи живого и неживого в природе, об экосистемах и роли человека в их сохранении или нарушении. Они познают достаточно сложные закономерности из жизни растений: зависимость внешнего вида от условий произрастания, стадии роста и развития (их последовательность и цикличность), единство и многообразие растительного мира, его постоянное изменение. В словарь дошкольника наряду с конкретными названиями (подорожник, василек, астра, смородина, береза...) входят обобщающие понятия - такие, как: природа, живое - неживое, среда обитания, сезонные изменения, травянистое растение, кустарник, дерево, строение растения (корень или корнеплод, стебель или ствол, лист, цветок, плод, семена) и др.
Для анализа использовались вопросы, включённые в комплексные занятия №№ 1,4,6,8 (Приложение 2). Результаты отражены в приложении 6,7.
У детей старшего дошкольного возраста обнаруживается высокий уровень сравнения, умения пользоваться сравнением при овладении новыми знаниями. Они сравнивают не только по контрасту, но и по сходству, делают это в правильной последовательности. Их рассказы-сравнения четки, точны, эмоциональны.
Задание № 4. Проверка сформированности грамматических систем.
Информация о работе Использование моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников